27 мая 2009 г. |
Дело N А14-16373-2008 |
г. Воронеж 493/26
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 мая 2009 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Сергуткиной В.А.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Астаповым С.А.,
при участии:
от Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области: Секирин А.И. ведущий специалист - эксперт, доверенность N 09-д от 11.01.2009 года;
от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области: Брыкина О.В. советник отдела, доверенность N 251 от 05.05.2009 года; Поляков А.И. ведущий юрисконсульт, доверенность N 193 от 08.04.2009 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.03.2009 г. по делу N А14-16373-2008/493/26 (судья Федосеева И.В.) по заявлению Главного управления государственного имущества Воронежской области к Управлению Федеральной регистрационной службы по Воронежской области о признании незаконными действий по отказу в государственной регистрации права,
УСТАНОВИЛ:
Главное управление государственного имущества Воронежской области (далее - ГУГИ Воронежской области) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной регистрационной палаты Воронежской области (далее по тексту - УФРС по Воронежской области) по отказу в государственной регистрации права Воронежской области на контору Землянского лесничества, расположенную по адресу: Воронежская область, Семилукский район, с. Землянск, ул. Садовая, д. 7, а также об обязании зарегистрировать право собственности Воронежской области на контору Землянского лесничества, расположенную по адресу: Воронежская область, Семилукский район, с. Землянск, ул. Садовая, д. 7.
Определением от 22.01.2009 г. в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена Главного управления государственного имущества Воронежской области на Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 12.03.2009 г. по делу N А14-16373-2008/493/26 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, УФРС по Воронежской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, как принятое с нарушением норм материального права. При этом, заявитель жалобы указывает на то, что Департаментом не представлено всех необходимых документов, подтверждающих право собственности Российской Федерации на спорный объект, а также заявления о регистрации права собственности и перехода права собственности от РФ к Воронежской области. В связи с чем, Управление полагает, что оно обоснованно отказало в государственной регистрации. По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции неправильно истолковал п. 11 ст. 154 ФЗ РФ N 122-ФЗ, а также неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела. Кроме того, указывает на то, что представленные документы свидетельствуют об отсутствии у заявителя прав на спорный объект.
Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области не согласен с доводами апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель УФРС по Воронежской области поддержал доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным.
Представители Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области возражали против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Воронежской области от 19 декабря 2006 года N 414-р, из федеральной собственности в собственность Воронежской области переданы федеральные государственные учреждения (акт приема-передачи от 29 декабря 2006 года), в том числе и Федеральное государственной учреждение "Семилукский лесхоз".
Распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Воронежской области от 18.09.2008 г. N 321-р "О внесении изменений в распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Воронежской области от 19.12.2006 г. N 414-р" уточнены сведения об объектах недвижимости, передаваемых в собственность Воронежской области - пункт 18 приложения к акту приема-передачи от 29.12.2006 г. изложен в новой редакции, а именно: в Перечень включена находящаяся на праве оперативного управления у ФГУ "Семилукский лесхоз" контора Землянского лесничества (Лит. 1А), площадью 83,6 кв.м., расположенная по адресу: Воронежская область, Семилукский район, с. Землянск, ул. Садовая, 7, инвентарный номер 0102200008.
21.10.2008 г. представитель по доверенности ГУГИ ВО обратился в Семилукский отдел УФРС по Воронежской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости: контору Землянского лесничества, расположенную по адресу: Воронежская область, Семилукский район, с. Землянск, ул. Садовая, д. 7.
Сообщением УФРС по Воронежской области N 29/063/2008-190 от 20.11.2008 г. заявителю отказано в государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости со ссылкой на абзацы 4, 8, 9 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Не согласившись с данным отказом УФРС по Воронежской области, Департамент обратился за судебной защитой.
По мнению суда апелляционной инстанции, рассматривая заявленные требования по существу и удовлетворяя их, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Право заинтересованного лица обжаловать в арбитражный суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации либо уклонение от регистрации предусмотрено ст. 131 Гражданского кодекса РФ, ст. 198 АПК РФ, ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ. При рассмотрении требования об обжаловании отказа в государственной регистрации прав, действия регистрирующего органа подлежат проверке с точки зрения соответствия названному Закону.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно статье 9 упомянутого Закона в компетенцию регистрирующего органа входит проверка действительности поданных заявителем документов, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав. При осуществлении государственной регистрации в соответствии с порядком, установленным статьей 13, проводится правовая экспертиза документов, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В соответствии со статьей 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, в частности правоустанавливающие документы (документы основания).
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен статьей 17 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 г., является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит и включает в себя, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который был установлен законодательством, действующим в месте издания таких актов.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 г.).
Статьей 20 Федерального закона N 122-ФЗ закреплены основания для отказа в государственной регистрации прав.
