22 июня 2009 г. |
Дело N А64-4200/08-16 |
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 03.06.2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22.06.2009 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей Свиридовой С.Б.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фефеловой М.Ю.,
при участии:
от налогового органа: Проворотовой Ф.А., зам. начальника юридического отдела по доверенности N 03-4 от 26.05.2008 г.,
от налогоплательщика: представитель не явился, надлежаще извещена;
от третьих лиц: ОСП по г. Череповцу УФССП по Волгоградской области - представитель не явился, надлежаще извещены; УФРС по Тамбовской области - представитель не явился, надлежаще извещены; ООО "Эспес": представитель не явился, надлежаще извещено
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тамбовской области на решение арбитражного суда Тамбовской области от 16.02.2009 г. по делу N А64-4200/08-16 (судья В.А. Игнатенко), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Темниковой Ольги Валерьевны к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N2 по Тамбовской области о признании недействительным постановления N 168 от 14.04.2008 г.
при участии третьих лиц: отдела судебных приставов по г. Череповцу управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области, общества с ограниченной ответственностью "Эспес", управления Федеральной регистрационной службы по Тамбовской области,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица Темникова Ольга Валерьевна (далее - предприниматель Темникова О.В., предприниматель, налогоплательщик) обратилась в арбитражный суд Тамбовской области с требованиями (с учетом уточнений) о признании недействительным постановления межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тамбовской области (далее - инспекция, налоговый орган) N 168 от 14.04.2008 г. "О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя".
Решением арбитражного суда Тамбовской области от 16.02.2009 г. (с учетом определения об исправлении опечатки от 20.03.2009 г.) заявленные требования удовлетворены, признано недействительным постановление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тамбовской области от 14.04.2008 г. N 168 "О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя".
Инспекция не согласилась с принятым судебным актом и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в полном объеме и принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы инспекция указывает, что, поскольку налогоплательщиком произведена государственная регистрация права собственности на объект незавершенного строительства, данный объект недвижимости является объектом налогообложения для налога на имущество физических лиц, в связи с чем инспекцией правомерно произведено начисление налога и предприняты меры его принудительного взыскания.
Также инспекция ссылается на необоснованность вывода суда о несоблюдении ею процедуры вручения налогоплательщику требования об уплате налога, считая соблюденной процедуру, предусмотренную Налоговым кодексом Российской Федерации.
Кроме того, налоговый орган указывает, что 29.09.2008 г. предприниматель Темникова уточнила заявленные ею требования в отношении постановления от 14.04.2008 г. N 168, оспаривая его лишь в части взыскания налога на имущество физических лиц, поэтому суд первой инстанции, признав постановление недействительным в полном объеме, вышел за рамки заявленных требований.
В судебное заседание не явились представители налогоплательщика и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке.
На основании статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривалось в отсутствие представителей налогоплательщика и третьих лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения представителя инспекции, явившегося в судебное заседание, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, Темникова О.В. по договору купли-продажи от 15.06.2006 приобрела объект незавершенного строительства - завод НО и СК, инвентарный номер 3055, находящийся по адресу: Тамбовская область, г.Кирсанов, ул. Восточный район, и земельный участок, занимаемый указанным объектом.
Право собственности на объект незавершённого строительства - завод НО и СК зарегистрировано за Темниковой О.В. управлением Федеральной регистрационной службы по Тамбовской области 20.11.2006 г., о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о государственной регистрации права собственности N 68-68 -05/007/2006-008.
Также за Темниковой О.В. зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 27337 кв. метров.
Сведения о государственной регистрации прав на объект незавершенного строительства были направлены управлением Федеральной регистрационной службы по Тамбовской области в адрес межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тамбовской области 24.11.2006 г. за номером 05-12-01-393.
28.12.2006 г. за N 564 филиалом по г. Кирсанову и Кирсановскому району государственного унитарного предприятия технической инвентаризации по Тамбовской области были представлены инспекции сведения об инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения налогом на имущество физических лиц.
На основании полученных сведений инспекция направила в адрес Темниковой О.В. налоговое уведомление N 38250 от 17.06.2007 г. на уплату налога на имущество физических лиц за 2007 г. в сумме 984 655,84 руб.
