23 июля 2009 г. |
Дело N А48-1861/2009 |
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июля 2009 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Сергуткиной В.А.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Матвеевой Г.А.,
при участии:
от Прокуратуры Северного района города Орла: представитель не явился, надлежаще извещена;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области: представитель не явился, надлежаще извещено;
от ООО "Весна-Орел": представитель не явился, надлежаще извещено;
от МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 45 имени Д.И. Блынского г. Орла": представитель не явился, надлежаще извещено.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Прокуратуры Северного района города Орла и Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 12.05.2009 по делу N А48-1861/2009 (судья Капишникова Т.И.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Весна-Орел" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области, при участии третьего лица: муниципального образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 45 имени Д.И. Блынского г. Орла", об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Весна-Орёл" (далее также - ООО "Весна-Орёл", Общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области (далее также - Управление, административный орган) об отмене постановления от 14.04.2009 N 227 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 12.05.2009 заявленное требование удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление и Прокуратура Северного района г. Орла обратились с апелляционными жалобами, в которых просят обжалуемое решение отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
По мнению заявителей апелляционных жалоб, несогласование с Управлением меню применительно к конкретной школе является самостоятельным оконченным составом административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и не может квалифицироваться по статье 6.7 КоАП РФ.
Административный орган полагает, что постановлением от 24.02.2009 N 162 и оспариваемым постановлением Общество привлечено к ответственности за разные правонарушения.
Прокуратура Северного района г. Орла считает, что Управлением не пропущен срок давности привлечения к ответственности за нарушение санитарных правил.
ООО "Весна-Орёл" против доводов апелляционной жалобы возражает, считая решение суда законным и обоснованным, представило отзыв. По мнению Общества, Управление неправильно квалифицировало деяние по статье 6.3 КоАП РФ и неправомерно привлекло Общество к ответственности во второй раз за совершение одного и того же правонарушения. ООО "Весна-Орёл" полагает, что причиной не соблюдения санитарных правил явилось отсутствие бюджетного финансирования по муниципальному контракту для обеспечения питания учащихся общеобразовательных учреждений в соответствии с требованиями СанПин 2.4.5.2409-08, и ссылается на обязательность заключения им муниципального контракта на условиях, предложенных в конкурсной документации, невозможность самостоятельного расторжения этого контракта в одностороннем порядке, и обязанность осуществить реализацию услуг по стоимости нормативов, предусмотренных пунктом 1 Постановления мэра г. Орла от 20.08.2008 N 2739.
Управление и Прокуратура отзывы на апелляционные жалобы друг друга не представили.
В судебное заседание апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие лиц, участвующих в деле (их представителей) в порядке статей 156 и 266 АПК РФ.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционных жалоб и отзыва на них, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО "Весна-Орел" являлось участником открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по организации питания учащихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях г.Орла.
Победителем вышеуказанного конкурса в соответствии с протоколом N ОК-32/08-3 от 26.09.2008 было признано ООО "Страйк", тогда как ООО "Весна-Орёл" был присвоен второй порядковый номер по степени выгодности условий исполнения контракта. В связи представлением победителем заведомо ложных сведений в составе заявки на участие в конкурсе муниципальные заказчики, согласно протоколу N ОК-32/08-4 от 03.10.2008, отказались от заключения контрактов с ним. Соответствующие муниципальные контракты, в частности, контракт N 4 от 11.10.2008 года с муниципальным общеобразовательным учреждением - средней общеобразовательной школой N 45 им. Д.И.Блынского, были заключены с ООО "Весна-Орел". Приложением к указанному муниципальному контракту N2 является двухнедельное меню рационов питания.
Постановлением от 10.03.2009 и.о. прокурора Северного района г.Орла в отношении ООО "Весна-Орел" возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ. Основанием для вынесения указанного постановления послужило установление в ходе общенадзорной проверки 05.03.2009 факта несогласования Обществом в нарушение требований СанПиН 2.4.5.2409-08, а также положений заключенного им муниципального контракта от 11.10.2008 года двухнедельного меню рационов питания с Управлением Роспотребнадзора по Орловской области.
В соответствии со статьей 23.13 и частью 1 статьи 28.8 КоАП РФ постановление от 10.03.2009 о возбуждении в отношении ООО "Весна-Орел" производства по делу об административном правонарушении вместе с материалами проверки были направлены на рассмотрение в Управление Роспотребнадзора по Орловской области.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении и.о. руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области вынесено постановление от 14.04.2009 N 227, которым ООО "Весна-Орел" привлечено к административной ответственности по ст.6.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением о привлечении к административной ответственности, ООО "Весна-Орел" обратилось за судебной защитой с рассмотренным требованием.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводам о нарушении Обществом пункта 6.5 СанПиН 2.4.5.2409-08 и, вместе с тем, неправильной квалификации деяния, а также пропуске срока давности привлечения к ответственности.
