10 июля 2009 г. |
Дело N А14-2874/2009 |
г.Воронеж 119/3
Резолютивная часть постановления объявлена 8 июля 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июля 2009 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Андреещевой Н. Л.,
судей Алфёровой Е. Е.,
Яковлева А. С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Потаповой Е. Н.,
при участии:
от ООО Долговой центр "Акцепт": представитель не явился, извещён надлежащим образом;
от МО городской округ г.Воронеж в лице Финансово-казначейского управления городского округа г.Воронеж: Потаповой С.В. - главного специалиста отдела правовой работы в сфере договорных отношений, удостоверение АБ N 146 от 16.10.2008 г., доверенность N 1161-ФКУ от 05.11.2008 г.
от МУ "РайДЕЗ ЖКХ Коминтерновского района" г.Воронежа: представитель не явился, извещён надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления Администрации городского округа город Воронеж, г. Воронеж, на решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.05.2009 г. по делу N А14-2874/2009 119/3 (судья Семенов Г.В.) по иску общества с ограниченной ответственностью Долговой центр "Акцепт", г. Воронеж, к Муниципальному образованию городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления Администрации городского округа город Воронеж, г. Воронеж, при участии третьего лица Муниципального учреждения "Районная дирекция единого заказчика жилищно - коммунального хозяйства Коминтерновского района" г. Воронежа, г. Воронеж, о взыскании 1 088 337 руб. 58 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами и 16 942 руб. государственной пошлины в порядке субсидиарной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Долговой центр "Акцепт" (далее - ООО "Долговой центр "Акцепт", истец), г. Воронеж, обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковыми требованиями к Муниципальному образованию городской округ город Воронеж в лице Финансово - казначейского управления Администрации городского округа город Воронеж (далее - МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ Администрации ГО г. Воронеж, ответчик), г. Воронеж, о взыскании 1 088 337 руб. 58 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами и 16 942 руб. государственной пошлины в порядке субсидиарной ответственности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Муниципальное учреждение "Районная дирекция единого заказчика жилищно - коммунального хозяйства Коминтерновского района" г. Воронежа (далее - МУ "РайДЕЗ ЖКХ Коминтерновского района" г. Воронежа), г. Воронеж.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 12 мая 2009 г. исковые требования ООО "Долговой центр "Акцепт" были удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ Администрации ГО г. Воронеж обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права, на незаконность и необоснованность решения, в связи с чем просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ Администрации ГО г. Воронеж поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Истец ООО Долговой центр "Акцепт" и третье лицо МУ "РайДЕЗ ЖКХ Коминтерновского района" г. Воронежа явку полномочных представителей в судебное заседание по настоящей апелляционной жалобе не обеспечили, отзывы не представили.
Ввиду наличия доказательств надлежащего извещения истца ООО Долговой центр "Акцепт" и третьего лица МУ "РайДЕЗ ЖКХ Коминтерновского района" г. Воронежа о времени и месте судебного разбирательства апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие, в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ Администрации ГО г. Воронеж, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.05.2009г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО Долговой центр "Акцепт" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к МУ "РайДЕЗ ЖКХ Коминтерновского района" г. Воронежа о взыскании 1 088 337 руб. 58 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.03.2006 года по 29.01.2008 года.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 08.09.2008 г. по делу N А14-4175/2008/143/14 исковые требования были удовлетворены в полном объеме, с МУ "РайДЕЗ ЖКХ Коминтерновского района" г. Воронежа в пользу ООО Долговой центр "Акцепт" взыскано 1 088 337 руб. 58 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами и 16 942 руб. государственной пошлины (л.д.12).
Для принудительного исполнения решения Арбитражного суда Воронежской области от 08.09.2008 г. по делу N А14-4175/2008/143/14 ООО Долговой центр "Акцепт" 23.10.2008 г. выдан исполнительный лист N 068743, который был предъявлен к исполнению в РОСП Коминтерновского района г. Воронежа (л.д.13).
Постановлением судебного пристава - исполнителя РОСП Коминтерновского района г. Воронежа от 05.03.2009 г. исполнительное производство по исполнительному листу N 068743 было окончено в связи с отсутствием у должника денежных средств и имущества, на которые может быть обращено взыскание (л.д.14).
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения ООО Долговой центр "Акцепт" в Арбитражный суд Воронежской области с рассматриваемыми исковыми требованиями.
В соответствии с положениями статей 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (деле - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Положения статьи 399 ГК РФ предусматривают, что до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
По смыслу указанных правовых норм основанием для привлечения собственника имущества учреждения к субсидиарной ответственности является факт неисполнения основным должником денежного обязательства.
Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 21 от 22.06.2006 г. "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 ГК РФ" ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные статьей 399 ГК РФ, распространяются с особенностями, установленными статьей 120 ГК РФ. Особенность такой ответственности состоит в том, что собственник имущества учреждения не может быть привлечен к ответственности без предъявления в суд искового требования к основному должнику.
Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества (части 1 и 2 статьи 120 ГК РФ).
Из содержания приведенных норм следует, что необходимым условием для применения субсидиарной ответственности является лишь предварительное обращение с соответствующими требованиями к основному должнику, нарушившему обязательство. Отказ основного должника от удовлетворения этого требования дает кредитору основание предъявить соответствующее требование лицу, на которое возложена субсидиарная ответственность.
В рассматриваемом случае факт наличия у основного должника МУ "РайДЕЗ ЖКХ Коминтерновского района" г. Воронежа денежного обязательства перед ООО Долговой центр "Акцепт", факт просрочки его исполнения установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Воронежской области от 08.09.2008 г. по делу N А14-4175/2008/143/14 (л.д.12).
Данные обстоятельства ответчиком по настоящему делу не оспорены.
Доказательств исполнения в добровольном порядке основным либо субсидиарным должником указанного решения Арбитражного суда Воронежской области от 08.09.2008 г. в материалы дела не представлено.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 21 от 22.06.2006 года "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 ГК РФ", при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Кодекса такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
В данном случае в соответствии с Уставом основного должника - МУ "РайДЕЗ ЖКХ Коминтерновского района" г.Воронежа собственником имущества учреждения является Муниципальное образование городской округ город Воронеж.
Согласно пункту 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Исходя из пункта 1 статьи 126, пункта 3 статьи 215 ГК РФ, муниципальное образование отвечает по своим обязательствам имуществом, которое составляет муниципальную казну.
В соответствии с частью 4 статьи 51 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с пунктом 10 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ в суде от имени муниципального образования по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
В силу пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
Как следует из пункта 4 статьи 68 Устава городского округа город Воронеж, утвержденного Постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 г. N 150 - I, органы местного самоуправления от имени городского округа субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно Положению о Финансово-казначейском управлении администрации городского округа город Воронеж, утвержденному распоряжением Главы городского округа город Воронеж от 02.06.2008г. N 325-р, Финансово-казначейское управление Администрации городского округа город Воронеж является самостоятельным структурным подразделением и уполномоченным органом по управлению средствами местного бюджета городского округа город Воронеж.
Учитывая обстоятельства настоящего дела, а также то, что истцом соблюден порядок, установленный статьёй 399 ГК РФ, исходя из анализа вышеназванных норм права, апелляционная коллегия полагает правомерным вывод суда первой инстанции о наличии правовых оснований для привлечения МО ГО город Воронеж в лице ФКУ Администрации ГО г. Воронеж к субсидиарной ответственности по обязательствам муниципального (бюджетного) учреждения, в связи с чем арбитражный суд обоснованно взыскал с ответчика 1 088 337 руб. 58 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за счет имущества, составляющего муниципальную казну.
Поскольку судебные расходы не относятся к налоговым обязательствам по оплате государственной пошлины, суд первой инстанции также правомерно признал требования истца о взыскании расходов по государственной пошлине в размере 16 942 руб. подлежащими удовлетворению за счет субсидиарного должника МО ГО город Воронеж в лице ФКУ Администрации ГО г. Воронеж.
В этой связи ссылка заявителя апелляционной жалобы на то обстоятельство, что суд первой инстанции неправомерно взыскал с МО ГО город Воронеж в лице ФКУ Администрации ГО г. Воронеж сумму государственной пошлины, поскольку последнее в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от ее уплаты, подлежит отклонению апелляционной коллегией как необоснованная.
Учитывая положения вышеуказанных норм права, а также разъяснения, содержащиеся в вышеназванном постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 21 от 22.06.2006 года, доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что истцом не представлены доказательства недостаточности у основного должника, т.е. учреждения, находящихся в его распоряжении денежных средств, о не поступлении в ФКУ Администрации ГО г. Воронеж исполнительного листа N 068743, также подлежат отклонению.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательной базе, которые бы влияли на законность и обоснованность обжалуемого решения, либо опровергали выводы арбитражного суда области, в апелляционной жалобе МО ГО город Воронеж в лице ФКУ Администрации ГО г. Воронеж не содержится.
По мнению апелляционной коллегии, при принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
На основании изложенного, оснований для отмены решения Арбитражного суда Воронежской области от 12.05.2009 г. и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Расходы по государственной пошлине в сумме 1 000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на её заявителя - МО ГО город Воронеж в лице ФКУ Администрации ГО г. Воронеж, однако в доход федерального бюджета с него не взыскиваются, поскольку в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 12 мая 2009 по делу N А14-2874/2009 119/3 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления Администрации городского округа город Воронеж, г. Воронеж, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Н. Л. Андреещева |
Судьи |
Е. Е. Алфёрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-2874-09/119/3
Истец: ООО Долговой центр "Акцепт"
Ответчик: МО городской округ г.Воронеж в лице Финансово-казначейского управления городского округа г.Воронеж
Третье лицо: МУ "РАЙДЕЗ ЖКХ Коминтерновского района г.Воронежа
Хронология рассмотрения дела:
10.07.2009 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3329/09