14 июля 2009 г. |
Дело N А14-10699/2008 |
г. Воронеж 368/10
Резолютивная часть постановления объявлена 07.07.2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 14.07.2009 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.
судей Ольшанской Н.А.
Сергуткиной В.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Косякиной И.А.
при участии:
от ООО "Формматериалы": Сухова О.А. - представитель по доверенности б/н от 09.09.2008 г., паспорт серии 20 06 N 759871, выдан УВД Левобережного района г. Воронежа 12.02.2007 г.;
от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.05.2009 г. по делу N А14-10699/2008/368/10 (судья М.С.Есакова) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Формматериалы" к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконными требований Главного управления государственного имущества Воронежской области и обязании Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области заключить договор аренды на земельный участок площадью 4500 кв.м. по адресу: г. Воронеж, ул. Антонова-Овсеенко, 24-д, кадастровый номер 36:34:02 11 002:0049
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Формматериалы" (далее по тексту - ООО "Формматериалы", Общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Воронежской области о признании недействительными требования Главного управления государственного имущества Воронежской области (далее по тексту - ГУГИ Воронежской области) о предоставлении оригинала кадастрового паспорта земельного участка, копии информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства, опубликованного администрацией городского округа город Воронеж; требования оплаты права на заключение договора аренды земельного участка, определяемого в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности на основании отчета независимого оценщика, общей площадью 4500 кв.м. (кадастровый номер 36:34:02 11 002:0049), расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Антонова-Овсеенко, 24-д, а также об обязании ГУГИ Воронежской области заключить договор аренды на земельный участок площадью 4500 кв.м., кадастровый номер 36:34:02 11 002:0049, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Антонова-Овсеенко, 24-д.
Решением Арбитражного суда от 08.05.2009 г. по делу N А14-10699/2008/368/10 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее по тексту - Департамент) обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Департамент указывает, что процедура принятия решения о заключении договора аренды была приостановлена в связи с непредставлением полного пакета документов, установленного Положением о порядке приема и прохождения документов по вопросам распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Воронеже, утвержденным приказом ГУГИ Воронежской области от 24.10.2006 г. N 476. В связи с чем полагает незаконным вывод суда о наличии обязанности Департамента заключить договор аренды земельного участка, поскольку заключению договора предшествует предоставление документов, установленных законом и подзаконными нормативными актами. Департамент полагает также необоснованным вывод суда о незаконности требования ГУГИ Воронежской области оплаты права на заключение договора земельного участка. Податель жалобы ссылается также на положения статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав. В связи с чем, ссылается на то, что в случае предоставления земельного участка Обществу без взимания платы за такое предоставление, ГУГИ Воронежской области поставило бы в неравное положение данное юридическое лицо по сравнению с другими, приобретающими право на заключение договора на торгах. К тому же, указывает Департамент, в соответствии с Постановлением Администрации Воронежской области от 15.07.2005 г. N 630 было утверждено Положение "О главном управлении государственного имущества Воронежской области", согласно которого целями ГУГИ Воронежской области являлось увеличение доходов областного бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью. Кроме того, заявитель жалобы полагает ошибочным вывод арбитражного суда области о том, что государственная пошлина, уплаченная Обществом, подлежит взысканию с Департамента.
ООО "Формматериалы" в представленном суду отзыве возражает против доводов апелляционной жалобы, полагает их несостоятельными. При этом Общество указывает, что выводы суда об отсутствии у Департамента правовых оснований для требования о предоставлении ООО "Формматериалы" дополнительных документов, а также оплаты выкупа права аренды земельного участка, определяемой в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности на основании отчета независимого оценщика и соответственно отказа в заключении договора аренды земельного участка, соответствуют обстоятельствам дела. Суд первой инстанции, со ссылкой на нормы действующего законодательства и подзаконных нормативных актов ГУГИ Воронежской области, мотивированно установил обязанность Департамента заключить договор аренды земельного участка согласно представленных Обществом документов. Общество также указывает, что довод Департамента о том, что процедура принятия решения о заключении договора аренды была приостановлена в связи с непредставлением полного пакета документов, установленного Положением о порядке приема и прохождения документов по вопросам распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, является бездоказательным. В связи с чем, по мнению Общества, суд первой инстанции правомерно обязал Департамент заключить договор аренды земельного участка.
