26 мая 2009 г. |
Дело N А14-16183/2008/513/19 |
г.Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 мая 2009 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.
судей Миронцевой Н.Д.,
Семенюта В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Матвеевой Г.А.,
при участии:
от муниципального унитарного предприятия городского округа г.Воронеж "Донской водозабор" - Асеевой Ю.П., представителя по доверенности от 11.01.2009;
от Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области - Дубовской Т.И., ведущего специалиста-эксперта по доверенности N 15-д от 11.01.2009;
от муниципального предприятия "Горжилуправление" - Заруцкого М.В., представителя по доверенности от 20.03.2008, Ботвиньева А.В., представителя по доверенности от 12.01.2008;
от Администрации городского округа г.Воронеж - Асеевой Ю.П., начальника отдела правовой работы в сфере муниципальной собственности по доверенности N 380 от 31.12.2008;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Муниципального предприятия "Горжилуправление" и Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 03.03.2008 по делу N А14-16183/2008/513/19 (судья Есакова М.С.) по заявлению муниципального унитарного предприятия городского округа г.Воронеж "Донской водозабор" к Управлению Федеральной регистрационной службы по Воронежской области о признании незаконными действий по государственной регистрации права хозяйственного ведения за МП "Горжилуправление" на нежилое встроенное помещение III в лит. А,А2 площадью 303,6 кв.м., этаж 1,2 номер на поэтажном плане: помещение III этаж 1: N 1-16; 2 этаж: N 17-40, расположенное по адресу: г.Воронеж, ул.Пушкинская, 14; об обязании УФРС по Воронежской области погасить запись регистрации N 36-36-01/186/2007/29 от 15.08.2007 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие городского округа г.Воронеж "Донской водозабор" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Воронежской области о признании незаконными действий по государственной регистрации права хозяйственного ведения за МП "Горжилуправление" на нежилое встроенное помещение III в лит. А,А2 площадью 303,6 кв.м., этаж 1,2 номер на поэтажном плане: помещение III этаж 1: N 1-16; 2 этаж: N 17-40, расположенное по адресу: г.Воронеж, ул.Пушкинская, 14; об обязании УФРС по Воронежской области погасить запись регистрации N 36-36-01/186/2007/29 от 15.08.2007 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального предприятия "Горжилуправление" и Администрации городского округа г.Воронеж.
Решением от 03.03.2009 суд удовлетворил заявленные требования, указав, что оспариваемые действия УФРС по Воронежской области не соответствуют статьям 13,16,19 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997, Приказам Минюста РФ от 14.09.2006 N 293, от 01.07.2002 N 184.
Не согласившись с указанным решением, муниципальное предприятие "Горжилуправление" обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Управление Федеральной регистрационной службы по Воронежской области также обратилось в суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
По делу объявлялся перерыв с 08.05.2009 по 12.05.2009.
Исследовав материалы дела, с учетом доводов апелляционных жалоб и пояснений участвующих в деле лиц, оценив все в совокупности, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, 15.08.2007 Управлением Федеральной регистрационной службы по Воронежской области произведена государственная регистрация права хозяйственного ведения за МП "Горжилуправление" на нежилое встроенное помещение III в лит. А,А2 площадью 303,6 кв.м., этаж 1,2 номер на поэтажном плане: помещение III этаж 1: N 1-16; 2 этаж: N 17-40, расположенное по адресу: г.Воронеж, ул.Пушкинская, 14, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество внесена запись N 36-36-01/186/2007-29 и выдано свидетельство о государственной регистрации серия 36-АБ N 829066.
Полагая, что указанная регистрация произведена с нарушением требований действующего законодательства, а именно на основании ненадлежащее проведенной правовой экспертизы представленных на регистрацию документов, что нарушило его права и законные интересы, МУП "Донской водозабор" обратилось за защитой в арбитражный суд.
