18 ноября 2008 г. |
Дело N А36-1326/2008 |
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2008 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2008 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи - Михайловой Т.Л.,
судей - Осиповой М.Б.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фефеловой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке на решение арбитражного суда Липецкой области от 01.08.2008 года по делу N А36-1326/2008 (судья Тетерева И.В.),
принятое по заявлению Липецкой городской общественной организации инвалидов детства и колясочников "Мечта" о признании незаконными действий государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке по отказу в принятии сведений (отчета) за 2007 год,
третье лицо: инспекция Федеральной налоговой службы по Правобережному району г. Липецка,
при участии в судебном заседании:
от управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке - представители не явились, надлежаще извещено,
от Липецкой городской общественной организации инвалидов детства и колясочников "Мечта" - представители не явились, надлежаще извещено,
от инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному району г. Липецка - представители не явились, надлежаще извещено,
УСТАНОВИЛ:
Липецкая городская общественная организация инвалидов детства и колясочников "Мечта" (далее - организация, страхователь) обратилась в арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконными действий государственного учреждения - управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке (далее - управление, орган пенсионного фонда) по отказу в принятии сведений (отчета) за 2007 год.
Решением арбитражного суда Липецкой области от 01.08.2008 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, управление обратилось с апелляционной жалобой, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, в связи с чем просит отменить решение арбитражного суда Липецкой области от 01.08.2008 года.
В обоснование апелляционной жалобы управление ссылается на правомерность действий по возврату страхователю отчета за 2007 год для доработки и внесения изменений, так как в представленных документах содержались недостоверные сведения о задолженности страхователя по уплате страховых взносов.
Также заявитель апелляционной жалобы ссылается на необоснованность вывода суда об отсутствии такой задолженности за 2006 год в связи с наличием у страхователя переплата по страховым взносам за предыдущие периоды, так как решение арбитражного суда по делу N А36-2883/2007, установившее такую переплату, было принято без анализа первичных документов: ведомости по уплате страховых взносов (форма АДВ-11), деклараций и расчетов по авансовым платежам за 2003 - 2006 г.г.
Страхователь в представленном отзыве возражает против доводов апелляционной жалобы, считает, что суд надлежащим образом определил и исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы права, в связи с чем оснований для отмены решения нет.
Все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. От управления поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей.
Неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенных лиц или их представителей не препятствует рассмотрению дела в силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, Липецкая городская общественная организация инвалидов детства и колясочников "Мечта" зарегистрирована в управлении Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Липецкой области в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1034800003732, в управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке в качестве страхователя за регистрационным номером 058-004-041623.
В 2007 г. организация неоднократно представляла в управление отчет по индивидуальным сведениям за названный период, однако, управление при проверке данных, отраженных в отчете, указывало на нарушения в его заполнении и возвращало отчет страхователю.
Не принимая отчет за 2007 год, орган пенсионного фонда исходил из несоответствия данных, указанных страхователем в части состояния расчетов по страховым взносам за 2006 год, данным пенсионного фонда. Орган пенсионного фонда полагает, что у страхователя имеется непогашенная задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2006 год, в связи с чем данная задолженность должна быть отражена в представленном организацией отчете за 2007 год.
Липецкая городская общественная организация инвалидов детства и колясочников "Мечта", не согласившись с данными действиями управления по отказу в принятии отчета, обратилась в арбитражный суд.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) организация является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В силу пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователь - организация обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением этих страховых взносов в указанный бюджет; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
На основании статей 11 и 15 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об обязательном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь обязан один раз в год, но не позднее 1 марта, представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту его регистрации сведения о страховом стаже каждого работающего у него застрахованного лица, сумме начисленных страховых взносов и другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
Пунктом 4 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ установлено, что данные сведения представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации. Форма "Индивидуальные сведения о трудовом стаже, заработке (вознаграждении), доходе и начисленных страховых взносах застрахованного лица" (форма N СЗВ-4-2) утверждена Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 21.10.2002 г. N 122п (с изменениями, внесенными Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.10.2003 года N 152п).
Аналогичные требования к представлению индивидуальных сведений установлены пунктом 27 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 года N 318. В названной Инструкции определено, что вместе с индивидуальными сведениями в отношении каждого работающего застрахованного лица страхователь к 1 марта года, следующего за расчетным периодом, представляет ведомость об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (форма АДВ-11), в которой отражает сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом по организации за расчетный период, а также имеющуюся задолженность по уплате страховых взносов на начало и конец расчетного периода.
