В чем отличие договора об уступке прав на товарный знак от договора коммерческой концессии?
Предметом договора коммерческой концессии в соответствии со ст. 1027 ГК РФ является передача комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта, принадлежащих правообладателю для его использования в определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, осуществлению иной торговой деятельности). Под комплексом имущественных прав понимается исключительное право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение, на охраняемую коммерческую информацию, товарные знаки и знаки обслуживания и другие объекты исключительных прав.
Статья 26 Закона N 3520-1 устанавливает, что право на использование товарного знака может быть предоставлено правообладателем (лицензиаром) другому юридическому лицу или осуществляющему предпринимательскую деятельность физическому лицу (лицензиату) по лицензионному договору в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован. При этом лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия.
Лицензионный договор о передаче права на использование товарного знака, равно как и договор коммерческой концессии на использование, охраняемого патентным законодательством, подлежит регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Правила регистрации договоров о передаче исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированную топологию интегральной микросхемы и права на их использование, полной или частичной передаче исключительного права на программу для электронных вычислительных машин и базу данных утверждены приказом Роспатента от 29.04.03 г. N 64.
Однако на стороны лицензионного договора не распространяются обязанности, предусмотренные для сторон договора коммерческой концессии, в частности обязанность по регистрации договора коммерческой концессии в органе, осуществившем регистрацию юридического лица (или индивидуального предпринимателя), выступающего по договору в качестве правообладателя (см. Порядок регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии), утвержденный приказом Минфина России от 12.08.05 г. N 105н).
Таким образом, следует признать, что основным отличием договора коммерческой концессии от лицензионного договора о передаче прав на использование товарного знака следует признать объект договора. В договоре коммерческой концессии - это комплекс исключительных прав, а в лицензионном договоре - право пользования товарным знаком. Данный вывод подтверждается и арбитражной практикой (постановление ФАС Северо-Западного округа от 8.04.02 г. N А56-16500/01).
М. Дашян,
юрист
13 июля 2006 г.
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 28, июль 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71