В связи с неуплатой указанной суммы налога на имущество физических лиц налоговым органом были направлены Темниковой О.В. требования N 44317 по состоянию на 12.10.2007 г. и N 72215 по состоянию на 10.12.2007 г. об уплате, в том числе, налога на имущество физических лиц в суммах 492 327,92 руб. по срокам уплаты 17.09.2007 г. и 15.11.2007 г. и пени по налогу на имущество физических лиц в суммах соответственно 2625, 64 руб. и 13 292,85 руб.
Также данными требованиями налогоплательщику предложено уплатить земельный налог в суммах 4 129, 25 руб. по срокам уплаты 17.09.2007 г. и 15.11.2007 г. и пени в суммах соответственно 17,89 руб. и 115,62 руб.
Кроме того, на уплату земельного налога в сумме 8 258,50 руб. по сроку уплаты 15.02.2008 г. и пени в сумме 121,13 руб. налогоплательщику налоговым органом направлено требование N 11789 по состоянию на 29.02.2008 г.
Так как налогоплательщиком данные требования добровольно исполнены не были, налоговым органом 14.04.2008 г. было вынесено постановление N 168 "О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя", в соответствии с которым с предпринимателя Темниковой за счет ее имущества подлежит взысканию 1 001 172 руб. налогов и 57 757 руб. пени
На основании указанного постановления службой судебных приставов по Вологодской области в г. Череповец 28.04.2008 г. возбуждено исполнительное производство за N 29/68951/4056/10/2008.
Не согласившись с постановлением N 168 от 14.04.2008 г. "О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя", Темникова О.В. обратилась в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что налоговым органом не представлено доказательств соблюдения установленной процедуры принудительного взыскания налогов, в том числе, доказательств надлежащего направления Темниковой О.В. требований об уплате налога.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым согласиться с решением суда области, основываясь при этом на следующем.
Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу пункта 1 статьи 69 Налогового кодекса требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2 статьи 69 Налогового кодекса).
Согласно пункту 4 статьи 69 Кодекса требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса установлено, что требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Таким образом, Налоговым кодексом предусмотрено, что требование об уплате налога должно содержать необходимые данные, на основании которых налогоплательщик сможет уяснить сведения об основаниях взимания с него налога, размере подлежащих уплате сумм и периодах, за которые подлежат уплате налог или пени.
В случае, если такие сведения в требовании отсутствуют, то обязанность налогового органа не может считаться исполненной надлежащим образом, соответственно, не может считаться соблюденной и установленная Налоговым кодексом процедура принудительного взыскания налога.
Кроме того, из пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса следует, что требование направляется налогоплательщику по почте только в случае невозможности вручить его лично.
Как следует из требований N 44317 по состоянию на 12.10.2007 г. и N 72215 по состоянию на 10.12.2007 г., данными требованиями налогоплательщику предлагалось уплатить недоимку по налогу на имущество физических лиц и по земельному налогу, а также пени за несвоевременную уплату названных налогов.
В то же время, в требованиях отсутствуют ссылки на Закон Российской Федерации от 09.12.1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" и решение Кирсановского городского совета народных депутатов от 26.08.2005 г. N 101 "О налоге на имущество физических лиц", устанавливающие обязанности налогоплательщиков по уплате налога на имущество физических лиц.
Также в требованиях N 44317 по состоянию на 12.10.2007 г., N 72215 по состоянию на 10.12.2007 г. и N 11789 по состоянию на 29.02.2008 г. отсутствуют сведения о периодах, за которые начислены пени.
Отсутствие в требованиях указанных сведений лишает налогоплательщика возможности убедиться в правильности и обоснованности произведенных налоговым органом начислений налога и пени и свидетельствует о несоблюдении налоговым органом установленной процедуры принудительного взыскания налога, первым и обязательным этапом которой является направление налогоплательщику требования.
Кроме того, из материалов дела следует, что все перечисленные требования направлялись налоговым органом налогоплательщику по почте в отсутствие доказательств невозможности вручения их непосредственно.
