г. Пермь
06 марта 2009 г. |
Дело N А60-25761/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 марта 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Снегура А. А.,
судей Казаковцевой Т.В., Жуковой Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фарбазовой О.Ф.,
при участии:
от истца, государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 1, Вальтер Н.Л., доверенность N 42 от 30.12.2008 года;
от ответчика, территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - управление социальной защиты населения г. Североуральска, не явились,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
истца, государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 1
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 декабря 2008 года
по делу N А60-25761/2008,
принятое судьей Оденцовой Ю.А.,
по иску государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 1
к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - управление социальной защиты населения г. Североуральска
о взыскании ущерба,
установил:
Государственное учреждение - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 1 (далее - Фонд социального страхования, истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - управление социальной защиты населения г. Североуральска (далее - управление социальной защиты, ответчик) о взыскании ущерба в размере 67 200 руб., причиненного истцу в результате незаконной выплаты в 2007 году единовременных пособий гражданам при рождении ребенка, на основании статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования в Российской Федерации".
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил заявленные исковые требования, просил взыскать ущерб в размере 57 600 руб. (л.д. 113). Уменьшение размера исковых требований принято арбитражным судом.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 12.12.2008 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец, не согласившись с принятым судебным актом, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, заявленные исковые требования удовлетворить.
Полагает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Ссылаясь на Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", пункт 3.1 постановления Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22, пункт 23 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 865 "Об утверждении положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей", указывает, что выплата спорных пособий должна быть произведена за счет соответствующего бюджета федеральных органов исполнительной власти, в которых служит отец ребенка, а не через органы социальной защиты населения.
По мнению истца, неверным является вывод суда первой инстанции о том, что основанием для выплаты за счет средств Фонда социального страхования единовременного пособия при рождении ребенка является рождение ребенка у неработающего гражданина, и ответчик в рассматриваемых правоотношениях выступает как страхователь. Считает, что ответчик выступает не как страхователь, а как сторона по договору о перечислении средств (финансирования) на выплату пособий неработающим гражданам.
Указывает, что материалами дела подтверждается не перечисление страховых взносов ответчиком, а перечисление органу социальной защиты населения денежных средств на выплату пособий неработающему населению согласно заключенному между истцом и ответчиком договору, в связи с чем ответчик, выплатив спорные суммы неработающему родителю, в то время как второй родитель проходит военную и приравненную к ней службу, нарушил права истца на осуществление целевых выплат.
Ответчиком представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Указывает, что поскольку родителям, проходившим службу, пособие на рождение ребенка не выплачивалось, то второй родитель, который не работал, имел право на обращение в органы социальной защиты населения за выплатой указанного пособия. Пособие выплачивалось неработающему родителю, поэтому нарушения действующего законодательства со стороны ответчика не было.
По мнению ответчика, истцом не доказан факт причинения вреда.
В судебном заседании представителем истца были поддержаны доводы апелляционной жалобы.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителя не направил, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
От ответчика поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между государственным учреждением - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и территориальным отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области - управление социальной защиты населения г. Североуральска был заключен договор о перечислении средств (финансировании) на выплату пособий неработающим гражданам N 225/03 от 15.04.2004 года (л.д. 103-104), а также дополнительное соглашение от 30.12.2004 года (л.д. 105).
Предметом настоящего договора является перечисление истцом средств согласно предварительной заявке поквартально ответчику на выплату пособий неработающим гражданам, имеющим право в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (пункт 1.1 договора).
Согласно пункту 2.1.1 данного договора, истец обязуется произвести перечисление денежных средств в соответствии с заявкой в течение 10 дней со дня ее получения.
В соответствии с пунктом 2.2.1 названного договора истец имеет право контролировать правильность и целенаправленность расходования средств обязательного социального страхования в соответствии с Инструкцией о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования.
Ответчик обязуется обеспечить целенаправленное расходование перечисленных денежных средств в соответствии с действующим законодательством об обязательном социальном страховании (пункт 2.3.1 договора), представлять истцу предварительную заявку (Приложение N 1) необходимых средств на предстоящий квартал на основании фактических расходов текущего квартала не позднее 15 числа последнего месяца текущего квартала (пункт 2.3.2 договора) и представлять ежеквартально не позднее 8 числа первого месяца квартала, следующего за отчетным кварталом, отчетность о произведенных выплатах пособий неработающим гражданам по установленной форме (приложение N 2) (пункт 2.3.3 договора).
На основании пункта 2.3.2 договора N 225/03 от 15.04.2004 года ответчик направил истцу соответствующие заявки на перечисление денежных средств, необходимых для выплаты пособий неработающим гражданам в 2007 году.