При этом, предприятие ссылается на передачу предприятия коммунального хозяйства ПЖРЭП N 13 с находящимся на его балансе имуществом, в том числе нежилым помещением по ул.Пушкинская, 14 г.Воронежа, в муниципальную собственность согласно решению малого Совета Воронежского городского Совета народных депутатов от 07.09.1993 N 162; прекращение права хозяйственного ведения МП "Горжилуправление" на спорное имущество в связи с его передачей с баланса МП "Горжилуправление" на баланс и в хозяйственное ведение муниципального унитарного предприятия "Управление служебных зданий" на основании приказа N 885/1 от 24.12.2001; отказ МП "Горжилуправление" от требований о признании недействительным приказа N 885/1 от 24.12.2001 (дело N А14-4955/07/173/11); передачу нежилого помещения по ул.Пушкинская, 14 г.Воронежа приказом Комитета по управлению имуществом N 467 от 25.05.2006 с баланса муниципального унитарного предприятия "Управление служебных зданий" на баланс и в хозяйственное ведение МУП "Донской водозабор".
МУП городского округа г.Воронеж "Донской водозабор" также указывает на срочность договора о передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение от 01.10.1996 и непредставление на регистрацию документов, подтверждающих существование данного права МП "Горжилуправление" на момент обращения за регистрацией, а также документов подтверждающих право муниципальной собственности на спорный объект недвижимости и полномочий лиц, подписавших договор хозяйственного ведения от 01.10.1996, что, по мнению заявителя, является нарушением требований Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 к правовой экспертизе представленных на регистрацию документов, приказов Минюста РФ от 14.09.2006 N 293 "Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", от 01.07.2002 N 184 "Об утверждении методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Суд первой инстанции, разрешая спор по существу, исходил из обоснованности и документального подтверждения заявленных требований, в связи с чем, пришел к выводу о необходимости их удовлетворения.
Апелляционная коллегия соглашается с мнением суда первой инстанции и полагает, что при рассмотрении данного спора учитывать следующее.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 4 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Исходя из смысла названных статей Закона, государственной регистрации подлежит само право собственности на недвижимые объекты.
В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 16, пункта 1 статьи 17 Закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение прав.
В соответствии с п.1 ст.18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п.1 ст.17 Закона о регистрации, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Абзац 2 пункта 3 статьи 9, абзац 3 пункта 1 статьи 13 и абзац 11 пункта 1 статьи 17 Закона предусматривают, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверку законности сделок и проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
В соответствии с приказами Минюста РФ от 14.09.2006 N 293 "Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", от 01.07.2002 N 184 "Об утверждении методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (зарегистрирован в Минюсте РФ 14.09.2006 за N 8258), целью правовой экспертизы представленных на регистрацию документов является проверка законности сделки, юридической силы представленных на государственную регистрацию правоустанавливающих документов, в ходе которой, в том числе, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверка действительности поданных заявителем документов и наличия прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации (статьи 9, 13, 17 Закона).
Приказом Минюста РФ от 01.07.2002 N 184 (пункт 40) с учетом требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации к договорам, при проведении правовой экспертизы (проверке законности сделки) рекомендуется проверять в том числе следующее:
наличие полномочий у представителей (статья 182 ГК РФ), если сделка совершена представителями;
принадлежность имущества лицу, распоряжающемуся недвижимостью, или полномочия по распоряжению недвижимостью лицами, не являющимися собственниками имущества в случаях, когда закон допускает распоряжение объектом недвижимого имущества не его собственником (статья 9, пункт 1 статьи 20 Закона);
соблюдение прав и законных интересов третьих лиц, не участвующих в сделке, а также публично-правовых интересов в установленных законом случаях (пункты 2 и 3 статьи 209 ГК РФ, пункт 1 статьи 20 Закона).
Приказом от 14.09.2006 N 293 (пункт 93) установлено, что государственный регистратор, проверяя юридическую силу правоустанавливающих документов, устанавливает:
соответствие требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа, формы и содержания документа;
обладал ли орган государственной власти (орган местного самоуправления) соответствующей компетенцией на издание акта, а также соблюден ли порядок издания таких актов, в том числе уполномоченное ли лицо подписало этот акт;
соответствие сведений об объекте недвижимого имущества, указанных в документах, удостоверенных организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества, аналогичным сведениям, указанным в правоустанавливающем документе;
наличие соответствующих прав по распоряжению объектом недвижимости у подписавшего документ лица.
