Влияние содержания рапорта военнослужащего на получение им жилого
помещения по месту прохождения военной службы до издания приказа
об увольнении с военной службы
Не секрет, что многие военнослужащие прибегают к помощи юристов не заблаговременно, а только тогда, когда возникло спорное правоотношение. К сожалению, довольно часто из-за негативного влияния временного фактора юридическая консультация не способна исправить допущенные ошибки и оказать содействие в защите прав и законных интересов военнослужащих.
Автор настоящей статьи попытается прокомментировать положения норм права, регулирующих правоотношения, связанные с реализацией военнослужащими права на получение жилых помещений в процессе увольнения с военной службы.
Введенный в действие с 1 марта 2005 г. Жилищный кодекс Российской Федерации не внес ясности в вопрос, связанный с обеспечением жильем военнослужащих при увольнении с военной службы.
При проведении юридических консультаций автору приходилось не один раз сталкиваться с ситуацией, когда военнослужащие не делают каких-либо различий между "льготными", нейтральными и негативными основаниями увольнения с военной службы, считая, что обязанность со стороны командования обеспечить их жильем в процессе увольнения с военной службы присутствует всегда.
Приходится констатировать, что это далеко не так.
В соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации сам по себе факт обладания правовым статусом военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, не является основанием рассчитывать на выделение органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, жилья в процессе увольнения с военной службы.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане Российской Федерации, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.
Анализ вышеуказанной нормы, позволяет сделать ряд важных выводов, а именно:
Законодатель вводит ряд признаков, обладание которыми в совокупности гарантирует военнослужащему обеспечение жильем в процессе увольнения с военной службы. Перечислим данные признаки:
- наличие статуса военнослужащего;
- наличие общей выслуги лет (10 лет и более);
- наличие льготного основания увольнения с военной службы;
- наличие нуждаемости в улучшении жилищных условий;
- наличие желания получить жилье в процессе увольнения с военной службы.
Представляется, что отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков уже не позволяет военнослужащему требовать от командира предоставить жилье в процессе увольнения с военной службы.
Далее разберем последовательно содержание каждого из пяти вышеуказанных признаков.
Статус военнослужащего. В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. В рамках рассматриваемой проблемы нас больше интересует понятие "окончание военной службы". В соответствии с п. 4 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (с последующими изменениями и дополнениями), днем окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части (здесь и далее под воинскими частями понимаются органы военного управления, органы, воинские части, корабли, соединения, предприятия, учреждения и организации Вооруженных Сил Российской Федерации (других войск, воинских формирований или органов), воинские подразделения Государственной противопожарной службы, а также военные факультеты (кафедры) при образовательных учреждениях высшего профессионального образования) в связи с увольнением с военной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим.
Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, когда:
- военнослужащий находится на стационарном лечении;
- военнослужащий женского пола находится в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком;
- военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, по его желанию остается в воинской части до дня отправки транспортного средства, осуществляющего индивидуальную или организованную перевозку военнослужащих, увольняемых в запас;
- военнослужащий участвует в походах кораблей;
- военнослужащий находится в плену, в положении заложника или интернированного;
- военнослужащий безвестно отсутствует - до признания его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;
- военнослужащий находится под следствием, а также в иных случаях, установленных Положением о порядке прохождения военной службы.
День исключения из списков личного состава воинской части является для военнослужащего днем окончания (последним днем) военной службы.
"Льготное" основание увольнения с военной службы. В число "льготных" оснований увольнения с военной службы входят:
- по возрасту - в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе;
- по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией не годным к военной службе;
- по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе;
- в связи с организационно-штатными мероприятиями.
При этом следует учитывать, что в соответствии с п. 3.1. ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих для военнослужащих при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, распространяются на военнослужащих при увольнении с военной службы по следующим основаниям:
- в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении военнослужащего условий контракта;
- в связи с осуществлением военнослужащим полномочий члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
- в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или депутатом представительного органа местного самоуправления либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе.
