19 декабря 2008 г. |
Дело N А14-13654/2007/474/10 |
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 декабря 2008 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.
судей Шеина А.Е.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Анохиной К.Г.,
при участии:
от прокуратуры Воронежской области: Болотовой О.И., старшего прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Воронежской области, удостоверение N 172889;
от ТУФА УГИ по Воронежской области: Серебряковой О.И., начальника отдела правового обеспечения, доверенность N 12-5647 от 01.09.2008, паспорт серии 20 09 N 011926, выдан Отделом УФМС России по Воронежской области в Коминтерновском районе г. Воронежа 11.08.2008;
от ФГУП "Почта России" в лице УФПС Воронежской области - филиала ФГУП "Почта России": Рудык И.В., заместителя директора, доверенность б/н от 05.02.2008, удостоверение N 0389, выдано 01.04.2004;
от ОАО "Издательско-полиграфическая фирма "Воронеж": Лаврова К.В., адвоката, доверенность б/н от 08.08.2008, удостоверение N 1142, выдано 15.01.2003,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу прокуратуры Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.02.2008 по делу N А14-13654/2007/474/10 (судья Есакова М.С.),
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Воронежской области обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением в защиту интересов Российской Федерации в лице федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Воронежской области (в настоящее время - ТУФА УГИ по Воронежской области) от 22.12.2005 N 539-р в части п. 2, подпунктов 1.1.2, 1.3.16 Приложения N 1 к указанному распоряжению о включении в состав приватизированного имущества комплекса ФГУП "Издательско-полиграфическая фирма "Воронеж" земельного участка, площадью 0,766 га, нежилых помещений 1 этажа здания газетного корпуса (101-112), площадью 187,5 кв.м., на 2 этаже (205-218), площадью 1290 кв.м., на отметке между 2 и 3 этажами (1-6), площадью 142,9 кв.м.; на 3 этаже (306, 309, 310, 310 а, 311-322), площадью 1702,5 кв.м., всего общей площадью 3323,1 кв.м. (уточненные требования).
Решением от 21.02.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2008 решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 04.09.2008 постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы Прокуратуры Воронежской области, заслушав пояснения представителей сторон, оценив представленные доказательства с учетом рекомендаций кассационной инстанции, суд апелляционной инстанции при разрешении настоящего спора руководствуется следующим.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Воронежской области от 22.11.2005 N 539-р "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Издательско-полиграфическая фирма "Воронеж" ФГУП "ИПФ "Воронеж" приватизировано путем преобразования в ОАО "ИПФ "Воронеж", утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса предприятия согласно Приложению N 1, которым в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса включен земельный участок по адресу: г.Воронеж, ул.Генерала Лизюкова, 2, а также расположенный на части данного земельного участка газетный корпус.
Не согласившись с данным распоряжением в части п.2, подпунктов 1.1.2, 1.3.16 Приложения N 1 к указанному распоряжению о включении в состав приватизированного имущества комплекса ФГУП "Издательско-полиграфическая фирма "Воронеж" земельного участка, площадью 0,766 га, нежилых помещений 1 этажа здания газетного корпуса (101-112), площадью 187,5 кв.м., на 2 этаже (205-218), площадью 1290 кв.м., на отметке между 2 и 3 этажами (1-6), площадью 142,9 кв.м.; на 3 этаже (306, 309, 310, 310 а, 311-322), площадью 1702,5 кв.м., всего общей площадью 3323,1 кв.м., считая, что данные объекты недвижимости не подлежали включению в состав приватизируемого имущества, как объекты исключительно федеральной собственности, прокуратура Воронежской области обратилась в суд с заявленными требованиями.
Согласно материалов дела, Решением исполкома Воронежского городского Совета народных депутатов от 06.07.1981 N 363/8 издательству "Коммуна" Воронежского областного комитета КПСС под строительство газетного комплекса в г.Воронеже по ул.Лизюкова предоставлен земельный участок площадью около 3 га.
Проектирование указанного газетного комплекса в период 1981-1982 г.г. осуществлялось институтом "Гипропром", и согласно письму ОАО ВПИ "Гипропром" от 30.10.2007 N 01/6-69 технологические решения и задания на разработку газетной экспедиции при издательстве "Коммуна" выполнялись государственным институтом по изысканиям и проектированию сооружений связи "Гипросвязь". Проектируемая экспедиция согласно раздела 2 пояснительной записки к проекту размещается в здании газетного цеха в издательстве "Коммуна" и располагается на отметках 0,4.800, 7.800, 10.800.
Монтаж и наладку оборудования цеха экспедирования печати в 1987-1988 годах осуществляла специализированная организация Министерства связи СССР - СМНУ - "Связь".
