24 августа 2009 г. |
Дело N А14-579-2009/65/14 |
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2009 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Колянчиковой Л.А.,
судей: Яковлева А.С.,
Андреещевой Н.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Правдик А.Н.,
при участии:
от ОАО "Концерн Энергоатом": Корчагин М.В., представитель по доверенности N 27-20/5528 от 23.06.08 г., паспорт серии 2005 N 644161 выдан ОВД Советского района г. Воронежа 28.04.2006 г.;
от ФКУ администрации ГО г. Воронеж: представитель не явился, надлежаще извещён;
от ОАО "Управляющая компания Советского района": представитель не явился, надлежаще извещён;
от МУП ЖКХ "Шилово": представитель не явился, надлежаще извещён,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования городской округ г. Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа г. Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.06.2009 г. по делу N А14-579-2009/65/14 (судья Пименова Т.В.) по иску открытого акционерного общества "Концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" в лице филиала "Дирекция строящейся Воронежской атомной станции теплоснабжения" к открытому акционерному обществу "Управляющая компания Советского района, муниципальному образованию городской округ город Воронеж в лице ФКУ администрации городского округ г. Воронеж, при участии третьего лица МУП "ЖКХ Шилово", о взыскании 12 000 рублей задолженности за потребленную тепловую энергию,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" в лице филиала "Дирекция строящейся Воронежской атомной станции теплоснабжения" (далее - ОАО "Энергоатом", истец) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Управляющая компания Советского района" (далее ОАО "УК Советского района, ответчик) о взыскании 12 000 рублей задолженности за потребленную тепловую энергию.
Определением от 30.03.2009 года к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Муниципальное образование городской округ г. Воронеж в лице ФКУ администрации юродского округа г. Воронеж.
В соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ в ходе рассмотрения дела в первой инстанции истец уточнил исковые требования и просил взыскать с ОАО "УК Советского района" задолженность за период с 01.09.2008 года по 31.12.2008г. в сумме 12 754,39 рублей, с Муниципального образования городской округ г. Воронеж в лице ФКУ Администрации городского округа г. Воронеж 1 171 452,32 рублей убытков в виде межтарифной разницы.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 09.06.2009 г. по делу N А14-579/2009/65/14 иск удовлетворен в части взыскания с ОАО "УК Советского района" в пользу ОАО "Энергоатом" 12 754,39 рублей задолженности и 500 рублей госпошлины, с муниципального образования городской округ г. Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа г. Воронеж за счет средств муниципальной казны в пользу ОАО "Энергоатом" в возмещение убытков в виде межтарифной разницы взыскано 1 171 452,32 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления Администрации городского округа город Воронеж обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов суда первой инстанции, просит решение отменить в части взыскания с него в пользу ОАО "Энергоатом" убытков в сумме 1 171 452,32 рублей.
При этом заявитель апелляционной жалобы указывает, что в соответствии с ч. 4 ст. 157 ЖК ПФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в порядке, установленным федеральным законом. Установление тарифов на тепловую энергию, согласно положениям ФЗ от 14.04.1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" и в соответствии с нормами ФЗ от 28.08.1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации" не относится к компетенции органов местного самоуправления. При расчете с истцом ОАО "УК Советского района" неправомерно применяло тариф на тепловую энергию, установленный для населения постановлением Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 года N427 "О тарифах на тепловую энергию для расчета размера платы граждан за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение", поскольку данный акт принят с превышением полномочий, установленных для исполнительного органа местного самоуправления. Для осуществления расчетов с поставщиком тепловой энергии подлежит применению тариф, установленный ГУТ Воронежской области, в связи с чем, требование истца о взыскании убытков является неправомерным.
В судебное заседание 20.08.2009 года представитель Муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления Администрации городского округа город Воронеж не явился.
