7 августа 2009 г. |
Дело N А14-311/2009 |
г. Воронеж 15/14
Резолютивная часть постановления объявлена 5 августа 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 7 августа 2009 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Андреещевой Н. Л.,
судей Маховой Е. В.,
Яковлева А. С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Потаповой Е. Н.,
при участии:
от ОАО "ТГК N 4" в лице филиала - "Воронежская региональная генерация": Коноваловой Е. И. - юрисконсульта 2 категории, доверенность N 1090 от 02.03.2009 г., удостоверение N 140 от 10.11.2008 г.;
от МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ администрации городского округа г. Воронеж: Хаванского А. А. - главного специалиста отдела правовой работы в сфере бюджетных правоотношений, доверенность N 1389-ФКУ от 31.12.2008 г., паспорт серии 20 02 N 995738 выдан Центральным РОВД г.Воронежа 19.04.2002 г.;
от ООО "РЭК Комфорт": представитель не явился, извещён надлежащим образом;
от МУП "МИВЦ": представитель не явился, извещён надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж, г. Воронеж, на решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.05.2009 г. по делу N А14-311/2009 15/14 (судья Малыгина М. А.) по иску открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 4", г. Тула, в лице филиала открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 4" - "Воронежская региональная генерация", г. Воронеж, к обществу с ограниченной ответственностью "Районная эксплуатационная компания Комфорт" Коминтерновского района города Воронежа, г. Воронеж, Муниципальному образованию городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж, г. Воронеж, при участии третьего лица Муниципального унитарного предприятия "Муниципальный информационно - вычислительный центр" городского округа город Воронеж, г. Воронеж, о взыскании 12 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 4", г. Тула, в лице филиала открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 4" - "Воронежская региональная генерация", г. Воронеж, (далее - ОАО "ТГК N4", истец) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском (с учетом уточнения) к обществу с ограниченной ответственностью "Районная эксплуатационная компания Комфорт" Коминтерновского района города Воронежа (далее - ООО "РЭК Комфорт", ответчик 1), г. Воронеж, Муниципальному образованию городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж (далее - МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ администрации ГО г.Воронеж, ответчик 2), г.Воронеж, о взыскании с ООО "РЭК Комфорт" 843 233 руб. 70 коп. основного долга за потребленную теплоэнергию за период с 01.08.2008 г. по 31.10.2008 г. и 6 651 руб. 43 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 08.10.2008 г. по 29.12.2008 г., с МО ГО г.Воронеж в лице ФКУ администрации ГО г. Воронеж 1 135 159 руб. 41 коп. убытков, возникших в связи с невозмещением межтарифной разницы за поставленную ООО "РЭК Комфорт" тепловую энергию в августе - октябре 2008 г.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Муниципальное унитарное предприятие "Муниципальный информационно - вычислительный центр" города Воронежа (далее - МУП "МИВЦ"), г. Воронеж.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции истец уточнил исковые требования и просил взыскать с МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ администрации ГО г.Воронеж 1 118 073 руб. 88 коп. убытков за период с 01.09.2008 г. по 31.10.2008 г.
Решением от 05.05.2009 г. Арбитражный суд Воронежской области взыскал с МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ администрации ГО г.Воронеж в пользу ОАО "ТГК N 4" 1 118 073 руб. 88 коп. убытков и 500 руб. государственной пошлины, а также 16 590 руб. государственной пошлины в доход федерального бюджета. В отношении ООО "РЭК Комфорт" производство по делу прекратил на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Не согласившись с принятым судебным актом, МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ Администрации ГО г. Воронеж обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права, на незаконность и необоснованность решения Арбитражного суда Воронежской области от 05.05.2009 г., в связи с чем просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований к МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ администрации ГО г. Воронеж.