Пунктом 1 статьи 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", предусмотрено, что при возникновении у государственного регистратора сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, регистрация приостанавливается. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявители вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности указанных в них сведений.
Управление федеральной регистрационной службы, полагая, что МП "Горжилуправление" представило на регистрацию права хозяйственного на нежилое встроенное помещение III в лит. А,А2 площадью 303,6 кв.м., этаж 1,2 номер на поэтажном плане: помещение III этаж 1: N 1-16; 2 этаж: N 17-40, расположенное по адресу: г.Воронеж, ул.Пушкинская, 14 все необходимые и достаточные документы зарегистрировало за предприятием указанное право.
Вместе с тем, указанная регистрация была проведена с нарушением требований действующего законодательства, поскольку правовая экспертиза документов, представленных на регистрацию права хозяйственного ведения МП "Горжилуправления" на нежилое встроенное помещение III в лит. А,А2 площадью 303,6 кв.м., этаж 1,2 номер на поэтажном плане: помещение III этаж 1: N 1-16; 2 этаж: N 17-40, расположенное по адресу: г. Воронеж, ул. Пушкинская, 14, проведена ненадлежаще, с нарушением требований действующего законодательства и, соответственно, не могла являться основанием для принятия решения о проведении регистрации, что подтверждается следующим.
Из материалов дела правоустанавливающих документов следует, что на регистрацию права хозяйственного ведения на нежилое встроенное помещение III в лит. А,А2 площадью 303,6 кв.м., этаж 1,2 номер на поэтажном плане: помещение III этаж 1: N 1-16; 2 этаж: N 17-40, расположенное по адресу: г.Воронеж, ул. Пушкинская, 14, МП "Горжилуправление" были представлены договор о передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение от 01.10.1996, акт приема-передачи имущества в хозяйственное ведение от 01.10.1996, справка филиала государственного унитарного предприятия Воронежской области "Воронежское областное управление технической инвентаризации" от 08.08.2007.
Из справки филиала ГУП "Воронежоблтехинвентаризации" от 08.08.2007 следует, что субъектом права на нежилое помещение по ул.Пушкинской, 14, г.Воронежа, площадью 326,6 кв.м. является МП "Донской водозабор" на основании приказа Комитета по управлению имуществом N 467 от 25.05.2005.
Представленный на регистрацию договор передачи имущества в хозяйственное ведение был от 01.10.1996 заключен на определенный срок, который к моменту обращения ГП "Горжилуправления" за регистрацией истек. Кроме того, указанный договор принят регистрирующим органом, в нарушение пункта 5 статьи 18 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 в копии, не весь текст которой можно прочитать, две строки пункта 1.2 договора, касающиеся сведений о передаваемых зданиях, строениях и нежилых помещениях вообще не читаемы.
Нежилое помещение I, литера А, площадью 298 кв.м. по адресу: г.Воронеж, ул.Пушкинская, 14, включено в реестр муниципального имущества на основании решения Малого Совета Воронежского городского Совета народных депутатов от 07.09.1993 N 162, что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества.
Нежилое помещение по ул.Пушкинской, 14 г.Воронежа, площадью 372,3 кв.м., было передано Администрацией города на праве хозяйственного ведения МП "Горжилуправление" по договору о передаче имущества в хозяйственное ведение от 01.10.1996.
Имущество фактически передано по акту приема-передачи от 01.10.1996.
Приказом администрации г.Воронежа N 885/1 от 24.12.2001 МП "Горжилуправление" предписано передать со своего баланса на баланс МУП "Управление служебных зданий администрации города Воронежа" основные фонды (приложение N 1) и оборотные активы (приложение N 2), Комитету по управлению муниципальным имуществом и землей - оформить дополнительное соглашение о передаче муниципального имущества с МП "Горжилуправление" и договор о передаче имущества в хозяйственное ведение с МУП "Управление служебных зданий администрации г.Воронежа".
В приложении N 1 к приказу под номером 19 значится помещение, площадью 378,8 кв.м. по ул.Пушкинской, 14 г.Воронежа.