Апелляционный суд считает выводы суда области о допущенном ООО "Весна-Орел" нарушении и неправильной квалификации совершенного им деяния правильными, а решение правомерным исходя из следующего.
Статья 6.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Объективной стороной правонарушения является нарушение конкретных санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, а также невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания населения предусмотрены статьей 17 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"), в соответствии с пунктом 2 которой при организации питания в дошкольных и других образовательных учреждениях обязательно соблюдение научно обоснованных физиологических норм питания человека.
Согласно пункту 1 статьи 28 названного закона в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Пунктом 6.5 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. СанПиН 2.4.5.2409-08", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 года N 45, предусмотрено, что примерное меню разрабатывается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обеспечивающим питание в образовательном учреждении, и согласовывается руководителями образовательного учреждения и территориального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Указанные СанПиН 2.4.5.2409-08 в силу пункта 1.3 являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием обучающихся.
Таким образом, несогласование разработанного юридическим лицом, обеспечивающим питание в образовательном учреждении, примерного меню с территориальным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, которым является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, образует объективную сторону правонарушения, вменяемого Обществу.
Факт того, что Общество является юридическим лицом, обеспечивающим питание в образовательном учреждении, а, следовательно, субъектом вменяемого ему правонарушения, подтверждается материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Из содержания имеющейся в материалах дела копии письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области от 12.11.2008 N 6082/09-СН, подписанного и.о. руководителя Винцевич В.С., адресованного первому заместителю мэра г.Орла Еремину В.В., следует, что о несоответствии разработанного ООО "Весна-Орел" меню требованиям СанПиН 2.4.5.2409-08 и соответственно о том, что данное меню с Управлением не согласовано, ответчику было известно уже в октябре-ноябре 2008 г., то есть, на момент вынесения оспариваемого постановления от 14.04.2009г. N 227 истек предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности. Ответчиком не представлено доказательств того, что заявитель был привлечен к ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ за несогласование с Управлением Роспотребнадзора по Орловской области иного меню, отличного от типового меню, являющегося приложением к котировочной заявке, поданной на конкурс, приложением ко всем муниципальным контрактам, заключенным Обществом, и меню, анализируемого Управлением при подготовке письма от 12.11.2008г. N6082/09-СН.
В силу п.п. 2, 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения и истечение сроков давности привлечения к административной ответственности относятся к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ООО "Весна-Орел" было допущено несоблюдение СанПиН 2.4.5.2409-08, выразившееся в нарушении требований к формированию примерного меню, предусмотренных разделом VI "Требования к организации здорового питания и формированию примерного меню", за что постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области от 24.02.2009 N 162 Общество было привлечено к административной ответственности по ст.6.6 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 25 000 руб. Административный штраф ООО "Весна-Орел" уплачен, что подтверждается копией платежного поручения от 09.04.2009 N 348.
Постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области от 14.04.2009 N 227 заявитель фактически повторно привлечен к административной ответственности за нарушение требований к формированию примерного меню, предусмотренных разделом VI СанПиН 2.4.5.2409-08, ввиду того, что, располагая всей необходимой информацией и соответствующими документами, Управление в ходе проведенной им проверки самостоятельно не выявило и не вменило заявителю при вынесении постановления от 24.02.2009 N 162 наряду с нарушением других пунктов раздела VI СанПиН 2.4.5.2409-08 несоблюдение п.6.5 раздела VI СанПиН 2.4.5.2409-08. Изложенное противоречит ч.5 ст.4.1 КоАП РФ, согласно которой никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Частью 2 ст.4.4 КоАП РФ установлено, что при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
С учетом изложенного, ответчик, придя к выводу о наличии в деянии ООО "Весна-Орел" составов административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст.ст.6.3 и 6.6 КоАП РФ, должен был назначить наказание в пределах санкции ст.6.6 КоАП РФ, предусматривающей более строгое наказание. Как указывалось выше, данное наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 руб. Обществу было назначено, административный штраф уплачен.
Апелляционная коллегия полагает необходимым согласиться с выводом суда первой инстанции, что оснований для наложения на заявителя административного штрафа в размере 10 000 руб. по постановлению от 14.04.2009 N 227 не имеется.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-268, частью 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 12.05.2009 года по делу N А48-1861/2009 оставить без изменения, апелляционные жалобы Прокуратуры Северного района г. Орла и Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
В.А. Сергуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-1861/2009
Заявитель: ООО "Весна-Орел"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской обл
Заинтересованное лицо: Прокуратура Северного района г. Орла
Третье лицо: МОУ "Средняя общеобразовательная школа N45 им Д.И.Блынского г Орла"