г. Пермь
07 августа 2008 г. |
Дело N А50-6531/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.08.2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07.08.2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Григорьевой Н. П.
судей Гуляковой Г.Н., Богдановой Р.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якимовой Е.В.
при участии:
представителя заявителя военного прокурора Приволжско-Уральского военного округа Морковина М.Ю. - по доверенности N 4/9392/100 от 24.12.2007г., удостоверение ВО N 000757
в отсутствие представителей заинтересованного лица ИФНС России по Свердловскому району г. Перми и третьего лица 182 военного склада
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица ИФНС России по Свердловскому району г. Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края от 30 мая 2008 года
по делу N А50-6531/2008,
принятое судьей Шафранской М.Ю.
по заявлению военного прокурора Приволжско-Уральского военного округа
к ИФНС России по Свердловскому району г. Перми
третье лицо: 182 военный склад
о признании действий незаконными,
установил:
Заместитель военного прокурора Приволжско-Уральского военного округа (далее заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконными действий ИФНС России по Свердловскому району г. Перми по регистрации 182 военного склада, выразившихся во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи N 1035900495916 от 09.01.2003 года.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 30.05.2008 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИФНС России по Свердловскому району г. Перми обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как принятое с нарушением норм материального права, указывает, что в силу норм Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001г. "О государственной регистрации юридических лиц" государственная регистрация носит заявительный характер, в обязанности регистрирующего органа не входит проверка достоверности сведений, указанных в документах, представленных на государственную регистрацию, статус юридического лица 182 военного склада подтверждается представленными в регистрирующий орган документами.
ИФНС России по Свердловскому району г. Перми, 182 военный склад надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в заседание суда не направили, что в порядке ч.3 ст. 156, ч.2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, пояснил суду, что 182 военный склад не являлся юридическим лицом, Министр обороны РФ и Правительство РФ решения о создании юридического лица - 182 военного склада не принимали, начальник продовольственной службы Приволжско-Уральского военного округа полномочиями по принятию решений о создании государственных учреждений Министерства обороны не обладает, Положение о 182 военном складе утверждено неуполномоченным на то должностным лицом, а также не содержит обязательных сведений об организационно-правовой форме юридического лица.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, военной прокуратурой Приволжско-Уральского военного округа была проведена проверка государственного учреждения - 182 военного склада, в ходе которой было установлено, что 09.01.2003г. ИФНС России по Свердловскому району г. Перми в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о регистрации юридического лица - 182 военного склада в форме государственного учреждения на основании сведений по форме N Р17001 о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" N 129-ФЗ от 08.08.2001г. (л.д.16-19).
Должностными лицами военной прокуратуры было установлено, что до государственной регистрации 09.01.2003г. 182 военный склад не обладал статусом юридического лица, Министр обороны РФ решение о создании такого юридического лица не принимал, устав 182 военного склада не утверждал.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения военного прокурора в арбитражный суд с заявлением о признании действий регистрирующего органа по внесению записи о регистрации юридического лица - государственного учреждения 182 военного склада, незаконными.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции установил, что внесение инспекцией записи о юридическом лице - 182 военном складе противоречит требованиям ФЗ РФ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" N 129-ФЗ от 08.08.2001г.
Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд полагает, что оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В соответствии с п. 3 ст. 26 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" N 129-ФЗ от 08.08.2001г. (далее Закон) уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Подпунктами "а"-"д" и "л" п. 1 ст.5 Закона предусмотрено, что в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице: полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в государственном реестре указывается также наименование юридического лица на этих языках; организационно- правовая форма; адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом; способ образования юридического лица (создание или реорганизация); сведения об учредителях юридического лица; фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
В силу ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Согласно п. 1 ст. 52 ГК РФ юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора, а в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
В соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996г. N 61-ФЗ "Об обороне", Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11.11.1998г. N 1357, действовавшим до и в период внесения инспекцией в реестр спорной записи, вопросы создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации относились к компетенции министра обороны Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что представленное 182 военным складом сообщение в регистрирующий орган по форме Р17001 не содержало сведений об учредителях, а также собственнике учреждения (раздел 6 сообщения).
Таким образом, сообщение по форме Р17001, поданное 182 военным складом в регистрирующий орган, не соответствовало требованиям, предъявляемым ст. 5 Закона.
Согласно пп. "а" п. 1 ст. 23 Закона отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Законом необходимых для государственной регистрации документов.
Кроме того, как верно установлено судом первой инстанции, Положение о 182 военном складе утверждено неуполномоченным лицом, в положении отсутствуют сведения об организационно-правовой форме юридического лица (л.д.32-35).
Таким образом, материалами дела подтверждается, что решение о придании 182 военному складу статуса юридического лица Министерство обороны Российской Федерации не принимало, 182 военный склад утвержденных в установленном порядке учредительных документов не имеет; в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества у него нет, он финансируется из федерального бюджета и не может по своему усмотрению распоряжаться этими средствами и отвечать ими по своим обязательствам.
Доказательств регистрации 182 военного склада в качестве юридического лица в организационно-правовой форме государственного учреждения до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" N 129-ФЗ от 08.08.2001г. материалы дела не содержат.
Имеющееся в материалах дела свидетельство о постановке на учет 182 военного склада в качестве юридического лица, а также информационное письмо Пермоблкомстата такими доказательствами не являются (л.д.37-38).
В связи с этим у налогового органа также отсутствовали основания для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 г.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные прокурором требования.
Доводы инспекции на то обстоятельство, что регистрация юридических лиц носит заявительный характер, и регистрирующий орган не обязан проверять достоверность сведений, указанных в документах, представленных на государственную регистрацию, отклоняются судом апелляционной инстанции в силу того, что инспекция обязана проверять полноту сведений в документах, представленных организацией для внесения их в Единый государственный реестр юридических лиц.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии ос ст.ст. 110, 112 АПК РФ, пп. 12 п.1 ст. 333.21 НК РФ с ИФНС России по Свердловскому району г. Перми подлежит взысканию в доход федерального бюджета госпошлина по апелляционной жалобе в сумме 1000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 30.05.2008 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ИФНС России по Свердловскому району г. Перми в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 (Одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н. П. Григорьева |
Судьи |
Г.Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-6531/2008-Г13
Истец: Министерство обороны РФ, Военный прокурор Приволжско-Уральского военного округа
Ответчик: ИФНС России по Свердловскому району г. Перми
Заинтересованное лицо: Государственное учреждение 182 военный склад
Хронология рассмотрения дела:
07.08.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5094/08