Признак нуждаемости в улучшении жилищных условий. Речь идет о наличии официально-установленного признака нуждаемости. Военнослужащий становится обладателем такого признака с момента утверждения командиром части протокола заседания жилищной комиссии части о включении данного военнослужащего в очередь на получение жилья по договору социального найма. При этом поводом для заседания жилищной комиссии части служит рапорт военнослужащего, в котором обязательно указывается основание для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Желание получить жилое помещение в процессе увольнения с военной службы. Как показывает практика именно данный признак является самым "коварным". Законодатель допускает, что военнослужащий, обладающий четырьмя вышеуказанными признаками, может и не требовать предоставления жилья в процессе увольнения с военной службы. Соответственно в этом случае с командира части снимается обязанность по предоставлению жилья военнослужащему в процессе увольнения с военной службы.
О желании получить жилое помещение по месту прохождения военной службы при увольнении с военной службы явно свидетельствует следующая формулировка, изложенная в рапорте либо в листе беседы: "...Прошу предоставить мне жилое помещение до издания приказа об увольнении с военной службы. На увольнение без предоставления жилого помещения не согласен...". Именно такая формулировка вытекает из нормы права. И именно такая формулировка в суде будет рассматриваться как доказательство желания военнослужащего получить жилье при увольнении с военной службы.
Все причины, связанные с иными формулировками рапорта на увольнение в рассматриваемой ситуации, делятся в основном на три группы*(1):
1. "Давление" на военнослужащего со стороны должностных лиц органов военного управления.
2. Волеизъявление военнослужащего, заинтересованного в более коротком сроке увольнения с военной службы.
3. Желание военнослужащего ввести командиров (начальников) в заблуждение.
Охарактеризуем кратко данные группы.
"Давление" на военнослужащего со стороны должностных лиц органов военного управления может осуществляться в различных формах. Например, командир отказывается возбуждать процесс увольнения и настоятельно предлагает военнослужащему изменить формулировку рапорта*(2). При этом он может ссылаться на то, что в таком виде рапорт не пройдет вышестоящие кадровые органы и представление вернут без реализации и т.д. и т.п. Следует отметить, что в ходе судебного разбирательства факт подобного "давления" практически не доказуем.
Волеизъявление военнослужащего, заинтересованного в более коротком сроке увольнения с военной службы, предполагает, что он, прежде всего, отдает себе отчет в том, что самостоятельно отказывается от получения жилого помещения до издания приказа об увольнении с военной службы.
Например, подобное желание может возникнуть у военнослужащего, который заинтересован в скорейшем издании приказов об увольнении и об исключении из списков личного состава части. При этом причины могут быть самыми разнообразными. Наиболее часто это связано с поступившими от работодателя предложениями по трудоустройству после окончания военной службы. В указанной ситуации некоторые военнослужащие боятся упустить выгодное предложение и, зная, что реальное отсутствие свободного жилья способно сильно затянуть процесс увольнения, идут на подобный отказ.
Желание военнослужащего ввести командиров (начальников) в заблуждение, как правило, связано с увольнением в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Как известно, данное основание увольнения с военной службы зависит только от волеизъявления командования. Иными словами, в рассматриваемой ситуации военнослужащего могут уволить, а могут и не увольнять, назначив на равную должность. В период организационно-штатных мероприятий с военнослужащими проводятся различные беседы, в том числе и по проблемам обеспеченности жильем. Естественно, что в первую очередь командованию целесообразно увольнять тех военнослужащих, которые либо обеспечены жильем, либо не претендуют на его получение в процессе увольнения с военной службы. Зная о подобном нюансе, отдельные военнослужащие вводят командиров (начальников) в заблуждение, уверяя, что не претендуют на получение жилого помещения в процессе увольнения с военной службы, хотя в последующем пытаются в судебном порядке оспаривать действия должностных лиц органов военного управления по увольнению с военной службы без предоставления жилья. Согласитесь, что поступить аналогичным образом соблазн слишком велик.
