Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 5 ноября 2009 г. N 04АП-3991/2009
г. Чита |
Дело N А19-13495/2009 |
5 ноября 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 29.10.2009.
Полный текст постановления изготовлен 05.11.2009.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,
судей Стасюк Т.В., Юдина С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Першиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Прокуратуры Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 августа 2009 года по делу N А19-13495/2009 по иску заместителя прокурора Иркутской области к Обществу с ограниченной ответственностью "Иркутская Энергосбытовая компания", Федеральному бюджетному учреждению "Исправительная колония N15 Главного управления Федеральной службы исправления наказаний по Иркутской области" о признании государственного контракта недействительным в части (суд первой инстанции: Чигринская М.Н.)
при участии в судебном заседании:
от истца - Михеев С.Н. прокурор отдела по обеспечению участия прокурора в арбитражном процессе прокуратуры Забайкальского края, по поручению от 13.10.2009г.,
от ответчика ФГУ "Исправительная колония N 15 Главного управления Федеральной службы исправления наказаний по Иркутской области" - не явился, извещен,
от ответчика ООО "Иркутская Энергосбытовая компания" - не явился, извещен,
установил:
Заместитель прокурора Иркутской области обратился с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Иркутская Энергосбытовая компания" (ответчик -1, ООО "Иркутская энергосбытовая компания"), Федеральному бюджетному учреждению "Исправительная колония N 15 Главного управления Федеральной службы исправления наказаний по Иркутской области" (ответчик-2, ФБУ ИК-15 ГУФСИН по Иркутской области") о признании пунктов 2.15, 6.1 государственного контракта N 232 потребителя, финансируемого из федерального бюджета с присоединённой мощностью 750 кВА и выше от 30.01.2009 г., заключенного между ФБУ "Исправительная колония N 15 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области" и ООО "Иркутская Энергосбытовая компания", недействительными.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 14 августа 2009 года в удовлетворении иска отказано. При этом арбитражный суд исходил из того, что оспариваемые пункты государственного контракта не противоречат действующему законодательству, поскольку определяют право энергоснабжающей организации приостанавливать отпуск электрической энергии полностью или частично только после предупреждения абонента и в порядке, установленном действующим законодательством.
С решением не согласен истец, который в апелляционной жалобе полагает, что при его принятии судом первой инстанции нарушены нормы материального права. Судом не применены подлежащие применению пункты 168, 177, 189 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, из которых следует, что полное ограничение режима потребления электроэнергии в отношении ФБУ ИК N 15 ГУФСИН России по Иркутской области не допускается.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что пункты 2.15 и 6.1 государственного контракта N 31/31-08 не соответствуют положениям статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, поскольку допускают возможность приостановления оказания услуг предоставления электрической энергии, что может повлечь за собой невозможность выполнения ФБУ ИК-15 ГУФСИН по Иркутской области возложенных на неё задач.
В судебном заседании представитель истца поддержал апелляционную жалобу, ссылаясь на изложенные в ней доводы.
ООО "Иркутская энергосбытовая компания", будучи извещенным о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу ответчик-1 отклонил доводы последней как необоснованные.
ФБУ "ИК-15 ГУФСИН по Иркутской области" известило суд о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителя. Отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В соответствии со ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неявка лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
В ходе рассмотрения дела объявлялся перерыв с 22 октября 2009 года до 29 октября 2009 года.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
30.01.2009г. между ФБУ "ИК N 15 ГУФСИН по Иркутской области" и ООО "Иркутская Энергосбытовая компания" в лице заместителя начальника Усольского отделения (далее - ООО "Иркутскэнергосбыт"), заключен государственный контракт N 232 (далее - контракт) потребителя, финансируемого из федерального бюджета с присоединённой мощностью 750 кВА и выше.
Согласно условиям данного договора ООО "Иркутскэнергосбыт" обязуется отпускать ФБУ "ИК-15 ГУФСИН по Иркутской области" электрическую энергию, а ФБУ "ИК-15 ГУФСИН по Иркутской области" обязуется оплачивать принятую энергию.
Пункт 2.15 указанного контракта предусматривает право энергоснабжающей организации приостанавливать исполнение обязательств (вводить полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии) после предупреждения в определенных случаях, в том числе в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ФБУ "ИК-15" в определенных случаях.
Пункт 6.1 контракта предусматривает право ООО "Иркутскэнергосбыт" в случае непогашения (неоплаты) потребителем накопленной задолженности в полном объёме, включая предусмотренную соответствующим контрактом или законом неустойку (штраф, пени), или в случае не выполнения иного требования, содержащегося в уведомлении о введении частичного ограничения режима потребления, ввести полное ограничение режима потребления через 3 рабочих дня с даты введения частичного ограничения режима потребления.