Актом (накладная) приемки-передачи основных средств от 24.12.2001 исполнен приказ Администрации города N 885/1 от 14.12.2001, согласно которому здание по ул.Пушкинской, 14 г.Воронежа передано от МП "Горжилуправление" к МУП "Управление служебных зданий администрации города Воронежа". Акт приема-передачи подписан уполномоченными лицами, скреплен печатями передающей и принимающей сторон и утвержден председателем Комитета по управлению муниципальным имуществом.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 15.08.2005 по делу N А14-9834-2005/99/7б МП "Горжилуправление" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении предприятия введена процедура конкурсного производства, которая не завершена до настоящего времени. Определением арбитражного суда от 21.12.2006 по указанному делу конкурсным управляющим МП "Горжилуправление" назначен Пономарев Ю.И.
Приказом Комитета по управлению имуществом администрации городского округа город Воронеж N 467 от 25.05.2006 на основании обращения МУП "Управление служебных зданий г.Воронежа" и согласия МУП "Донской водозабор", предписано МУП "Управление служебных зданий г.Воронежа" передать, а МУП "Донской водозабор" принять на свой баланс и в хозяйственное ведение нежилое помещение, расположенное по адресу: г.Воронеж, ул.Пушкинская, 14, общей площадью 326,6 кв.м.
Во исполнение приказа КУМИ администрации города N 467 от 25.05.2006 заключено дополнительное соглашение к договору о передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение от 09.04.2001 N ХВ-38-С о передаче указанного помещения МУП "Донской водозабор" на праве хозяйственного ведения.
Имущество фактически передано по акту приема-передачи 26.05.2006.
В связи с изготовлением нового технического паспорта на спорный объект недвижимости приказом КУМИ администрации города N 1004 от 29.08.2007 в приказ N 467 от 25.05.2006 внесены изменения, касающиеся площади переданного объекта, которая составила 298,0 кв.м., к договору о передаче имущества в хозяйственное ведение от 09.04.2001 N ХВ-38-С заключено соответствующее дополнительное соглашение от 22.08.2007, а также совершен передаточный акт от 22.08.2007.
Выписка из реестра муниципального имущества также содержит сведения о наличии права хозяйственного ведения МУП "Донской водозабор" на спорное имущество.
Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства и подтверждающих наличие оснований для государственной регистрации права хозяйственного ведения на нежилое встроенное помещение III в лит. А,А2 площадью 303,6 кв.м., этаж 1,2 номер на поэтажном плане: помещение III этаж 1: N 1-16; 2 этаж: N 17-40, расположенное по адресу: г.Воронеж, ул. Пушкинская, 14, в материалах дела не имеется и МП "Горжилуправление" и УФРС по Воронежской области ни в суд первой инстанции, ни на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, действия (бездействия) государственных органов могут быть признаны незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц.
Суд, установив, что оспариваемые действия УФРС по Воронежской области по регистрации за МП "Горжилуправление" права хозяйственного ведения на нежилое встроенное помещение III в лит. А,А2 площадью 303,6 кв.м., этаж 1,2 номер на поэтажном плане: помещение III этаж 1: N 1-16; 2 этаж: N 17-40, расположенное по адресу: г.Воронеж, ул. Пушкинская, 14, противоречат требованиям действующего законодательства и нарушают права и интересы МУП городского округа г.Воронеж "Донской водозабор" на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности, правомерно удовлетворил заявленные требования.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция находит, что судом первой инстанции представленные доказательства оценены с учетом фактически установленных по делу обстоятельств, доводам лиц, участвующих в деле, дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы апелляционных жалоб были приведены при рассмотрении дела судом первой инстанции, были исследованы судом, нашли свою правовую оценку в обжалуемом судебном акте, которая является правильной.
Каких-либо аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, в том числе и о пропуске срока на обращение в суд, а также подтверждающих правомерность оспариваемых действий УФРС по Воронежской области и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, регистрирующим органом и МП "Горжилуправление" не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.167-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 03.03.2008 по делу N А14-16183/2008/513/19 оставить без изменения, а апелляционные жалобы муниципального предприятия "Горжилуправление" и Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-16183/2008/513/19
Заявитель: МУП "Донской водозабор"
Ответчик: УФРС по Воронежской обл.
Третье лицо: МП "Горжилуправление", Администрация городского округа г.Воронеж