Представитель ООО "Формматериалы" в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, надлежащим образом уведомленный, в судебное заседание представителей не направил.
В порядке ст.ст.126, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом уведомленного Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав мнение представителя Общества, апелляционная инстанция установила следующее.
30.06.2006 главой городского округа город Воронеж вынесено постановление N 1249 "Об утверждении акта выбора, проекта границ и предоставления земельного участка ООО "Формматериалы" (ИНН 3650002018) для проектирования и строительства автодороги большегрузного транспорта с весовой с целью вывоза сырья песчаного карьера Подгоренского месторождения формовочных песков в районе ул. Антонова-Овсеенко и ул.Екатерины Зеленко", которым глава городского округа город Воронеж постановил:
1. Утвердить акта выбора земельного участка под проектирование и строительство трассы автодороги с устройством весовой для проезда от песчаного карьера до ул.Антонова-Овсеенко и ул.Екатерины Зеленко от 18.04.2006.
2. Утвердить проект границ земельного участка общей площадью 29500 кв.м., в том числе: участок N 1, площадью 4500 кв.м., под проектирование и строительство весовой и участок N 2, площадью 25000 кв.м., под проектирование и строительство линейного объекта трассы автодороги.
3. Разрешить ООО "Формматериалы" (ИНН 3650002018) проектирование и строительство автодороги с весовой для проезда от песчаного карьера добычи общераспространенных полезных ископаемых Подгоренского месторождения до ул.Антонова-Овсеенко и ул.Зеленко.
4. Предоставить ООО "Формматериалы" (ИНН 3650002018) из земель поселений в аренду сроком на 10 лет земельный участок под проектирование и строительство трассы автодороги с весовой для проезда от песчаного карьера добычи общераспространенных полезных ископаемых Подгоренского месторождения до ул.Антонова-Овсеенко и ул. Зеленко, общей площадью 29500 кв.м., в том числе участок N 1, площадью 4500 кв.м., под проектирование и строительство весовой и участок N 2, площадью 25000 кв.м., N 1, площадью 4500 кв.м., под проектирование и строительство весовой и участок N 2, площадью 25000 кв.м., с последующей передачей объекта в муниципальную собственность.
5. Комитету по земельным отношениям департамента градостроительства и земельных отношений заключить с ООО "Формматериалы" договор аренды земельного участка.
На ООО "Формматериалы" указанным постановлением возложены обязанности по установлению границ предоставленного земельного участка на местности, постановке его на государственный кадастровый учет, а также ряд обязанностей по организации и обеспечению проектирования, строительства и сдачи в эксплуатацию трассы автодороги с весовой для проезда от песчаного карьера добычи общераспространенных полезных ископаемых Подгоренского месторождения до ул.Антонова-Овсеенко и ул.Зеленко.
ООО "Формматериалы" выполнило возложенные на него указанным постановлением обязанности и 03.04.2008 обратилось в ГУГИ Воронежской области с заявлением о заключении договора аренды земельного участка, площадью 4500 кв.м., расположенного по адресу: г.Воронеж, ул.Антонова Овсеенко, 24-д, кадастровый номер 36:34:02 11 002:0049.
19.06.2008 ГУГИ Воронежской области сообщило ООО "Формматериалы", что исполнить пункт 5 постановления главы городского округа город Воронеж от 30.06.2006 N 1249 не представляется возможным в связи с рассмотрением вопроса об отмене администрацией городского округа город Воронеж данного постановления.
Арбитражным судом Воронежской области 30.05.2007 по делу N А14-2294/2007/113/19 принято решение, которым отказано в удовлетворении требований ГУГИ Воронежской области о признании постановления главы городского округа город Воронеж от 30.06.2006 N 1249 недействительным. Данным решением установлено, что постановление главы городского округа город Воронеж от 30.06.2006 N 1249 вынесено в пределах компетенции администрации городского округа город Воронеж, является законным и обоснованным. Решение вступило в законную силу 30.06.2007.
01.07.2008 ООО "Формматериалы", приложив копию решения арбитражным судом Воронежской области 30.05.2007 по делу N А14-2294/2007/113/19, обратилось к руководителю ГУГИ Воронежской области с просьбой разобраться в сложившейся ситуации и принять соответствующие меры.