Ссылаясь на ничтожность пунктов 2.15 и 6.1 государственного контракта N 232 от 30.01.2009, как противоречащих положениям статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 "Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", заместитель прокурора Иркутской области обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Арбитражный суд Иркутской области принял приведенное выше решение.
Четвертый арбитражный апелляционный суд считает обжалуемое решение подлежащими отмене, а исковые требования Прокурора Иркутской области подлежащими удовлетворению.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 Гражданского кодекса Российской Федерации (для договора энергоснабжения - при неоднократном нарушении абонентом сроков оплаты потребленной энергии), за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 168 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 г. N 530 (далее Правила N 530) в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, применяется специальный порядок введения ограничений. В отношении таких потребителей определяются величины аварийной и технологической брони в соответствии с пунктами 188, 189 Правил N 530.
Исправительно-трудовые учреждения, следственные изоляторы и тюрьмы включены в перечень потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается ( пункт 4 Приложения N 6 к Правилам N 530).
Положением ФБУ "ИК-15 ГУФСИН по Иркутской области" предусмотрено, что целью деятельности учреждения является исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы.
Пунктом 177 Правил N 530 определен порядок применения ограничения режима потребления в случае прекращения исполнения обязательств сторон по договору в отношении потребителей, указанных в пункте 168 Правил N 530.
В соответствии с пунктом 189 Правил в случаях, когда полное ограничение режима потребления может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей и (или) экологической безопасности, по требованию потребителя устанавливается величина аварийной брони.
При этом согласно подпункту "г" пункта 177 Правил N 530 полное ограничение режима потребления невозможно для потребителей, ограничение режима потребления которых ниже аварийной брони не допускается.
Таким образом, для ФБУ "ИК-15 ГУФСИ по Иркутской области" не допускается ограничение режима потребления электроэнергии ниже аварийной брони, величина которой должна быть установлена в контракте. В контракте энергоснабжения названного учреждения должен быть установлен специальный порядок введения ограничения режима потребления. В оспариваемом контракте не установлены ни величина аварийной брони, ни специальный порядок введения ограничения.
Кроме того, ФБУ "ИК-15 ГУФСИН России по Иркутской области" являясь бюджетным учреждением уголовно-исполнительной системы, относится в соответствии с постановлением Правительства от 29.05.2002 N 364 "Об обеспечении устойчивого газо- и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства" к организациям, поставка топливно-энергетических ресурсов которым не подлежит ограничению или прекращению в случае несвоевременного поступления платежей на счета энергоснабжающих организаций.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о неправомерности условий государственного контракта о приостановлении исполнения обязательств (введении полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии) ниже аварийной брони, предусмотренной вышеприведенными нормативными актами.
При запрете, установленном правовыми актами, стороны были не вправе соглашением предусматривать в договоре иные условия.
С учетом положений части 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса, пункта 2 статьи 333.21, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.35, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, апелляционный суд находит возможным взыскать с ООО "Иркутская энергосбытовая компания" 1000 рублей государственной пошлины в доход федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 августа 2009 года по делу N А19-13495/2009 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования удовлетворить.
Пункты 2.15 и 6.1. государственного контракта N 232 от 30 января 2009 года заключенного между Федеральным бюджетным учреждением "Исправительная колония N 15 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области" признать недействительными в части, в которой данные пункты допускают приостановление исполнения обязательств (введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии) ниже аварийной брони, предусмотренной пунктом 168 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 "Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики".
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Иркутская энергосбытовая компания" 1000 рублей государственной пошлины в доход федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление апелляционной инстанции может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий: |
Е.Н.Скажутина |
Судьи |
Т.В. Стасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-7034/07-14
Истец: ОАО "ТГК-4" в лице филиала ОАО "ТГК-4"- "Восточная региональная генерация"
Ответчик: ООО "Коммунально-строительный сервис"
Третье лицо: Управление по техническому и экологическому надзору РОстехнадзора по Тамбовской области, МУП "Единый расчётный центр", ГОУ ВПО "Тамбовский государственный технический университет"
Хронология рассмотрения дела:
28.07.2010 Определение Федерального арбитражного суда Центрального округа N А64-7034/07-14
07.05.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-6051/08
05.02.2009 Определение Федерального арбитражного суда Центрального округа N А64-7034/07-14
06.10.2008 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3933/08
04.02.2008 Определение Федерального арбитражного суда Центрального округа N А64-7034/07-14