Позиция автора статьи по данному вопросу следующая. Очень важно правильно выяснить момент, когда недобросовестный военнослужащий официально*(3) изменил свою позицию в вопросе обеспечения жилым помещением. Если приказ об увольнении уже состоялся, то должностные лица органов военного управления поступили законно. В судебном разбирательстве представителю вышеуказанных лиц необходимо представить документы (рапорты, листы беседы), послужившие основанием для принятия решения на увольнение военнослужащего с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, в которых зафиксировано его нежелание получить жилое помещение в процессе увольнения с военной службы.
Представляется, что процесс увольнения военнослужащего, обладающего в совокупности пятью вышеуказанными признаками, должен состоять из следующих этапов:
1. Предоставление военнослужащему жилого помещения по месту прохождения военной службы.
2. Издание приказа об увольнении с военной службы.
3. Проведение полного расчета по всем видам довольствия.
4. Издание приказа об исключении из списков личного состава части.
Итак, предположим, что военнослужащий, обладающий в совокупности пятью вышеуказанными признаками, все же был уволен с военной службы без обеспечения жильем. Что делать в данной ситуации?
Ответ прост - следует обращаться в течение трехмесячного срока в гарнизонный военный суд с заявлением об оспаривании действий должностных лиц органов военного управления, связанных с увольнением с военной службы без обеспечения жилым помещением.
При этом в качестве должностных лиц, действия (бездействие) которых оспаривает военнослужащий, следует указывать:
1. Командира части, который бездействует и не предоставляет жилое помещение.
2. Лицо, издавшее приказ об увольнении с военной службы до предоставления жилого помещения.
Представляется, что в качестве третьих лиц целесообразно указать должностных лиц довольствующих жилищных органов.
В завершение статьи остановимся на правовых последствиях увольнения с военной службы без предоставления жилья военнослужащего, обладающего в совокупности пятью вышеуказанными признаками.
В соответствии с абз. 1 п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" от 14 февраля 2000 г. N 9 в случае незаконного увольнения с военной службы военнослужащего без обеспечения его жилым помещением он на основании п. 2 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" подлежит восстановлению на службе в прежней (или с его согласия - равной или не ниже) должности с возмещением всех причиненных убытков и компенсацией морального вреда. При этом признание военнослужащего не годным по состоянию здоровья к военной службе или достижение им предельного возраста состояния на военной службе не может служить препятствием к принятию такого решения.
В соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в случае необоснованного увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, причиненные им в связи с этим убытки подлежат возмещению в полном объеме. Причиненный таким увольнением моральный вред подлежит возмещению по решению суда на основании волеизъявления военнослужащего. Указанные военнослужащие восстанавливаются на военной службе в прежней (а с их согласия - равной или не ниже) должности и обеспечиваются всеми видами довольствия, недополученного после необоснованного увольнения. Этот период включается в общую продолжительность военной службы и срок, определенный для присвоения очередного воинского звания.
Восстановление на военной службе необоснованно уволенных с военной службы военнослужащих осуществляется в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.
В.В. Тараненко,
кандидат юридических наук., преподаватель Военного
университета, профессор Академии военных наук,
подполковник юстиции
"Право в Вооруженных Силах", N 3, март 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Названия групп являются условными. Автор статьи не претендует на их официальное признание. Основная цель предлагаемых названий - более точная характеристика причин, влияющих на формулировки рапортов военнослужащих, которые отличаются от предложенной автором.
*(2) Предложения подобного рода поступают в устной форме и не отражаются в листах беседы.
*(3) Речь идет в первую очередь о написании рапорта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Влияние содержания рапорта военнослужащего на получение им жилого помещения по месту прохождения военной службы до издания приказа об увольнении с военной службы
Автор
В.В. Тараненко - кандидат юридических наук., преподаватель Военного университета, профессор Академии военных наук, подполковник юстиции
"Право в Вооруженных Силах", 2006, N 3