Поскольку из представленных налоговым органом уведомлений о вручении почтовых отправлений N 6123 (т.1, л.д. 144), N 5256 (т.1, л.д. 142) не следует, что данные почтовые отправления вручены лично Темниковой О.В., у суда не имеется оснований полагать соблюденной процедуру вручения требования, установленную Налоговым кодексом.
В свою очередь, так как неисполненное требование об уплате налога, в силу положений статей 46, 47 Налогового кодекса, служит основанием для принятия решений о взыскании налога за счет денежных средств и имущества налогоплательщика, на основании которых выносится постановление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, нарушение порядка вручения требования влечет признание недействительным оспариваемого постановления.
Следовательно, судом сделан правильный вывод о несоблюдении налоговым органом установленной процедуры взыскания, так как налоговым органом не представлено доказательств надлежащего вручения налогоплательщику требования об уплате налога.
Доводы апелляционной жалобы о соблюдении налоговым органом порядка вручения требования, предусмотренного Налоговым кодексом, отклоняются судом апелляционной инстанции в силу вышеизложенного.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым указать также следующее.
В соответствии со статьей 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон от 09.12.1991 г. N 2003-1) плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Статьей 2 Закона от 09.12.1991 г. N 2003-1 объектами налогообложения налогами на имущество физических лиц признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
В силу статьи 3 Закона от 09.12.1991 г. N 2003-1 ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости в пределах, установленных названной статьей.
Налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.
Пунктом 2 статьи 5 Закона от 09.12.1991 г. N 2003-1 установлено, что налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. По новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением (пункт 5 статьи 5 Закона).
Согласно пункту 4 статьи 5 Закона от 09.12.1991 г. N 2003-1 органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.
В соответствии с пунктами 8 и 9 названной статьи платежные извещения об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа, а уплата налога производится владельцами равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября.
Постановлением Верховного Совета РСФСР от 09.12.1991 г. N 2004-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" Правительству Российской Федерации поручено обеспечить проведение оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности.
Пунктом 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.03.1992 г. N 469-р Минстрою России поручено в месячный срок утвердить порядок оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности.
Согласно пункту 2.1 Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности (далее - Порядок), утвержденного Приказом Министра архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.04.1992 г. N 87, оценке подлежат строения, помещения и сооружения определенного функционального назначения, принятые в эксплуатацию и зарегистрированные в делопроизводстве органов исполнительной власти национально-государственных и административно-территориальных образований как принадлежащие гражданам на праве собственности.
Оценке для целей налогообложения не подлежат строящиеся строения, помещения и сооружения (пункт 2.2 Порядка).
Таким образом, учитывая, что приобретенное предпринимателем Темниковой О.В. имущество - завод НО и СК, инвентарный номер 3055, находящийся по адресу: Тамбовская область, г. Кирсанов, ул. Восточный район, является объектом незавершенного строительства, не принятым в эксплуатацию, данное имущество не может являться объектом налогообложения налогом на имущество физических лиц.
То обстоятельство, что Темниковой О.В. произведена государственная регистрация права собственности на приобретенный объект незавершенного строительства, не может служить основанием для признания его объектом налогообложения по налогам на имущество физических лиц.
Статья 131 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что право собственности и иные вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Статья 130 Гражданского кодекса к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относит земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 25 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право на вновь создаваемый объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Пунктом 2 статьи 25 указанного Закона (в редакции, действовавшей на момент осуществления государственной регистрации) установлено, что право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, указанных в настоящей статье.
При этом в случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на праве собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право собственности на данный земельный участок, разрешения на строительство, проектной документации и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства (пункт 3 статьи 25 Закона).
В случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на ином праве, чем право собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право пользования данным земельным участком, разрешения на строительство, проектной документации и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства (пункт 4 статьи 25 Закона).
Из изложенного следует, что документы, на основании которых производится государственная регистрация прав на объекты незавершенного строительства, не свидетельствуют о вводе зарегистрированного объекта незавершенного строительства в эксплуатацию. Следовательно, такой объект не обладает характеристиками объектов налогообложения налогами на имущество, перечисленными в статье 2 Закона от 09.12.1991 г. N 2003-1 - жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что объект незавершенного строительства является объектом налогообложения налогами на имущество в силу осуществления Темниковой О.В. государственной регистрации права собственности на него не могут быть приняты судом апелляционной инстанции как не основанные на нормах права.
