17 июня 2009 г. |
Дело N А14-957/2009/22/22 |
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июня 2009 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергуткиной В.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Протасов А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Астаповым С.А.,
при участии:
от Богучарской квартирно-эксплуатационной части Московского военного округа: Грибкова И.А., юрисконсульт, доверенность N 584 от 04.06.2009 года, паспорт серии 20 06 N 837077, выдан отделением УФМС России по Воронежской области 19.09.2007 года;
от Администрации городского поселения город Богучар Богучарского муниципального района Воронежской области: Шаповалов П.Л., ведущий специалист, доверенность N 617 от 31.12.2008 года, паспорт серии 20 03 N 801061, выдан Центральным РОВД города Воронежа 27.06.2003 года;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Воронежской области: не явились, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского поселения город Богучар Богучарского муниципального района Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.03.2009 года по делу N А14-957/2009/22/22 (судья Ловчикова Н.В.) по заявлению Богучарской квартирно-эксплуатационной части Московского военного округа к Администрации городского поселения город Богучар Богучарского муниципального района Воронежской области, с участием третьего лица: Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Воронежской области, о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в уклонении от принятия в муниципальную собственность объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Богучарская квартирно-эксплуатационная часть Московского военного округа (Богучарская КЭЧ МВО) обратилась в арбитражный суд Воронежской области с требованиями о признании незаконным бездействия Администрации городского поселения г.Богучар Богучарского муниципального района Воронежской области (далее - Администрация) по уклонению от принятия в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального назначения, находящихся в федеральной собственности и закрепленных на праве оперативного управления за Богучарской КЭЧ МВО, расположенных по адресам: г.Богучар, военный городок и проспект 50-летия Победы, 4а, а также об обязании Администрации принять с баланса Богучарской КЭЧ МВО на свой баланс вышеуказанные объекты недвижимости по акту приема-передачи в течение обусловленного законом срока.
В судебном заседании суда первой инстанции заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил перечень квартир, подлежащих передаче в муниципальную собственность по состоянию на 30.03.2009 года: г.Богучар Воронежской области, военный городок, дома N 1 (4 кв); N 2 (3 кв); N 3 ( 15 кв. и 1 комната) N 4 (24 кв); N 5 (25 кв); N 6 (17 кв. и 1 комната); N 7 ( 5 кв.); N 8 (3 кв); N9(19 кв); N 10 ( 14 кв); N 11 (7 кв); N 12 (6 кв); N 13 (10 кв); N 14 (4 кв); N15(10 кв); N 16 (1 кв); N 17 ( 3 кв); N 1 8 ( 3 кв) N 19 (1 кв); N 20 ( 1 кв); N 21 (6 кв); N 24 (1 кв); N 25 (2 кв); N 26 (1 кв); N 29 (4 кв); N 32 (2 кв); N 33 (2 кв); N 34 (2 кв); N 38 (4 кв); N 39 (2 кв); N 41 (2 кв); N 42 (1 кв); N 43 (1 кв); N 44 (1 кв); и по адресу проспект 50-лет Победы, дом 4-а (11кв). Всего 220 квартир и 2 комнаты.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 30.03.2009 года заявленные требования удовлетворены, бездействие Администрации по уклонению от принятия указанных объектов в муниципальную собственность признано незаконным и она обязано принять с баланса Богучарской КЭЧ МВО на свой баланс эти объекты.
Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, и несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Администрация ссылается на невозможность принятия от Богучарской КЭЧ МВО на обслуживание объектов недвижимости в связи с неподготовленностью всех необходимых мероприятий, а также поскольку затраты на содержание этих объектов значительно превысят весь бюджет городского поселения город Богучар, а Росимуществом не предусмотрено возмещение данных финансовых затрат. Администрация также указывает, что Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 года N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность", которым суд руководствовался при принятии обжалуемого решения, на тот момент утратило силу и не подлежало применению.