В соответствии с указанными заявками истец перечислил ответчику денежные средства, необходимые для выплаты единовременных пособий при рождении ребенка неработающим гражданам, в том числе, и спорные денежные средств в сумме 57 600 рублей.
Спорные денежные средства были выплачены ответчиком в качестве единовременных пособий при рождении ребенка соответствующим неработающим гражданам, что подтверждается материалами дела.
11.03.2008 года филиалом N 1 ГУ - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации вынесено решение о проведении документальной выездной проверки страхователя - управления социальной защиты населения г. Североуральска с целью осуществления контроля за правильностью расходования средств Фонда социального страхования на выплаты государственных пособий неработающему населению в 2007 году (л.д. 17).
По результатам проверки составлен акт N 312 от 31.03.2008 года (л.д. 19-23), из которого следует, что в нарушение статьи 4 Федерального закона от 19.05.1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", ответчиком произведены выплаты пособия при рождении ребенка неработающему родителю, тогда как второй родитель имеет место работы (службы).
Из акта также усматривается, что управлением социальной защиты населения г. Североуральска необоснованно произведено расходование средств Фонда социального страхования Российской Федерации на выплату пособий неработающему населению в сумме 67 200 руб., ответчику предложено вернуть денежные средства, выплаченные с нарушением законодательных и нормативных актов Российской Федерации в указанном размере.
Ответчиком на данный акт представлены возражения, в которых он указывает, что выплаты производились в соответствии с письмом Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 15.06.1999 года N 14-1-1231, которое не отменено по настоящее время, и в котором прямо указано, что единовременное пособие при рождении ребенка в случаях, когда отец ребенка является военнослужащим, работником милиции, пожарной охраны, а мать ребенка не работает, назначается и выплачивается через органы социальной защиты населения (л.д. 25-26).
08.05.2008 года истцом вынесено решение, в соответствии с которым не принимаются в счет средств, полученных от ГУ - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, расходы, произведенные территориальным отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области - управление социальной защиты населения г. Североуральска, на выплаты государственных пособий неработающему населению в 2007 году с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию, либо не подтвержденные документами в установленном порядке, в сумме 67 200 руб. (л.д. 30-32).
Истец обратился к ответчику с требованием о возврате в срок до 31.05.2008 года средств, полученных и направленных им на выплаты государственных пособий неработающему населению в 2007 года, в размере 67 200 руб. (л.д. 33-34).
В ответ на данное требование ответчик направил истцу письмо, в котором указывает на несогласие с результатами проверки, предлагает решить вопрос о взыскании суммы в судебном порядке (л.д. 35).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств нарушения имущественных прав Фонда социального страхования; наличия обязанности истца по выплате единовременных пособий по рождению ребенка; из того, что выплата истцом названных единовременных пособий не является для него убытками, поскольку произведена в рамках деятельности страховщика, а не в результате нарушения его прав и причинения вреда.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) принятого судебно акта в силу следующего.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статьи 1064 названного кодекса вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Возмещение убытков - это мера гражданско-правовой ответственности, и ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом. Такими условиями являются: факт наступления вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинная следственная связь между двумя первыми элементами, вина причинителя вреда, размер причиненного вреда.
Согласно пунктам 3, 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон об основах обязательного социального страхования), страховщики имеют право: не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации; обращаться в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда, в том числе предъявлять регрессные иски о возмещении понесенных расходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 утверждено Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации, абзацем 3 пункта 18 которого предусмотрено, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что в предмет доказывания со стороны Фонда социального страхования по данному делу входит, в том числе, факт нарушения прав Фонда путем причинения вреда его имуществу либо факт возмещения страхователю вреда, причиненного иным лицом.
В соответствии со статьей 1 Закона об основах обязательного социального страхования обязательное социальное страхование является частью системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое страхование работающих граждан и иных категорий граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
В силу требований указанного закона и Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации Фонд социального страхования является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, основными функциями Фонда социального страхования являются обеспечение гарантированных государственных пособий и осуществление действий по выплате именно страховых возмещений.
Обязанность истца по выплате единовременных пособий при рождении ребенка вытекает из пункта 6 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, который относит обеспечение выплаты гарантированных государством единовременных пособий при рождении ребенка к основным задачам Фонда.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 7, пунктом 11 части 2 статьи 8 Закона об основах обязательного социального страхования видами социальных страховых рисков является, в том числе материнство, при этом каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения, к которым относится и единовременное пособие при рождении ребенка.
Статьей 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон о государственных пособиях гражданам, имеющим детей), устанавливающей виды государственных пособий, предусмотрено и единовременное пособие при рождении ребенка.
Таким образом, единовременное пособие по рождению ребенка является одним из видов страхового обеспечения, осуществление которого возложено на Фонд социального страхования Российской Федерации. Осуществляя выплату единовременного пособия при рождении ребенка, истец действует в рамках исполнения обязанностей страховщика.