Истец с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает обжалуемое решение законным и обоснованным, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
При этом представитель ОАО "Энергоатом" пояснил, что истец не является исполнителем коммунальных услуг. В спорный период действовало постановление Муниципального совета г. Воронеж от 23.12.1997 года N 199-II "Об утверждении новой редакции единого платежного документа для оплаты за жилищно-коммунальный услуги" и Решение Воронежской городской думы от 28.05.2008 года N 147-II, согласно которым функции единого расчетного центра по оплате жилищно-коммунальных услуг были возложены на МУП МИВЦ. Для расчета платежей граждан в спорный период МУП "МИВЦ" применяло тарифы для населения, установленные постановлением Главы городского округа город Воронеж "О тарифах на тепловую энергию для расчета размера платы граждан за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение" от 07.03.2008 года N 427. Убытки у истца, являющегося энергоснабжающей организацией, возникли из-за разницы между стоимостью фактически отпущенной в адрес ОАО "УК Советского района" тепловой энергией и суммой, предъявленной для оплаты населению по установленным органом местного самоуправления тарифам, применяемым для расчета оплаты населением стоимости тепловой энергии.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ОАО "УК Советского района", МО городской округ г. Воронеж в лице ФКУ администрации городского округа г. Воронеж и МУП ЖКХ "Шилово" не явились.
В виду наличия в материалах дела доказательств надлежащего извещения ОАО "УК Советского района", ФКУ администрации ГО г. Воронеж и МУП ЖКХ "Шилово" апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке ст.ст.123, 156, 184, 266 АПК РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Учитывая, что муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж обжалует решение арбитражного суда только в части взыскания с муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж в пользу ОАо "Энергоатом" 1 171 452,32 рублей убытков, а лица, участвующие в деле, не заявили возражений, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Выслушав объяснения представителя истца, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 21.10.2006 г. между истцом и ОАО "УК Советского района" заключен договор N 8/08 на отпуск тепловой энергии.
В соответствии с п. 1 договора, энергоснабжающая организация через присоединенную сеть обеспечивает абонента тепловой энергией, а абонент принимает и своевременно оплачивает тепловую энергию.
Согласно п. 6.1 договора плата за потребленную тепловую энергию осуществляется на основании установленного тарифа.
Учет тепловой энергии осуществляется по приборам учета, установленным у абонента и допущенным в эксплуатацию представителем энергоснабжающей организации (п.5.1 договора).
По п. 9.1. срок действия договора установлен сторонами с 01.09.2008 года по 31.12.2008 года.
Во исполнение принятых договорных обязательств истец в марте, сентябре-октябре 2008 года осуществил через присоединенную поставку горячей воды в количестве 7 156 ,825 Гкал на общую сумму 7 850 195,57 рублей.
По данным МУП "МИВЦ", отраженным в ведомостях по форме Ф.302, населению ОАО "УК Советского района" за отопление в соответствии с постановлением Главы городского округа город Воронеж N 427 от 07.03.2008 года "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение" начислено для оплаты 6338795,29 рублей за период март, сентябрь-декабрь 2008 года, исходя из тарифа на тепловую энергию для расчета размера платы граждан за отопление в сумме 696,19 рублей за 1Гкал.
Оплату за поставленную электроэнергию в части платежей населения в полном объеме ОАО "УК "Советского района" не произвело.
Размер разницы между фактической стоимостью отпущенной тепловой энергией, рассчитанной по тарифу, установленному для истца ГУТ Воронежской области и суммой, начисленной МУП "МИВЦ" к оплате населению ОАО "УК Советского района", по тарифам, установленным постановлением Главы городского округа город Воронеж N 427 от 07.03.2008 года, составила за спорный период 1 171 452,32 рублей.
Размер указанной разницы муниципальным образованием городской округ город Воронеж в лице ФКУ Администрации городского округа город Воронеж не был возмещен.
Полагая, что обязательства по оплате населением отпущенной тепловой энергии ОАО "УК Советского района" последнее надлежащим образом не исполнило, истец обратился с иском в Арбитражный суд.
В виду того, что размер разницы между фактической стоимостью отпущенной тепловой энергией, рассчитанной по тарифу, установленному для истца ГУТ Воронежской области и суммой, начисленной МУП "МИВЦ" к оплате населению ОАО "УК Советского района" по тарифам, установленным постановлением Главы городского округа город Воронеж N 427 от 07.03.2008 года является убытками энергоснабжающей организации, подлежащими возмещению из муниципального бюджета, истец одновременно заявил требования об их взыскании с муниципального образования.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований о взыскании задолженности по платежам населения и убытков.
Судебная коллегия апелляционной инстанции считает данный вывод суда соответствующим действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьями 307, 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Судом первой инстанции правомерно применены к возникшему спору нормы главы 30 Гражданского Кодекса РФ о договорах энергоснабжения.