Статьями 16 и 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ устанавливаются права, обязанности и ответственность органов Пенсионного фонда Российской Федерации. В частности пенсионный фонд на основании абзаца 7 статьи 16 данного Закона обязан осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Согласно пунктам 35, 36 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки территориальный орган уведомляет страхователя об имеющихся расхождениях и необходимости их устранения. Страхователь в 2-недельный срок после уведомления территориального органа об имеющихся расхождениях между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки устраняет их и представляет в территориальный орган уточненные данные. Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган принимает решение о корректировке сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц.
В соответствии с пунктом 34 данной Инструкции сведения, содержащиеся в представленных страхователем документах, подготовленных с нарушением настоящей Инструкции и требований Пенсионного фонда Российской Федерации в части форм документов и правил их заполнения, в лицевые счета не вносятся.
Из смысла приведенных норм следует, что представленные страхователем индивидуальные сведения в установленных законом случаях могут быть скорректированы, но не следует, что они могут быть не приняты органом Пенсионного фонда или возвращены страхователю по причине неточности, или недостоверности, или несвоевременности представления.
Материалами дела подтверждается, что за расчетный период 2007 года организацией представлялись органу пенсионного фонда индивидуальные сведения по форме СЗВ-4-1 от 26.02.2008 года и ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по форме АДВ-11 от 28.02.2008 года, что свидетельствует о представлении сведений в установленный срок, то есть до 1 марта следующего года.
Также подтверждается и не оспаривается органом пенсионного фонда то обстоятельство, что представленные сведения им приняты не были, страхователю было указано на нарушения в заполнении документов, в связи с чем представленный отчет возвращен для устранения выявленных нарушений и для представления исправленных документов.
Впоследствии организация неоднократно представляла в управление исправленный отчет, который так и не был им принят.
Факт первоначального поступления индивидуальных сведений от организации в установленный срок органом пенсионного фонда не оспаривается.
22.04.2008 г. органом пенсионного фонда была проведена камеральная проверка организации по вопросу представления сведений, необходимых для персонифицированного учета, по результатам которой составлен акт камеральной проверки от N 31 и принято решение N 15р от 13.05.2008 г. о привлечении ее к ответственности в виде штрафа в сумме 23 770 руб. 50 коп. в связи с непредставлением индивидуальных сведений за 2007 год.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 18 Федерального закона N 27-ФЗ установлено, что споры между органами Пенсионного фонда Российской Федерации, страхователями и застрахованными лицами по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета разрешаются судом.
Поскольку материалами дела установлен факт незаконного отказа органом пенсионного фонда в принятии от страхователя представленных им сведений об индивидуальном (персонифицированном) учете и указанные действия повлекли такое последствие, как привлечение страхователя к ответственности за непредставление сведений, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости признания незаконными действий органа пенсионного фонда, нарушивших права страхователя в области обязательного пенсионного страхования.
Оценивая довод апелляционной жалобы, касающийся наличия задолженности по страховым взносам за 2006 год, которую, по мнению управления, следовало отразить страхователю в отчете за 2007 год, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Указанный довод орган пенсионного фонда обосновывает тем, что решение арбитражного суда Липецкой области от 17.01.2008 г. по делу N А36-2883/2007, которым управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке было отказано в удовлетворении требования о взыскании с Липецкой городской общественной организации инвалидов детства и колясочников "Мечта" задолженности по страховым взносам за 2006 год в сумме 74 864 руб. 92 коп. в связи с установленной переплатой, отменено постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 02.09.2008 г. и дело направлено на новое рассмотрение.
Однако, представленные управлением документы не могут быть приняты судом в качестве основания для отмены решения суда первой инстанции, так как предметом спора по настоящему делу являются действия органа пенсионного фонда по отказу в принятии отчета за 2007 год.
Правомерность указанных действий не зависит от наличия или отсутствия у страхователя задолженности по уплате страховых взносов
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений. При этом пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вопреки вышеуказанным требованиям Арбитражного процессуального кодекса органом пенсионного фонда не было представлено убедительных доказательств законности своих действий по отказу в принятии у страхователя отчета.
Таким образом, вывод суда первой инстанций о незаконности действий управления в части отказа в принятии отчетности страхователя за 2007 год является правильным и оснований для отмены принятого по делу судебного акта не имеется.
Судом первой инстанции полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, им правильно применены нормы материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Исходя из результата рассмотрения дела, государственная пошлина в сумме 1000 руб. подлежит отнесению на заявителя апелляционной жалобы и возврату не подлежит.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Липецкой области от 01.08.2008 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Т.Л. Михайлова |
Судьи |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-1326/2008
Заявитель: Липецкая организация общественная организация инвалидов детства и колясочников "Мечта"
Ответчик: ГУ УПФ в г.Липецке
Третье лицо: ИФНС России по Правобережному району г. Липецка
Хронология рассмотрения дела:
18.11.2008 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4229/08