29.08.2008 ГУГИ Воронежской области направило в адрес заявителя уведомление N 17-5961, в котором указало на необходимость для заключения договора аренды земельного участка представления обществом:
- выписки из Единого государственного реестра юридических лиц;
- оригинала кадастрового паспорта земельного участка;
- копии согласованного акта о выборе земельного участка для строительства с заключением комитета главного архитектора департамента градостроительства и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж об условиях предоставления земельного участка;
- копии информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства, опубликованного администрацией городского округа город Воронеж.
Помимо необходимости предоставления перечисленных документов, ГУГИ Воронежской области указало на возможность заключения договора аренды при условии оплаты ООО "Формматериалы" права на заключение договора аренды, определяемом в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности на основании отчета независимого оценщика.
Не согласившись с указанными требованиями ГУГИ Воронежской области, ООО "Формматериалы" обратилось с заявлением в Арбитражный суд Воронежской области.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что у ГУГИ Воронежской области отсутствовали правовые основания для требования о предоставлении дополнительных документов, а также оплаты выкупа права аренды земельного участка и, соответственно, отказа в заключении договора аренды земельного участка.
Апелляционная инстанция находит данную позицию арбитражного суда области верной, соответствующей фактическим обстоятельствам и действующему законодательству с учетом следующего.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
ООО "Формматериалы" земельный участок для строительства был предоставлен в порядке процедуры с предварительным согласованием места размещения объекта.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке (часть 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на 30.06.2006 г.):
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке установленном федеральными законами.
Орган местного самоуправления, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Согласно Закону Воронежской области от 28.06.2006 г. N 59-ОЗ "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Воронеже", Постановлению Администрации Воронежской области от 29.06.2006 г. N 514 "О первоочередных мерах по реализации полномочий Воронежской области в сфере земельных отношений" и Постановлению Администрации Воронежской области от 15.07.2005 г. N 630 "Об утверждении положения о главном управлении государственного имущества Воронежской области" (названные нормативно-правовые акты действовали на момент совершения оспариваемых действий) ГУГИ Воронежской области (ныне - Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области) осуществляет распоряжение землями, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с пунктом 3 части 7 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства является основанием для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
Как правильно установлено судом первой инстанции, Постановлением главы Администрации городского округа город Воронеж от 30.06.2006 г. N 1249 Обществу предварительно согласован земельный участок с передачей его в долгосрочную аренду для строительства в установленном порядке после выполнения последним ряда условий.
Из материалов дела усматривается, что все установленные актом органа местного самоуправления условия, необходимые для получения в аренду земельного участка, Обществом выполнены.
Обстоятельства, касающиеся соблюдения порядка предоставления земельного участка, в том числе, отсутствия необходимости проведения торгов по продаже права аренды земельного участка и законности принятия постановления главы Администрации городского округа город Воронеж от 30.06.2006 г. N 1249 в целом, установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Воронежской области от 30.05.2007 г. по делу N А14-2294/2007/113/19.
Таким образом, правовых оснований для отказа в предоставлении Обществу спорного земельного участка у ГУГИ Воронежской области не имелось.
Однако, ГУГИ Воронежской области уклонилось от заключения договора аренды земельного участка, сославшись на необходимость представления Обществом выписки из Единого государственного реестра юридических лиц; оригинала кадастрового паспорта земельного участка; копии согласованного акта о выборе земельного участка для строительства с заключением комитета главного архитектора департамента градостроительства и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж об условиях предоставления земельного участка; копии информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства, опубликованного администрацией городского округа город Воронеж. Кроме того, ГУГИ Воронежской области было указано на необходимость оплаты права на заключение договора аренды, определяемом в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности на основании отчета независимого оценщика.
Ссылки ГУГИ Воронежской области о необходимости для заключения договора аренды земельного участка предоставить дополнительные документы были правомерно отклонены судом первой инстанции в связи со следующим.
Положением "О порядке приема и прохождении документов по вопросам распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена", утвержденным Приказом ГУГИ Воронежской области N 476 от 24.10.2006 г. установлен перечень документов, необходимых для разрешения вопроса о предоставлении земельного участка.
Однако раздел II Положения - "Принятие решений о предоставлении земельных участков" не устанавливает требования о необходимости предоставления копии информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка под строительство.