Порядок уплаты земельного налога с 01.01.2006 г. регулируется главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации "Земельный налог".
В соответствии со статьей 387 Налогового кодекса земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Статьей 388 Налогового кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 389 Налогового кодекса установлено, что объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
При этом налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, определяемая в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 391 Налогового кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса установленная по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
Статьей 394 Налогового кодекса установлено, что ставки налогообложения земельным налогом устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
-в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства - 0,3 процента;
-в отношении прочих земельных участков - 1,5 процента
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
В доказательство правомерности предложения налогоплательщику уплатить суммы земельного налога, указанные в требованиях N 44317 по состоянию на 12.10.2007 г., N 72215 по состоянию на 10.12.2007 г. и N 11789 по состоянию на 29.02.2008 г., налоговым органом не представлено суду сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определенной с учетом категории земельного участка и вида его разрешенного использования, и о ставках налогообложения, исходя из которых исчислен земельный налог.
Также в материалах дела не имеется доказательств доведения до налогоплательщиков сведений о кадастровой стоимости земельных участков на территории г. Кирсанова и Кирсановского района по состоянию на 1 января календарного года, за который начислен налог.
Все изложенное влечет невозможность определить действительную налоговую обязанность налогоплательщика и лишает возможности налоговый орган ссылаться на правомерность взыскания налога.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции вышел за рамки заявленных требований, признав незаконным постановление в полном объеме, обосновываемый ссылкой на уточнение требований от 29.09.2008 г., отклоняется судом апелляционной инстанции как несоответствующий фактическим обстоятельствам дела.
Из материалов дела следует, что первоначально заявленные предпринимателем Темниковой О.В. требования о признании незаконными налогового уведомления N 38250, требования об уплате налога N 72215 и постановления N 168 от 14.04.2008 г. уточнялись ею 15.09.2008 г. (т.1, л.д. 102), 17.09.2008 г. (т.1, л.д. 126), 24.09.2009 г. (т.1, л.д. 113), 05.11.2009 г. (т.2, л.д. 26), 10.11.2008 г. (т.2, л.д. 28).
В результате уточнений предприниматель в качестве предмета оспаривания оставила лишь постановление N 168 от 14.04.2008 г., отказавшись от оспаривания налогового уведомления и требования об уплате налога.
В то же время, в материалах дела отсутствует уточнение требований от 29.09.2008 г., на которое ссылается налоговый орган.
Из всех уточнений требований, в том числе из уточнений от 05.11.2008 г. и от 10.11.2008 г. следует, что постановление N 168 от 14.04.2008 г. оспаривалось предпринимателем Темниковой О.В. в полном объеме. В уточнениях от 05.11.2008 г. и от 10.11.2008 г. предприниматель в качестве основания оспаривания постановления N 168 от 14.04.2008 г. привела довод о нарушении налоговым органом процедуры обращения взыскания на имущество налогоплательщика.
Таким образом, признавая постановление N 168 от 14.04.2008 г. недействительным полностью, суд не вышел за пределы заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, возлагается на этот орган.
Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Во исполнение указанных норм инспекцией не представлено надлежащих доказательств законности принятого ненормативного акта, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности данного ненормативного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса) суд первой инстанции при рассмотрении дела не допустил.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение арбитражного суда Тамбовской области от 16.02.2009 г. по делу N А64-4200/08-16 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тамбовской области - без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 г. N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании с инспекции государственной пошлины судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Тамбовской области от 16.02.2009 г. по делу N А64-4200/08-16 (с учетом определения об исправлении опечаток от 20.03.2009 г.) оставить без изменения, а апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тамбовской области без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Т.Л. Михайлова |
Судьи |
С.Б. Свиридова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-4200/08-16
Заявитель: Темникова О В
Ответчик: МИ ФНС России N2 поТамбовской области
Третье лицо: УФРС по Тамбовской области, ОСП по г. Череповцу УФССП по Волгоградской области, ООО "Эспес"
Хронология рассмотрения дела:
22.06.2009 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1671/09