Согласно имеющейся в материалах дела расписке на государственную регистрацию права Департаментом представлены, в том числе, акт приема-передачи федеральных государственных учреждений, передаваемых в собственность Воронежской области, перечень недвижимого имущества, принадлежащего на праве оперативного управления федеральным государственным учреждениям, передаваемым в собственность Воронежской области, выписка из реестра государственного имущества Воронежской области N 1331 от 03.10.2008 г., распоряжения N 321-р, 414-р.
Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 февраля 1998 года N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" субъектами права федеральной, государственной и муниципальной собственности являются Российская Федерация, соответствующие субъекты Российской Федерации, муниципальные образования на переданное в их собственность имущество в порядке, установленном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
До момента внесения объектов в соответствующий реестр таким документом является перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 г. N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 г. N 114-рп.
При разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанные реестр или перечень, арбитражный суд при определении их принадлежности на праве собственности руководствуется приложениями N N 1, 2 и 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1.
Исходя из смысла данного постановления, вопрос об обоснованности включения в соответствующий реестр объектов недвижимости исследуется арбитражным судом в случае наличия спора о праве собственности на объект недвижимости.
Однако суду не представлено доказательств наличия указанного спора о праве собственности на данный объект недвижимости.
Абзацем 9 пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ установлено, что федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями по передаче (принятию) имущества, в установленный срок после принятия решения о передаче имущества передают (принимают) его в государственную или муниципальную собственность, подписывают передаточный акт о принятии имущества в государственную или муниципальную собственность, в двухмесячный срок вносят изменения в учредительные документы соответствующих государственных или муниципальных предприятий и учреждений.
В силу абз. 31 ч. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями. К правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с настоящей частью, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в том числе определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи (абз. 33 ч. 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ).
Таким образом, в силу прямого указания положений ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ в предусмотренных случаях имущество, находящееся в собственности одного публичного образования, подлежит передаче в собственность другого, при этом решение о передаче имущества является основанием возникновения права.
В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно отклонил довод УФРС по Воронежской области об отсутствии противоречий между п. 2 ст. 6 и п. 2 ст.13 Закона о регистрации и ч. 11 ст.154 ФЗ РФ N 122-ФЗ, указав, что у ответчика отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации.
Из имеющихся в материалах дела документов и дополнительно представленных в ходе рассмотрения жалобы усматривается, что в рамках осуществления комплекса мероприятий по регистрации права собственности Воронежской области в отношении спорного объекта, заявителем в ГУП Воронежской области "Воронежоблинвентаризация" направлена заявка на изготовление технической документации. После изготовления последней установлено, что площадь по кадастровому паспорту не соответствует площади, указанной в приложении к акту приема-передачи федеральных государственных учреждений, передаваемых в собственность Воронежской области. В связи с чем, после присвоения почтовых адресов всем объектам Семилукского лесхоза были внесены изменения в правоустанавливающие документы. Распоряжением ТУФА УФИ по Воронежской области N 321-р от 18.09.2008 г. уточнены технические характеристики переданного имущества с учетом произведенных органами БТИ работ.
Судом установлено, что представленные заявителем на регистрацию документы, в том числе выписка из федерального реестра, не противоречат предъявляемым к ним требованиям, подтверждают фактическое нахождение спорного объекта недвижимости в федеральной собственности, никем не оспорены, а их совокупность позволяет достоверно идентифицировать спорный объект недвижимости, что в силу статей 6 и 17 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ, является основанием для государственной регистрации соответствующего права.
Следовательно, при наличии правоподтверждающего документа (выписки из реестра федеральной собственности) и отсутствии спора о праве, и правомерности внесения в реестр, с учетом того, что к правоотношениям, возникающим при безвозмездной передаче имущества в связи с разграничением полномочий нормы Гражданского кодекса РФ и ФЗ РФ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям статьи 154 ФЗ РФ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ, оспариваемый отказ в регистрации права нельзя признать правомерным.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) могут быть признаны недействительными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
В силу ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Однако, ни в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, ни в ходе рассмотрения апелляционной жалобы, заявитель жалобы не представил доказательств соблюдения им действующего законодательства, а также правомерности своих действий.
Установив, что отказ в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества противоречит требованиям закона и нарушает права заявителя, апелляционная инстанция признает выводы суда первой инстанции обоснованными и законными.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, выводы, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом норм права.
В связи с чем, обжалуемое решение Арбитражного суда Воронежской области следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.03.2009 г. по делу N А14-16373-2008/493/26 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев с момента вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
В.А. Сергуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-16373/2008/493/26
Заявитель: ГУГИ Воронежской области
Ответчик: УФРС по Воронежской области
Хронология рассмотрения дела:
27.05.2009 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2102/09