Богучарская КЭЧ МВО возражает против доводов апелляционной жалобы, представила отзыв, полагает решение суда законным и обоснованным, а доводы Администрации несостоятельными, поскольку Богучарской КЭЧ МВО были предприняты все необходимые меры по исполнению обязанности по передаче имущества.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Воронежской области (в настоящее время, согласно свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 20.08.2008 года серии 36 N 003085606, - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Воронежской области) отзыв на апелляционную жалобу не представило, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в его отсутствие в порядке статей 123, 156 и 266 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав мнения лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на балансе Богучарской КЭЧ МВО в соответствии с Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 31.10.2003 года N 6005-р и Распоряжением Территориального управления по Воронежской области Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 17.10.2006 года N 354-р закреплено на праве оперативного управления следующее имущество, внесенное в реестр федерального имущества:
-жилые дома, за исключением помещений, принадлежащих иным лицам на праве собственности, а также за исключением служебных квартир и встроенно-пристроенных помещений, расположенные по адресу: Воронежская область, Богучарский район, г.Богучар, военный городок, дома N 1 (4 кв); N 2 (3 кв); N 3 ( 15 кв. + 1 комната) N 4 (24 кв); N 5 (25 кв); N 6 (17 кв. + 1 комната); N 7 ( 5 кв.); N 8 (3 кв); N9 (19 кв); N 10 ( 14 кв); N 11 (7 кв); N 12 (6 кв); N 13 (10 кв); N 14 (4 кв); N15(10 кв); N 16 (1 кв); N 17 ( 3 кв); N 1 8 ( 3 кв) N 19 (1 кв); N 20 ( 1 кв); N 21 (6 кв); N 24 (1 кв); N 25 (2 кв); N 26 (1 кв); N 29 (4 кв); N 32 (2 кв); N 33 (2 кв); N 34 (2 кв); N 38 (4 кв); N 39 (2 кв); N 41 (2 кв); N 42 (1 кв); N 43 (1 кв); N 44 (1 кв); и по адресу проспект 50-лет Победы дом 4-а (11кв). Всего: 220 квартир + 2 комнаты.
- объекты инженерной инфраструктуры, расположенные по адресу: г Богучар, военный городок: пункт бытового обслуживания, д. N 67, площадью 305,00 кв.м; пункт приема и выдачи белья, д. N 3, площадью 56,96 кв.м.; пункт приема и выдачи белья, д. N 9, площадью 56,96 кв.м.; комната для работы с детьми, д. N 13, площадью 73,55 кв.м.; комната для работы с детьми, д. N 15, площадью 73,55 кв.м.; комната для работы детьми, д. N 16, площадью 72,25 кв.м.; канализационно-насосная станция, инв. N 4, площадью 24 кв.м.; канализационно-насосная станция, инв. N 5, площадью 24 кв.м.; напорный коллектор, инв. N 17, площадью 4000 м.; асфальтовое покрытие, площадью 13800 кв.м.; благоустройство, инв. N 66, площадью 21100 кв.м.; дороги, проезды, пешеходные площадки, инв. N 64, площадью 154565 кв.м.; объездная дорога, инв. N 8, площадью 9473 кв.м.; объездная дорога, инв. N 9. площадью 27682 кв.м.; объездная дорога, инв. N 10, площадью 2383 кв.м.; подъездная автодорога, инв. N 11, площадью 3867 кв.м.4; озеленение, инв. N 67, площадью 200000 кв.м.; узел связи, инв. N 74, площадью 1621,5 кв.м.; трансформаторная подстанция, инв. N 10; N 11;
- инженерные коммуникации, расположенные по адресу: Воронежская область, Богучарский район, г.Богучар, военный городок: сети горячего водоснабжения, протяженностью 22200 м.; сети бытовой канализации, протяженностью 10624 м.; сети водоснабжения, протяженностью 12120 м.; сети дождевой канализации, инв. N 62, протяженностью 11100 м.
Согласно Распоряжению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 06.06.2006 года N 1751-р "О передаче объектов Богучарской квартирно-эксплуатационной части Московского военного округа Министерства обороны Российской Федерации в муниципальную собственность городского поселения город Богучар Богучарского муниципального района Воронежской области", с учетом изменений, внесенных Распоряжением от 05.03.2007 года N 498-р, данное имущество подлежало передаче в муниципальную собственность городского поселения город Богучар Богучарского муниципального района Воронежской области.
24.11.2008 года Богучарская КЭЧ МВО направила Администрации акты приема-передачи для рассмотрения и подписания.
Письмом от 04.12.2008 года N 570 Администрация сообщила о невозможности принятия в муниципальную собственность передаваемого имущества в связи с отсутствием денежных средств в бюджете городского поселения на ремонт, содержание зданий, сооружений, инженерных коммуникаций, отсутствием возмещения Росимуществом финансовых затрат на содержание военного городка, не предоставлением Богучарской КЭЧ МВО свидетельства о государственной регистрации права управления, отсутствием решения вопроса земельных отношений на территории военного округа и производственной базы, предназначенной для обслуживания военного округа.