В качестве основания для отмены обжалуемого решения заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что в соответствии с частью 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом. Установление тарифов на тепловую энергию согласно положениям Федерального закона N 41-ФЗ от 14.04.1995 г. "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и в соответствии с нормами Федерального закона N 154-ФЗ от 28.08.1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не относится к компетенции органов местного самоуправления. При расчете с истцом ООО "РЭК Комфорт" неправомерно применяло тариф на тепловую энергию, установленный для населения постановлением Главы городского округа город Воронеж N 427 от 07.03.2008г. "О тарифах на тепловую энергию для расчета размера платы граждан за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение", поскольку данный акт принят с превышением полномочий, установленных для исполнительного органа местного самоуправления. Для осуществления расчетов с поставщиком тепловой энергии подлежит применению тариф, установленный ГУТ Воронежской области, в связи с чем требование истца о взыскании убытков является неправомерным. Кроме того, по мнению заявителя апелляционной жалобы, суд первой инстанции неправомерно взыскал с МО ГО г.Воронеж в лице ФКУ администрации ГО г. Воронеж в пользу истца государственную пошлину в сумме 500 руб. и в доход федерального бюджета - в сумме 16 590 руб.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ администрации ГО г. Воронеж поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ОАО "ТГК N 4" доводы апелляционной жалобы отклонил по мотивам, изложенным в представленном отзыве, просил оставить решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.05.2009 г. без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик ООО "РЭК Комфорт" и третье лицо МУП "МИВЦ" явку полномочных представителей в судебное заседание по настоящей апелляционной жалобе не обеспечили, представив через канцелярию Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда заявления о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей, отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Ввиду наличия доказательств надлежащего извещения МУП "МИВЦ" и ООО "РЭК Комфорт" о времени и месте судебного разбирательства, учитывая представленные ими заявления, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей, в порядке статей 156, 266 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав объяснения представителей ОАО "ТГК N 4" и МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ администрации ГО г. Воронеж, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению, а решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.05.2009г. в части взыскания с МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ администрации ГО г.Воронеж в доход федерального бюджета государственной пошлины в сумме 16 590 руб. - отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 01.09.2007 г. между истцом ОАО "ТГК N 4" (энергоснабжающая организация) и ответчиком ООО "РЭК Комфорт" (абонент) был заключен договор N 6996 на снабжение тепловой энергией в горячей воде (т.1 л.д. 13-18), по условиям которого энергоснабжающая организация обязалась отпускать абоненту до границы балансовой принадлежности через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель для нужд отопления и горячего водоснабжения, а абонент, в свою очередь, обязался принимать и своевременно оплачивать в полном объеме принятую тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель для целей отопления и горячего водоснабжения.
Во исполнение условий договора N 6996 от 01.09.2007 г. истец поставил ООО "РЭК Комфорт" 78 873,22 куб. м. горячей воды и 1 304,51 Гкал тепловой энергии на общую сумму 5 385 400 руб. 02 коп.
Оплата за поставленную тепловую энергию была произведена частично.
Ссылаясь на наличие задолженности по оплате тепловой энергии, ОАО "ТГК N 4" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с рассматриваемыми исковыми требованиями (с учетом уточнений).
В соответствии со статьями 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В данном случае возникшие из договора N 6996 от 01.09.2007 г. правоотношения между ОАО "ТГК N 4" и ООО "РЭК Комфорт" регулируются нормами главы 30 ГК РФ о договоре энергоснабжения.
Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
Факт поставки истцом в спорный период ООО "РЭК Комфорт" 78 873,22 куб. м. горячей воды и 1 304,51 Гкал тепловой энергии на общую сумму 5 385 400 руб. 02 коп. подтверждается имеющимися в материалах дела актами приема - передачи тепловой энергии, счетами - фактурами, актами снятия показаний приборов учета, справками - расчетами поставленной тепловой энергии и методиками расчета, и, кроме того, не оспаривался ООО "РЭК Комфорт" в ходе рассмотрения спора.
Порядок расчета за поставленную тепловую энергию определен разделом 3 договора N 6996 от 01.09.2007 г.
В силу статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно пункту 3.1 вышеназванного договора расчеты за принятую тепловую энергию осуществляются абонентом по тарифам, утвержденным Главным управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области.
В соответствии с пунктом 3.4 указанного договора абонент оплачивает стоимость полученной тепловой энергии в полном объеме в следующем порядке:
- за счет платежей населения не позднее 20 числа следующего за расчетным месяцем, путем перечисления денежных средств через МУП "МИВЦ" на расчетный счет энергоснабжающей организации на основании тарифов, утвержденных Постановлением Главы городского округа г. Воронеж "О плате граждан за услуги по отоплению и горячему водоснабжению", при этом возмещение затрат по выпадающим доходам, субсидиям и льготам, предоставляемым населению, производится из средств соответствующего бюджета МУП "МИВЦ" в соответствии с постановлением Муниципального Совета N 199-11 от 23.12.1997г.
- за счет возмещения Муниципальным образованием городской округ город Воронеж из средств местного бюджета разницы между полной стоимостью фактически отпущенной тепловой энергии и платежами населения (межтарифная разница), производимого на основании оформленных абонентом документах в следующих объемах и сроки: 50% до 20 числа месяца, следующего за расчетным, 50% до 30 числа месяца, следующего за расчетным (окончательный расчет).
Таким образом, в соответствии с разделом 3 договора N 6996 от 01.09.2007 г. источниками оплаты потребленной тепловой энергии являются платежи населения, средства по возмещению льгот населению, субсидии, средства по возмещению межтарифной разницы.