Актом государственной приемочной комиссии от 13.10.1988 построенный комплекс введен в эксплуатацию с постановкой на баланс издательства "Коммуна".
Актом от 04.11.1988 цеху экспедирования печати Почтамта произведена передача оборудования и инвентаря на сумму 384 923,46 рублей.
Из указанного акта следует, что материальные ценности передавались цеху экспедирования печати, уже находящемуся у Почтамта.
Доказательств нахождения цеха на указанную дату в ведении издательства "Коммуна", в суд представлено не было.
С момента подписания акта от 04.11.1988 и до настоящего времени спорные помещения используются ФГУП "Почта России", что подтверждается приказами о переводе работников Почтамта в структурное подразделение, расположенное по ул.Лизюкова, д.2, и сторонами не оспаривается.
В связи с принятием Указа Президента РСФСР от 22.08.1991 N 76 и от 25.08.1991 N 90, приказами Министерства печати и массовой информации РСФСР от 04.09.1991 N 109 и от 18.12.1991 N 310, издательство "Коммуна" передано в государственную собственность.
Решением исполнительного комитета Центрального районного Совета народных депутатов города Воронежа от 24.12.1991 издательство "Коммуна" преобразовано в государственное предприятие "Издательско-полиграфическая фирма "Воронеж" с передачей издательству имущества в полное хозяйственное ведение.
22.09.1999 ГП "Издательско-полиграфическая фирма "Воронеж" выдано свидетельство о внесении в реестр федерального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за указанным предприятием.
В связи с принятием закона об унитарных предприятиях издательство перерегистрировано в ФГУП "Издательско-полиграфическая фирма "Воронеж".
14.09.2000 Территориальным управлением Мингосимущества России по Воронежской области утвержден перечень объектов недвижимого имущества передаваемых в хозяйственное ведение ФГУП "Издательско-полиграфическая фирма "Воронеж", в том числе и газетный цех.
Согласно пункта 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанные реестр или перечень, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями N N 1, 2 и 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно пункту 6 раздела IV Приложения N 1 к указанному Постановлению предприятия связи как имущественные комплексы были отнесены исключительного к федеральной собственности.
В свою очередь, Общество обосновывает приобретение им права на спорные объекты недвижимости приватизацией данного имущества его правопредшественника ФГУП ИПФ "Воронеж".
Следовательно, оспаривая правомерность включения данных объектов в состав приватизируемого имущества, заявитель ссылается на наличие вещного права ФГУП "Почта России" на эти объекты, в связи чем для разрешения данного спора необходимо установить обстоятельства, касающиеся возникновения права на спорные объекты.
Согласно ст.26.1 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик имущество, закрепленное за государственными организациями состоит в оперативном управлении этих организаций, осуществляющих в пределах, установленных законом, в соответствии с целями их деятельности, плановыми заданиями и назначением имущества, права владения, пользования и распоряжения имуществом.
Аналогичное положение закреплено в ст.299 ГК РФ и п.2 ст.11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных предприятиях".
В соответствии с п.3 Уставом Связи Союза ССР, утвержденным Постановлением Совета Министров ССР от 27.05.1971 N 316 средства почтовой, телеграфной и телефонной связи, технические средства телевидения, радиовещания и радиофикации общего пользования находятся в ведении Министерства связи СССР и министерств связи союзных республик.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.09.2002 N 1227-р "О создании Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" создано юридическое лицо, основанное на праве хозяйственного ведения, - Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России".
Согласно распоряжениям Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 06.11.2003 и от 30.12.2003 N 7426-р за ФГУП "Почта Росси" на праве хозяйственного ведения закреплено соответственно недвижимое и движимое имущество.
Приказом ФГУП "Почта России" от 12.11.2003 в целях обеспечения оказания услуг почтовой связи на всей территории Российской Федерации и для создания почтовой инфраструктуры в субъектах Российской Федерации создано Управление федеральной почтовой связи Воронежской области - филиал ФГУП "Почта Росси", действующее на основании Положения об Управлении федеральной почтовой связи Воронежской области.
УФПС Воронежской области осуществляет деятельность, определенную настоящим Положением и Уставом ФГУП "Почта России", в т.ч. оказание всех видов услуг почтовой связи, оказание услуг по подписке, экспедированию, доставке и распространению периодических печатных изданий (п.п.3.1.1.1.,3.1.1.10).
Из п.4.1 указанного Положения усматривается, что имущество подразделения находится в федеральной собственности и является неделимым.
Из имеющихся в деле документов о реорганизации подразделений связи Воронежской области следует, что размещаемый в спорных помещениях цех экспедирования печати, входил в структуру организаций связи, по своей организационно-правовой форме относящихся к предприятию, у которого имущество, используемое в предусмотренной уставом деятельности, находится на праве хозяйственного ведения.