Согласно пункту 8 раздела VI приказа - "Заключительные положения", договоры безвозмездного срочного пользования, купли-продажи, аренды земельного участка заключаются в течение четырнадцати дней со дня принятия решения Уполномоченного органа о предоставлении земельного участка при наличии кадастрового плана земельного участка (в редакции, действовавшей на дату обращения заявителя в ГУГИ Воронежской области и в течение 14-дневного срока, установленного Приказом для заключения договора).
Кроме того, требование Департамента о необходимости представления не кадастрового плана земельного участка, а кадастрового паспорта на земельный участок - требование пункта 8 раздела VI приказа - "Заключительные положения" в редакции приказа от 11.06.2008 N 714, что, с учетом даты обращения ООО "Формматериалы" в ГУГИ Воронежской области и даты истечения 14-дневного срока, установленного Приказом для заключения договора, неправомерно.
На момент обращения ООО "Формматериалы" в ГУГИ Воронежской области с заявлением о заключении договора аренды земельного участка действовал Приказ ГУГИ Воронежской области N 476 от 24 октября 2006 г., который предусматривал предоставление кадастрового плана земельного участка (выписки из государственного земельного кадастра, а не кадастрового паспорта земельного участка (Приказ в редакции от 11.06.2008 г.).
Арбитражным судом области также верно отмечено, что несвоевременность рассмотрения ГУГИ Воронежской области обращения заявителя, а также необоснованность ответа ГУГИ Воронежской области от 19.06.2008 г. не могли явиться основанием для требования от заявителя документов, установленных нормативно-правовым актом позднее установленного срока обращения.
Судом первой инстанции был обоснованно отклонен довод Департамента о том, что процедура принятия решения о заключении договора аренды была приостановлена в связи с непредставлением полного пакета документов, установленного Положением о порядке приема и прохождения документов по вопросам распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Также правомерным, по мнению апелляционной коллегии, является вывод суда первой инстанции о несоответствии действующему законодательству требований Департамента об оплате ООО "Формматериалы" права на заключение договора аренды, определяемой в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности на основании отчета независимого оценщика.
Земельный кодекс Российской Федерации не содержит императивной нормы, обязывающей лицо, которому земельный участок предоставлен для строительства уполномоченным органом в установленном законом порядке с предварительным согласованием места размещения объекта, выкупить право аренды данного земельного участка.
В связи с чем отклоняется за несостоятельностью ссылка Департамента на то, что в случае предоставления земельного участка Обществу без взимания планы за такое предоставление, ГУГИ Воронежской области поставило бы в неравное положение данное юридическое лицо по сравнению с другими, приобретающими право на заключение договора на торгах.
Кроме того, доводы заявителя жалобы основаны на неправильном применении в данном случае Положения "О главном управлении государственного имущества Воронежской области", утвержденного Постановлением Администрации Воронежской области от 15.07.2005 г. N 630.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие) - часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный акт государственного органа может быть признан судом недействительным при одновременном его несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
При изложенных выше обстоятельствах с учетом норм действующего законодательства судом первой инстанции правомерно установлено, что действия ГУГИ Воронежской области, заключающиеся в истребовании дополнительных документов для заключения договора аренды, а также оплаты выкупа права аренды земельного участка, не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы Общества.
В связи с чем, апелляционная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалованного Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области судебного акта.
Доводы подателя жалобы о допущенном судом нарушении положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат отклонению в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Поскольку по решению суда требования ООО "Формматериалы" удовлетворены в полном объеме, следовательно, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции правомерно взысканы с Департамента понесенные Обществом судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Таким образом, в рассматриваемом случае с Департамента взыскиваются понесенные стороной по делу, в чью пользу принят судебный акт, судебные расходы.
Иных доводов, свидетельствующих о неправомерности изложенных в обжалуемом решении выводов, позволяющих признать судебный акт незаконным и необоснованным, Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области не заявлено.
На основании изложенного, апелляционная инстанция находит, что представленные доказательства судом оценены с учетом фактически установленных по делу обстоятельств, доводам лиц, участвующих в деле, дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела в апелляционном суде относятся на заявителя жалобы, однако не подлежат взысканию, поскольку последний освобожден от уплаты госпошлины в силу закона.
Руководствуясь ч.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 08.05.2009 г. по делу N А14-10699/2008/368/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Е.А.Семенюта |
Судьи |
Н.А.Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-10699/2008/368/10
Заявитель: ООО "Формматериалы"
Ответчик: Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области
Хронология рассмотрения дела:
14.07.2009 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3459/09