Порядок назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка регулируется Положением о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 865.
На основании пункта 21 названного Положения право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее.
Согласно пункту 23 указанного Положения, единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается одному из родителей либо лицу, его заменяющему, по месту работы (службы, учебы), а если родители либо лицо, их заменяющее, не работает (не служит, не учится) - органом социальной защиты населения по месту жительства ребенка.
Статьей 4 Закона о государственных пособиях гражданам, имеющим детей предусмотрено, что выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет: средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, служба в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком женщинам, проходящим военную службу по контракту; лицам, проходящим службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов.
Из буквального толкования приведенной нормы закона усматривается, что за счет средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба и приравненная к ней служба единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается только женщинам, проходящим указанную службу, и не следует, что данные пособия за счет средств федерального бюджета могут выплачиваются лицам мужского пола, проходящим такую службу.
Учитывая изложенное, норма, предусмотренная пунктом 23 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, не может рассматриваться как исключающая возможность выплаты за счет средств Фонда социального страхования единовременного пособия при рождении ребенка неработающей супруге военнослужащего или лица, проходящего приравненную к военной службу.
Доказательства получения единовременных пособий при рождении ребенка лицами, которым произведены спорные выплаты, также и за счет средств федерального бюджета, выделенных в установленном порядке соответствующим федеральным органам исполнительной власти ("двойных выплат"), в материалах дела отсутствуют.
На основании пунктов 3.1, 3.8 постановления Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22, отделения (филиалы отделений) Фонда осуществляют расходование средств обязательного социального страхования на перечисление органам социальной защиты населения средств на выплату единовременного пособия при рождении ребенка неработающим гражданам, при этом перечисление средств органам социальной защиты населения на выплату пособий неработающим гражданам производится по договорам, предварительным заявкам и расчетам органов социальной защиты населения, заявки и расчеты необходимых средств на предстоящий квартал представляются органом социальной защиты населения в отделение Фонда на основании фактических расходов текущего квартала не позднее 15 числа последнего месяца текущего квартала, отделения Фонда авансируют органы социальной защиты населения в соответствии с заявкой в течение 10 дней со дня ее получения, орган социальной защиты населения ежеквартально представляет отделению Фонда не позднее 8 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчетность о произведенных выплатах пособий неработающим гражданам по установленной форме, после чего производятся взаимные расчеты.
Сложившиеся на основании норм законодательства и договора правоотношения между истцом и ответчиком следует рассматривать как отношения по обязательному социальному страхованию, поскольку истец реализует свои функции страховщика, а ответчик в отсутствие в данном случае конкретного страхователя (работодателя) взял на себя исполнение определенных функций страхователя (по рассмотрению заявлений неработающих граждан при наступлении страхового случая, выплате предусмотренных законодательством пособий).
Исходя из этого, в рассматриваемых отношениях истец действует в рамках возложенных на него обязательств страховщика по осуществлению выплаты пособий при наступлении страхового случая. Понесенные истцом расходы по выплате соответствующих пособий не могут быть признаны нецелевыми.
Истец, обращаясь в суд с иском о возмещении ущерба, какие-либо доказательства, указывающие на нарушение его имущественных прав, возмещение им вреда, причиненного другим лицом, в материалы дела не представил.
При данных обстоятельствах, произведенные Фондом социального страхования за счет своих средств затраты на выплату единовременных пособий при рождении ребенка не подпадают под понятие ущерба, а действия ответчика по осуществлению данных выплат не образуют состав гражданско-правового нарушения, в связи с чем судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении заявленных исковых требований.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правовых оснований для отмены (изменения) решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Федеральным законом от 25.12.2008 года N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации дополнен подпунктом 1.1, согласно которому от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Согласно статье 31 указанного закона, настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статей 5 и 14 настоящего Федерального закона. Статьи 5 и 14 вступают в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования (с 29.01.2009 года).
При осуществлении своей деятельности Фонд социального страхования исполняет функции государства в области социального обеспечения, осуществляет некоторые полномочия органа государственной власти, следовательно, действие названной нормы, предусматривающей освобождение от уплаты государственной пошлины, распространяется и на случаи обращение Фонда в арбитражные суды в качестве истца или ответчика.
Таким образом, поскольку на момент рассмотрения апелляционной жалобы заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 декабря 2008 года по делу N А60-25761/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
А. А. Снегур |
Судьи |
Т.В. Казаковцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-25761/08
Истец: ГУ СРО ФСС РФ Филиал N 1
Ответчик: ТОИОГВСО Управление социальной защиты населения г. Североуральска
Хронология рассмотрения дела:
06.03.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1088/09