В пункте 8 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.1995 N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указывается, что при разрешении споров необходимо иметь в виду, что начиная с 8 декабря 1994 года созданные ранее государственные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения.
Судом установлено, что с момента ввода в 1988 году здания в эксплуатацию, и по настоящее время, УФПС Воронежской области использует в своей уставной деятельности нежилые помещения ЦЭП по их целевому назначению, в спорном здании по ул.Лизюкова, д.2, которые относятся к имущественному комплексу ФГУП "Почта Росси".
Из вышеизложенного следует, что созданное в Воронежской области до введения в действие Гражданского кодекса РФ государственное предприятие связи как имущественный комплекс с занимаемыми им нежилыми помещениями является в силу прямого указания закона обладателем права хозяйственного ведения на имущество, которое оно использует в своей специальной деятельности.
Порядок разграничения государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность определяется постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
В соответствии с пунктом 1 названного постановления объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 1 к постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий относятся исключительно к федеральной собственности. Предприятия связи включены в раздел 1V Приложения N 1 к названному постановлению под пунктом 6.
Судом установлено, что до момента издания оспариваемого распоряжения помещения, используемые в деятельности ФГУП "Почта России" из состава федеральной собственности и из владения этого предприятия не выбывали и право федеральной собственности на указанные помещения, возникшее в силу закона, не прекращалось.
Поскольку право хозяйственного ведения на спорные помещения у ФГУП "Почта России" возникло до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", то в соответствии с п.1 ст.6 этого Федерального закона права на недвижимое имущество признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации.
Тот факт, что приказом Министерства печати и информации РСФСР от 18.12.1991 принято в ведение Министерства издательство "Коммуна", а решением исполнительного комитета Центрального районного Совета народных депутатов города Воронежа от 24.12.1991 произведена государственная регистрация ГП "Издательско-полиграфическая фирма "Воронеж", и данному предприятию, помимо прочего, был передан газетный корпус (газетный цех, газетная экспедиция, пункт приема газет) площадью 10436 кв.м., не может подтверждать законность приватизации данных помещений, т.к. они с момента постройки находились в хозяйственном ведении Почтамта.
Таким образом, поскольку спорные помещения на момент издания Постановления Верховного Совета РСФСР N 3020-1 от 27.12.1991 находились во владении и пользовании предприятия связи, при этом такое владение и пользование является непрерывным по настоящее время, право хозяйственного ведения на спорные объекты ГП ИПФ "Воронеж" было приобретено вследствие нарушения требования закона, а потому изначально являлось недействительным.
Аналогичная правовая позиция содержится в постановлениях ФАС ЦО от 22.07.2008 по делу N А68-818/07-99/17, от 23.07.2007 по делу N А35-6606/06-С16, от 23.04.2007 по делу N А09-11897/05-6.
Довод ответчиков о том, что на спорное здание у предприятия связи не возникло право хозяйственного ведения, т.к. это здание использовалось им по договору аренды, не может быть признан обоснованным, поскольку право учреждения почтовой связи на недвижимое имущество, используемое в уставной деятельности, возникло у него в силу закона, ранее заключения упомянутых выше договоров аренды.
При указанных обстоятельствах договоры аренды, заключаемые ФГУП "Почта России" с собственником имущества и на которые ссылается ТУ ФА УГИ как на доказательство наличия у заявителя лишь обязательственных, а не вещных прав в отношении спорных объектов, в силу ст.168 ГК РФ являются ничтожными сделками.
В этой связи, ссылка на повременные различия в площадях, фактически арендуемых ФГУП, не имеет правового отношения к рассматриваемому спору, и не может ставить под сомнение размер площадей, указанных в заявленных требованиях, подтвержденных доказательствами по делу.
Утверждение акционерного общества о возведении спорных помещений за счет средств КПСС, не может являться основанием для передачи их в порядке приватизации, т.к. Указом Президента РСФСР от 25.08.1991 N 90 "ОБ ИМУЩЕСТВЕ КПСС И КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ РСФСР", объявлено государственной собственностью РСФСР все принадлежащее КПСС и Коммунистической партии РСФСР недвижимое и движимое имущество.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по связи и информатизации от 01.03.2004 утвержден перечень Управлений федеральной почтовой связи, федеральное имущество которых подлежит передаче ФГУП "Почта России". В этот перечень включено также Управление федеральной почтовой связи Воронежской области.
Вместе с тем, ни одна из сторон не смогла представить доказательств того, вошли или нет спорные помещения в перечень имущества, подлежащего во исполнение пунктов 3 и 4 указанного Распоряжения передаче Управлению федеральной почтовой связи Воронежской области.