Как подтверждается материалами дела, истец выставлял ООО "РЭК Комфорт" счета на оплату тепловой энергии по тарифам, установленным решениями Правления главного управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области для ОАО "ТГК N 4".
Решениями ГУТ Воронежской области N 30/1 от 15.11.2007 года и N 31/9 от 21.01.2007 года для ОАО "ТГК N4" при расчете с товариществами собственников жилья установлен тариф в размере 47,64 рублей за 1 м3 и 581,52 рублей за 1Гкал.
Между тем, ООО "РЭК Комфорт" производило оплату полученной тепловой энергии по тарифам, установленным для населения города Воронежа постановлениями Главы городского округа город Воронеж.
Действовавшие в спорный период времени тарифы на централизованное отопление и горячее водоснабжение для населения были установлены Постановлением Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 года N 427 "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение".
Согласно указанному постановлению Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 года N 427 тариф на тепловую энергию для расчета размера платы граждан за отопление составляет 686,19 рублей за 1Гкал и 42,76 рублей за 1 м3 горячей воды.
В соответствии с постановлением Муниципального совета г. Воронежа от 23.12.1997 года N 199-11 "Об утверждении новой редакции единого платежного документа для оплаты за жилищно-коммунальные услуги" и Решением Воронежской городской думы от 28.05.2008 года N 147-11 МУП "МИВЦ" является лицом, производящим формирование платежного документа для оплаты за жилищно-коммунальные услуги населением (с учетом льгот), начисляющим подлежащие уплате платежи и перечисляющим денежные средства поставщикам коммунальных услуг.
Как следует из расчета суммы задолженности и информации МУП "МИВЦ", за спорный период 2008 года оплата за потребленную тепловую энергию поступала истцу за счет платежей населения, возмещения льгот, перечисления межтарифной разницы ФКУ.
Из расчета ОАО "ТГК N 4" и данным МУП "МИВЦ" следует, что поступившие от населения денежные суммы перечислены истцу в полном объеме, неоплаченная сумма разницы между фактической стоимостью оказанных услуг и суммой, начисленной к оплате населению, (межтарифная разница) составила 1 118 073 руб. 88 коп.
На основании части 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитываются по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
В рассматриваемом случае ООО "РЭК Комфорт" является управляющей компанией, осуществляющей в соответствии со статьями 161, 162 ЖК РФ по решению собственников полномочия по управлению жилым фондом.
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006 года, под управляющей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
В соответствии с пунктами 3, 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006 года размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Исходя из анализа вышеназванных норм права, в рамках спорных правоотношений следует, что управляющая организация не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов многоквартирного жилого дома.
Следовательно, соответствующие обязательства управляющей организации перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами или ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например, услуг по энергоснабжению, управляющая организация должна оплачивать такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Предъявляемая населению ООО "РЭК Комфорт" стоимость потребленной тепловой энергии и горячей воды производилась МУП "МИВЦ" с учетом тарифов для населения, установленных постановлением Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 года N 427.
19.12.2008 года решением суда Центрального района города Воронежа, вступившим в законную силу, постановление Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 года N 427 "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение" признано недействующим со дня его принятия.
В своем решении суд указал, что согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006 г., установлен аналогичный порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, в том числе за теплоснабжение.
В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию (за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования.
Закон субъекта о передаче полномочий по установлению тарифов органам местного самоуправления принят не был.
Во исполнение решения суда Центрального района города Воронежа от 19.12.2008 года постановлением Главы городского округа город Воронеж N 18 от 19.01.2009 года признано недействующим постановление Главы городского округа город Воронеж N 427 от 07.03.2008 года "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение".
27.01.2009 года решение суда Центрального района г. Воронежа от 19.12.2008 года и постановление Главы городского округа город Воронеж N 18 от 19.01.2009 года были опубликованы в газете "Берег".
Таким образом, в спорный период МУП "МИВЦ", руководствуясь постановлением Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 N 427 "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение", осуществляло централизованное начисление населению стоимости потребленной тепловой энергии для целей отопления и горячей воды исходя из тарифов на тепловую энергию 686,19 рублей за 1Гкал и 42,76 рублей за 1 м3 горячей воды, а не согласно тарифам, установленным решениями ГУТ Воронежской области N 30/1 от 15.11.2007 и N 31/9 от 21.11.2007 для ОАО "ТГК-4" при расчете с товариществами собственников жилья в размере 47,64 рублей за 1 м3 и 581,52 рублей за 1Гкал.
Из смысла пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" следует, что правом на возмещение убытков, образовавшихся из-за неисполнения публично-правовым образованием своей обязанности по возмещению разницы в тарифах на коммунальные услуги, с публично-правового образования обладает поставщик коммунальных услуг.