Полагая, что Администрация уклоняется от принятия в муниципальную собственность указанных выше объектов жилищно-коммунального назначения, Богучарская КЭЧ МВО 03.02.2009 года обратилась за судебной защитой с рассмотренными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводам, что у Администрации возникла обязанность по принятию в муниципальную собственность спорных объектов, все необходимые меры и действия по исполнению обязанности по передаче имущества Богучарской КЭЧ МВО были предприняты, но, несмотря на это, Администрация не совершила каких-либо действий по принятию имущества, не представив доказательств законности и обоснованности своего бездействия.
Суд апелляционной инстанции находит данную позицию суда первой инстанции верной, исходя из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и Приложении 3 к нему объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). К этим объектам отнесен, в частности, жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
Согласно пункту 3 части 7 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации до 1 января 2008 года обеспечивает безвозмездную передачу в муниципальную собственность находящегося на день вступления в силу настоящей главы в федеральной собственности имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения в соответствии с требованиями данного Федерального закона. Со дня вступления в силу решения о передаче указанного имущества в муниципальную собственность до возникновения права собственности на передаваемое имущество органы местного самоуправления, а также находящиеся в их ведении муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения, за которыми подлежит закреплению указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для исполнения полномочий по решению вопросов местного значения.
В соответствии с частью 2 статьи 50 указанного Закона в собственности поселений могут находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения; автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог; жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда; имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения.
Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность установлен пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон от 22.08.2004 года).
Так, находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
При этом решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Таким органом, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 года N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Материалами дела подтверждается, что решение о передаче объектов федерального имущества в муниципальную собственность было принято уполномоченным органом на основании постановления Богучарского районного Совета народных депутатов Воронежской области от 28.05.2004 года N 33.
В силу части 11 статьи 154 Закона от 22.08.2004 года это решение является основанием возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденный перечень.
Из указанной части также следует, что органы государственной власти, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в данной части решений в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений.
Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти, осуществляющему передачу имущества, в трехнедельный срок.
Исходя из изложенных норм права и с учетом постановления Богучарского районного Совета народных депутатов Воронежской области от 28.05.2004 года N 33, выразившего волю муниципального образования на принятие имущества, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии обязанности Администрации принять имущество, передаваемое ей в соответствии с Распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 06.06.2006 года N 1751-р и подписать акт приема-передачи имущества в установленный срок.
Ссылка на недостаточность собственных средств муниципального образования для финансирования затрат на содержание передаваемых в муниципальную собственность объектов не принимается судом в подтверждение законности бездействия Администрации, поскольку, как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 N 828-О-П "По жалобе главы администрации муниципального района "Читинский район" Читинской области на нарушение конституционных прав отдельными положениями части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местный бюджет не существует изолированно, - он является составной частью финансовой системы Российской Федерации; недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации.
Администрация доказательств того, что она обращалась к какому-либо государственному органу по вопросу финансовой поддержки местного бюджета в случае недостаточности в нем средств на содержание передаваемого имущества, не представила.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Богучарской КЭЧ МВО требования.
Довод о том, что суд первой инстанции неправомерно руководствовался при принятии решения Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 года N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность", утратившим на тот момент силу, не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку ссылка на указанный нормативный акт не повлияла на правильность выводов суда и не привела к принятию неправильного решения.
При вынесении обжалуемого судебного акта суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные доказательства, дал им надлежащую правовую оценку и правильно применил нормы материального права. В связи с этим апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы Администрации, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были подробно исследованы и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
Каких-либо иных доказательств, свидетельствующих о верности правовой позиции заявителя, в апелляционную инстанцию не представлено.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанций относится на заявителя апелляционной жалобы. Поскольку в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, от уплаты государственной пошлины освобождены, государственная пошлина, уплаченная Администрацией по платежному поручению N 2118 от 17.04.2009 года, в размере 1000 руб. подлежит возврату.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.03.2009 года по делу N А14-957/2009/22/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского поселения город Богучар Богучарского муниципального района Воронежской области - без удовлетворения.
Выдать Администрации городского поселения город Богучар Богучарского муниципального района Воронежской области справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в размере 1000 рублей, перечисленной платежным поручением N 2118 от 17.04.2009 года при подаче апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
В.А. Сергуткина |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-957/2009/22/22
Истец: Богучарская КЭЧ МВО
Ответчик: Администрация городского поселения г. Богучар
Третье лицо: РФ в лице ТУФА УФИ по Воронежской области