Учитывая указанное обстоятельство, а также бремя доказывания, определенное положениями ч.3 ст.189 и ст.65 АПК РФ, суд приходит к выводу, что ТУФА УГИ не доказало при сложившейся ситуации соблюдение установленного законодательством порядка утверждения состава подлежащего приватизации имущества.
Довод ТУФА УГИ о том, что вопрос о включении спорных объектов недвижимости в состав приватизируемого имущества был согласован в установленном порядке с Росимуществом оценен судом и признан необоснованным, поскольку из статьи 24 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" также следует, что имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью и приватизации не подлежит.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Принимая во внимание, что Распоряжение ТУФА УФИ по Воронежской области от 22.12.2005 N 539-р в оспариваемой части не соответствует требованиям ст.ст.294, 295, 299 ГК РФ, Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1, ст.24 Федерального закона от 17.07.1999 N 179 "О почтовой связи" и нарушает права и законные интересы Российской Федерации и ФГУП "Почта России" в сфере экономической деятельности, данный ненормативный правовой акт, в оспариваемой части, подлежит признанию недействительным.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции о пропуске Прокуратурой процессуального срока на обращение в суд, по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 21 (п.2), 22 (п.3) Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов на территории Российской Федерации. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. В случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами прокурор или его заместитель обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными.
Статьей 10 указанного выше Закона, пунктом 5.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры РФ, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры РФ от 17.12.2007 N 200, определено, что обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры.
В случаях проведения дополнительной проверки и в иных исключительных случаях срок разрешения обращений граждан, должностных и иных лиц может быть продлен прокурором или его заместителем, но не более чем на 30 дней.
Согласно п.2.3 Инструкции письменные обращения подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней с момента их поступления.
Таким образом, с учетом системного толкования приведенных норм и, принимая во внимание, что факт несоответствия оспариваемого распоряжения ТУ ФА УФИ требованиям закона и нарушения экономических интересов Российской Федерации установлен прокуратурой только после проведения проверки, началом течения срока для обращения в арбитражный суд следует считать дату не ранее 12 августа 2007 года (09.07.2009 - дата поступления обращения, что не оспаривается сторонами, три дня на регистрацию (п.2.3) и 30 дней на разрешение обращения).
С надлежаще оформленным заявлением о признании недействительными распоряжения ТУ ФА УФИ по Воронежской области от 22.12.2005 N 539-р в части п.2, п.п 1.1.2,1.3.16 Приложения N 1 к указанному распоряжению прокуратура Воронежской области обратилась 09.11.2007, что подтверждается проставленным на заявлении входящим штампом Арбитражного суда Воронежской области, т.е. в пределах 3-х месячного срока, установленного ч.4 ст.198 АПК РФ.
Довод ОАО ИПФ "Воронеж" о том, что ссылка на оспариваемое распоряжение была дана при публикации объявления о его реорганизации 11.01.2006 в журнале "Вестник Государственной Регистрации" судом не принимается, поскольку факт существования указанного распоряжения не свидетельствует о его незаконности и нарушении чьих-либо прав и законных интересов.
С учетом изложенного считать процессуальный срок, установленный п.4 ст.198 АПК РФ пропущенным у апелляционного суда оснований не имеется, в связи с чем решение арбитражного суда Воронежской области подлежит отмене с отнесением расходов по госпошлине за рассмотрении дела в первой и апелляционной инстанциях на ТУФА УГИ по Воронежской области.
Руководствуясь частью 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.02.2008 года по делу N А14-13654/2007/474/10 отменить.
Признать недействительным распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Воронежской области от 22.12.2005 N 539-р в части пункта 2, подпунктов 1.1.2,1.3.16 Приложения N 1 к указанному распоряжению о включении в состав приватизированного имущества комплекса ФГУП "Издательско-полиграфическая фирма "Воронеж" земельного участка площадью 0,766 га, нежилых помещений 1 этажа здания газетного корпуса (101-112), площадью 187,5 кв.м; на 2 этаже (205-218) площадью 1290 кв.м; на отметке между 2 и 3 этажами (1-6) площадью 142, 9 кв.м; на 3 этаже (306,309,310,310а,311-322) площадью 1702, 5 кв.м, всего общей площадью 3323,1 кв.м.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Воронежской области устранить допущенные нарушения прав ФГУП "Почта России".
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Воронежской области 3000 руб. государственной пошлины в доход федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
А.Е. Шеин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-13654/2007/474/10
Заявитель: Прокурор Воронежской обл
Истец: ФГУП "Почта России"
Ответчик: ТУФА УФИ по Воронежской области, ОАО "Издательско-полиграфическая фирма "Воронеж"
Третье лицо: Управление федеральной почтовой связи РФ по Воронежской области