Статья 15 ГК РФ устанавливает, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьями 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Из смысла указанных правовых норм следует, что общие условия возникновения обязательства из причинения вреда включают в себя помимо факта неправомерного действия одного лица и наличия вреда у другого лица, как следствия неправомерного действия, в качестве необходимого основания также вину причинителя вреда и причинную связь между неправомерными действиями и наступившим вредом.
Согласно статье 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Положением о Финансово-казначейском управлении администрации городского округа город Воронеж, утверждённым распоряжением главы городского округа город Воронеж от 02.06.2008 года N 325-р, предусмотрено, что Финансово-казначейское управление администрации городского округа город Воронеж является уполномоченным органом администрации городского округа город Воронеж по управлению средствами бюджета городского округа город Воронеж, обеспечивающим проведение единой финансовой политики городского округа и осуществляющим функции по составлению и исполнению бюджета городского округа (пункт 1.1.).
Таким образом, поскольку вступившим в законную силу решением суда Центрального района города Воронежа от 19.12.2008 г., имеющим преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора, признаны неправомерными действия исполнительного органа муниципального образования городской округ город Воронеж по установлению для граждан тарифов постановлением Главы городского округа город Воронеж N 427 от 07.03.2008 г. "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение", суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу ОАО "ТГК-4" убытков в сумме 1 118 073 руб. 88 коп., причиненных незаконными действиями органа местного самоуправления по установлению тарифов для населения.
Доказательств, подтверждающих перечисление МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ Администрации ГО г. Воронеж платежей по возмещению межтарифной разницы поставщику или товариществу собственников жилья, в материалы дела не представлено.
При этом судом первой инстанции правомерно не приняты во внимание возражения МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ Администрации ГО г. Воронеж и МУП "МИВЦ" по определению объема поставленной энергии, поскольку указанными лицами расчет энергии произведен без учета методики, согласованной сторонами в договоре N 6996 от 01.09.2007 г.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что истец неправомерно при расчете задолженности ООО "РЭК Комфорт" применил тариф, установленный для населения постановлением главы городского округа г. Воронеж, о необходимости применения ООО "РЭК Комфорт" при расчетах с истцом тарифов, установленных для поставщика ГУТ Воронежской области, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, как необоснованные.
В спорный период, до вступления в законную силу решения суда Центрального района города Воронежа, постановление Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 N 427 "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение" являлось действующим, и, соответственно, подлежащим применению.
Материалами дела установлено, что сторонами по делу фактически учитывались установленные муниципальным органом тарифы при расчете сумм, предъявляемых населению.
Население оплачивало потребленную энергию по указанным тарифам.
Между тем, довод МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ Администрации ГО г. Воронеж о неправомерном распределении судебных расходов в виде государственной пошлины суд апелляционной инстанции находит обоснованным.
Согласно статье 101 АПК РФ государственная пошлина относится к судебным расходам.
Подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 281-ФЗ от 25.12.2008 г.) предусмотрено, что органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Таким образом, государственная пошлина в размере 16 590 руб. взыскана с ответчика в доход федерального бюджета неправомерно.
В силу положений статей 101, 110 АПК РФ отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора. Иными словами, после прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела, возникают отношения между сторонами судебного спора по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.
Напротив, статьей 110 АПК РФ гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
Таким образом, судебные расходы в виде уплаченной истцом государственной пошлины в размере 500 руб. взысканы с ответчика в пользу истца правомерно.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ Администрации ГО г. Воронеж подлежит частичному удовлетворению, а решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.05.2009 г. в части взыскания с МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ администрации ГО г.Воронеж в доход федерального бюджета государственной пошлины в сумме 16 590 руб. - отмене. В остальной части обжалуемое решение следует оставить без изменения.
Вопрос о распределении судебных расходов за рассмотрение апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не решается, поскольку заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 102 - 112, 266 - 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж, г. Воронеж, удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 5 мая 2009 г. по делу N А14-311/2009 15/14 в части взыскания с Муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж, г. Воронеж, в доход федерального бюджета государственной пошлины в сумме 16 590 руб. - отменить.
В остальной части решение Арбитражного суда Воронежской области от 5 мая 2009 г. по делу N А14-311/2009 15/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж, г. Воронеж.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Н. Л. Андреещева |
Судьи |
Е. В. Маховая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-311/2009/15/14
Истец: ОАО ТГК N4
Ответчик: ООО "РЭК "Комфорт", МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ Администрации городского округа г. Воронеж
Третье лицо: МУП "МИВЦ"
Хронология рассмотрения дела:
07.08.2009 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3978/09