г. Пермь |
|
28 августа 2009 г. |
Дело N А50-10547/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 августа 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Полевщиковой С. Н.
судей Сафоновой С.Н., Борзенковой И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мокрецовой В.В.
при участии:
от заявителя Межрайонной ИФНС России N 1 по Пермскому краю: не явились, извещены надлежащим образом,
от ответчика Управления Федеральной миграционной службы по Пермскому краю: не явились, извещены надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя Межрайонной ИФНС России N 1 по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края от 30 июня 2009 года
по делу N А50-10547/2009,
принятое судьей Дубовым А.В.
по заявлению Межрайонной ИФНС России N 1 по Пермскому краю
к Управлению Федеральной миграционной службы по Пермскому краю
о взыскании 5000 руб.,
установил:
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Пермскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Управления Федеральной миграционной службы по Пермскому краю (далее - Управление) налоговой санкции по п. 2 ст. 129.1 НК РФ в сумме 5000 руб.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 30 июня 2009 года в удовлетворении требований инспекции отказано.
Не согласившись с судебным актом, инспекция обратилась с жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, инспекцией соблюден порядок производства по делу о налоговом правонарушении, установленный в ст. 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Налоговый орган заблаговременно известил Управление о времени и месте рассмотрения возражений по акту (уведомление N 04-23/22381 от 17.11.2008 направлено по почте 17.11.2008 и получено представителем налогоплательщика 24.11.2009).
11.12.2008 акт проверки был рассмотрен заместителем начальника инспекции в отсутствие извещенного надлежащим образом Управления, что подтверждается протоколом рассмотрения материалов проверки N 258П от 11.12.2008.
Управление представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Указывает, что инспекция в нарушение п. 7 ст. 101.4 НК РФ не уведомила Управление о времени и месте рассмотрения акта налоговой проверки.
Этот вывод подтверждает тот факт, что решение инспекции N 04-23/258 от 16.12.2008 вынесено 16.12.2008, а не 11.12.2008.
Кроме того, правомерность привлечения Управления в соответствии с решением инспекции N 04-23/228 от 06.06.2008 не была подтверждена, в суд с исковым заявлением о взыскании штрафа инспекция не обращалась.
Стороны явку представителей в судебное заседание не обеспечили; о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 266, пунктом 1 статьи 123, пунктами 1, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба ответчика рассмотрена в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ) в части соблюдения налоговым органом порядка производства по делу о налоговом правонарушении, от лиц, участвующих в деле, возражений в порядке ч. 5 ст. 268 АПК РФ не поступило.
Как следует из материалов дела, решением налогового органа N 04-23/258 от 16.12.2008г. должник привлечен к налоговой ответственности по п. 2 ст. 129.1 НК РФ в виде штрафа в сумме 5000 руб.
Основанием для вынесения названного решения послужил факт не сообщения должником налоговому органу в нарушение п. 3 ст. 85 НК РФ сведений о факте регистрации физического лица (гр. Епишина В.П.) по месту жительства, при этом решением N 04-23/234 от 01.08.2008 инспекции Управление уже было привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 129.1 НК РФ за аналогичное правонарушение.
Инспекция обратилась в арбитражный суд с целью взыскания с Управления налоговой санкции по п. 2 ст. 129.1 НК РФ в сумме 5000 руб.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что в нарушение п.п. 2 и 4 ст. 101 НК РФ Управление не было извещено о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.
Изучив материалы дела, заслушав представителя инспекции, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд полагает, что оснований для отмены обжалуемого судебного акта в обжалуемой части не имеется.
В соответствии со ст. 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 настоящего Кодекса.
На основании ст. 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение. Об отказе лица, совершившего налоговое правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.
Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения.
Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом.
Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.
По истечении срока, указанного в пункте 5 настоящей статьи, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение.
Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя.
О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно.
Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
При рассмотрении акта могут оглашаться составленный акт, иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Отсутствие письменных возражений не лишает этого лица права давать свои объяснения на стадии рассмотрения акта.
При рассмотрении акта заслушиваются объяснения лица, привлекаемого к ответственности, исследуются иные доказательства.
В ходе рассмотрения акта и других материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа устанавливает, допускало ли лицо, в отношении которого был составлен акт, нарушения законодательства о налогах и сборах, образуют ли выявленные нарушения состав налоговых правонарушений, содержащихся в настоящем Кодексе, имеются ли основания для привлечения лица, в отношении которого был составлен акт, к ответственности за совершение налогового правонарушения, выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, либо об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.
На основании п. 12 ст. 101.4 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.
В связи с обнаружением фактов, свидетельствующих о совершении Управлением предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушений (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных ст.ст. 120, 122, 123), инспекцией составлен акт N 04-23/258 от 17.11.2008, которым Управление привлечено к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 129.1 НК РФ, за не сообщение регистрирующему органу сведений о регистрации физического лица по месту жительства в виде взыскания штрафа в сумме 5000 рублей и предложено Управлению предоставить сведения о регистрации по месту жительства в отношении Епишина В.П. (л.д. 4).
Данный акт направлен в адрес Управления заказным уведомлением N 04-23/13954 от 17.11.2008.
Письмом N 04-23/22381 от 17.11.2008 инспекция сообщает учреждению о том, что рассмотрение письменных возражений по акту N 04-23/258 от 17.11.2008 об обнаружении фактов, свидетельствующих о совершении Управлением предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушений (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных ст.ст. 120, 122, 123), состоится 11.12.2008 в 12 часов 00 минут по адресу: г. Кудымкар, ул. Герцена, 52 каб. 24.
Данное письмо получено представителем Управления 24.11.2009 согласно почтового уведомления о вручении (л.д. 6).
Решение инспекции о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение N 04-23/258 принято 16.12.2008 в отсутствие Управления, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения акта (л.д. 11-12).
Из текста письма N 04-23/22381 от 17.11.2008 следует, что Управление было приглашено 11.12.2008 на рассмотрение письменных возражений по акту N 04-23/258 от 17.11.2008, а не на рассмотрение акта и материалов проверки.
Доказательств извещения Управления о том, что решение по результатам проверки запланировано на 11.12.2008, материалы дела не содержат.
Таким образом, инспекцией нарушено требование, изложенное в п. 7, 8 ст. 101.4 НК РФ, что является согласно п. 12 ст. 101.4 НК РФ основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
На основании изложенного, доводы апелляционный жалобы подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права.
При данных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, решение суда следует оставить без изменения.
В силу подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ налоговый орган освобожден от уплаты госпошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 30.06.2009г. по делу N А50-10547/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 1 по Пермскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
С. Н. Полевщикова |
Судьи |
С.Н. Сафонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-10547/2009-А7
Истец: Межрайонная ИФНС России N 1 по Пермскому краю
Ответчик: Управление Федеральной миграционной службы по Пермскому краю
Хронология рассмотрения дела:
25.08.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7052/09