В соответствии со ст. 539 Гражданского Кодекса РФ по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии на основании ст. 544 Гражданского кодекса РФ производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу ст.424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии с постановлением Муниципального совета г. Воронеж от 23.12.1997 года N 199-II "Об утверждении новой редакции единого платежного документа для оплаты за жилищно-коммунальный услуги" и Решением Воронежской городской думы от 28.05.2008 года N 147-II в спорный период функции единого расчетного центра по оплате жилищно-коммунальных услуг были возложены на МУП МИВЦ.
Постановлением Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 года N 427 "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение" тариф на тепловую энергию для расчета размера платы граждан за отопление составляет 696,19 рублей за 1Гкал.
Предъявляемая населению ОАО "УК Советского района" стоимость потребленной тепловой энергии и горячей воды производилась МУП "МИВЦ" с учетом тарифов для населения, установленных постановлением Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 года N 427.
19.12.2008 года решением суда Центрального района города Воронежа, вступившим в законную силу, постановление Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 года N 427 "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение" признано недействующим со для его принятия.
В своем решении суд указал, что согласно п.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 23.05.2006г. N 307, в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то размер платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Согласно п. 4.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы самоуправления в целях решения вопросов местного значения наделены полномочиями по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В соответствии с п. 6.6 указанного закона органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта полномочиями на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию 9за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования.
Закон субъекта о передаче полномочий по установлению тарифов органам местного самоуправления принят не был.
Во исполнение решения суда Центрального района города Воронежа от 19.12.2008 года постановлением Главы городского округа город Воронеж от 19.01.2009 года N 18 постановление Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 года N 427 "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение" признано недействующим.
Таким образом, в спорный период времени МУП "МИВЦ", руководствуясь постановлением Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 года N 427 "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение" осуществляло централизованное начисление населению стоимости потребленной тепловой энергии для целей отопления и горячей воды исходя из тарифов на тепловую энергию 636,19 рублей и за 1Гкал.
27.01.2009 года решение суда Центрального района г. Воронежа от 19.12.2008 года и постановление Главы городского округа город Воронеж от 19.01.2009 года N 18 были опубликованы в газете "Берег".
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещению убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Из смысла указанных правовых норм следует, что общие условия возникновения обязательства из причинения вреда включают в себя помимо факта неправомерного действия одного лица и наличия вреда у другого лица как следствия неправомерного действия в качестве необходимого основания также вину причинителя вреда и причинную связь между неправомерными действиями и наступившим вредом.
Таким образом, поскольку вступившим в законную силу решением Центрального районного суда города Воронежа от 19.12.2008 года, имеющим преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора, признаны неправомерными действия исполнительного органа муниципального образования городской округ город Воронеж по установлению для граждан тарифов постановлением Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 года N 427 "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение", суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу ОАО "Энергоатом" убытков, причиненных незаконными действиями органа местного самоуправления по установлению тарифов для населения.
Довод муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления Администрации городского округа город Воронеж о необходимости применения ОАО "УК Советского района" при расчетах с истцом тарифов, установленных для поставщика ГУТ Воронежской области, судебная коллегия отклоняет.
В спорный период до вступления в законную силу решения Центрального районного суда города Воронежа постановление Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 года N 427 "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение" являлось действующим, и, соответственно, подлежащим применению.
Материалами дела установлено, что сторонами по делу фактически учитывались установленные муниципальным органом тарифы при расчете сумм, предъявляемых населению.
Население оплачивало потребленную энергию по указанным тарифам.
Заявителем жалобы тарифы для населения также применялись, о чем свидетельствует частичная компенсация энергоснабжающей организации убытков, вызванных установлением данного тарифа, и возмещение взысканных судом первой инстанцией убытков за счет средств муниципальной казны на момент рассмотрения апелляционной жалобы.
При таких обстоятельствах законных оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части не усматривается.
Нарушений норм материального права, а также процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.110, 112, п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.06.2009 года по делу N А14-579/2009/65/14 в части взыскания убытков с муниципального образования городской округ город Воронеж в сумме 1 171 452, 32 руб. оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления Администрации городского округа город Воронеж - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
Председательствующий судья: |
Л.А. Колянчикова |
Судьи |
Н.Л. Андреещева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-579/2009/65/14
Истец: ОАО "Концерн Энергоатом"
Ответчик: ОАО "Управляющая компания Советского р-на"
Третье лицо: МУП "МИВЦ", МУП "ЖКХ Шилово", МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ администрация городского округа город Воронеж
Хронология рассмотрения дела:
24.08.2009 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4325/09