30 июня 2008 г. |
N А14-12358/2007/695/23 |
г.Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 23.06.08 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 30.06.08 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергуткиной В.А.,
судей: Осиповой М.Б.,
Протасова А.И.
при ведении протокола судебного заседания Овсянниковой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 4.02.2008 года по делу N А14-12358/2007/695/23 (судья - Максимович Т.Н.) по заявлению территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Воронежской области к Администрации Лискинского муниципального района Воронежской области и Управлению Федеральной регистрационной службы по Воронежской области , с участием третьего лица Объединенный комиссариат г.Лиски Воронежской области об исключении из реестра муниципальной собственности объектов недвижимого имущества и признании незаконными действий по регистрации права собственности на объекты недвижимости
при участии:
От ТУ ФА УФИ по Воронежской области: Ярошинский П.А., специалист 2 разряда, доверенность N 12-3497 от 28.05.2008 г.
От УФРС по Воронежской области: не явились, извещены надлежащим образом.
От Администрации Лискинского муниципального района Воронежской области : не явились, извещены надлежащим образом.
От Объединенного военного комиссариата г.Лиски: не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Воронежской области обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Администрации Лискинского муниципального района Воронежской области ( далее- Администрация), Управлению. Федеральной регистрационной службы по Воронежской области (далее- УФРС по Воронежской области) , с участием третьего лица Объединенного военного комиссариата г.Лиски (далее- Объединенный военкомат г.Лиски) о признании незаконными действий Администрации по включению 17.02.2004 г. в реестр муниципальной собственности здания Военного комиссариата общей площадью 1055 кв.м, литер А и гаража общей площадью 134, 4 кв.м литер Б, расположенных по адресу Воронежская область, г.Лиски, ул.Маршала Жукова, д.3 и обязании Администрации Лискинского муниципального района Воронежской области исключить из реестра муниципальной собственности Лискинского района указанные здания; а также о признании незаконными действий УФРС по Воронежской области от 3.03.2004 г. по регистрации права муниципальной собственности Лискинского района на вышеназванное недвижимое имущество и обязании УФРС по Воронежской области погасить запись о государственной регистрации права муниципальной собственности на имущество ( с учетом принятых в порядке ст.49 АПК РФ уточнений).
Решением арбитражного суда, принятым по делу 4.02.2008 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федеральной регистрационной службы по Воронежской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене решения, ссылаясь на неправильное применение норм процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам по делу.
Представитель ТУ ФА УФИ по Воронежской области доводы жалобы отклонил по основаниям, изложенным в отзыве.
Администрация Лискинского муниципального района Воронежской области отзыв на жалобу не представила, представителя в судебное заседание не направила, доказательства надлежащего уведомления в материалах дела имеются.
Объединенный военный комиссариат Лискинского района представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
УФРС по Воронежской области представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом уведомлено.
В порядке ст.ст.156,266 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков, третьего лица, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав пояснения представителя заявителя, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела усматривается, что решением исполкома о Георгиу-Дежского (ныне - г. Лиски) городского Совета депутатов трудящихся от 15.01.1969г. Георгиу-Дежскому объединенному городскому военному комиссариату предоставлен в бессрочное пользование земельный участок площадью 4218 кв. м для строительства Горвоенкомата и дальнейшей эксплуатации,
11.07.1969г. оформлен акт отвода земельного участка в натуре.
На основании выписок из реестра муниципальных нежилых помещений Лискинского района от 17.02.2004г. N N 122, 123 Государственное учреждение юстиции "Воронежский областной центр государственной регистрации прав на недвижимость" (ныне -Управление ФРС по Воронежской области) произвело 03.03.2004 г. государственную регистрацию права муниципальной собственности Муниципального образования Лискинского района Воронежской области на нежилое помещение литер А, площадью 1 055 кв. м и нежилое помещение литер Б, площадью 134,3 кв. м, расположенные по адресу: Воронежская область, г. Лиски, ул. Маршала Жукова, дом 3, выдав свидетельства о государственной регистрации права от 03.03.2004г.
Постановлением Лискинского районного Совета народных депутатов от 29.12.2004г. N 266 указанные объекты недвижимости и земельный участок площадью 4131 кв. м переданы Объединенному военному комиссариату г. Лиски в безвозмездное пользование сроком на 49 лет.
Ссылаясь на имеющееся распоряжение ТУ ФА УФИ по Воронежской области от 29.03.2005г. N 67-р , согласно которому в связи с завершением процедуры учета федерального имущества, имеющегося на балансе Военного комиссариата, Комиссариат включен в реестр федерального имущества с присвоением реестрового номера 03600934, а также на распоряжение от 29.06.2005 г. N211-р о передаче в оперативное управление недвижимого имущество, в т.ч. и спорного Военному комиссариату Лискинского района Воронежской области и, полагая, что спорное недвижимое имущество является федеральной собственностью в силу прямого указания закона, заявитель счел действия Администрации Лискинского муниципального района Воронежской области по передаче имущества в муниципальную собственность и Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области по его регистрации, не соответствующими требованиям Федерального закона N 61-ФЗ от 31.05.1996г. "Об обороне" и нарушающими права и законные интересы Российской Федерации как собственника указанного недвижимого, заявитель обратился в арбитражный суд с рассмотренными требованиями.
Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд области обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с п.2 раздела 2 приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт -Петербурга и муниципальную собственность" имущество Вооруженных сил относится исключительно к федеральной собственности.
Аналогичная норма закреплена в ст.1 ( п.12 ) Федерального закона от 31.05.1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне". Имущество, относящееся к федеральной собственности, находится у воинских формирований и органов на правах хозяйственного ведения либо оперативного управления.
В силу п.2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.02.1999 г. N 1372 военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в республиках, краях, областях , городах федерального значения , автономной области и автономных округах, а также в районах, городах (без районного деления), административных округах и равных им административных образованиях и входят в состав округов, на территории которых они находятся.
Таким образом, отнесение спорного имущества к федеральной собственности и передача его в оперативное управление Военному комиссариату Лискинского района Воронежской области , соответствовала требованиям действующего законодательства.
При этом действия Администрации Лискинского (ранее- Георгиу-Дежского) муниципального района по включению вышеуказанного имущества в реестр муниципальной собственности, противоречили названным нормам права. Суд первой инстанции обоснованно указал, что Администрацией были превышены предоставленные в соответствии с положениями Федерального закона от 6.10.203 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления".
Кроме того, ответчик (Администрация) признала заявленные к ней требования , признание судом было принято.
При государственной регистрации прав на недвижимое имущество регистрирующий орган руководствуется положениями Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с требованиями ст.13 названного Федерального закона порядок государственной регистрации включается проведение регистрирующим органом проводится правовая экспертиза документов и проверка законности сделки.
Имея в виду, что право на недвижимое имущество, относящееся к федеральной собственности, было неправомерно зарегистрировано федеральной регистрационной службой как право муниципальной собственности, с нарушением положений, установленных Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" , а именно Управлением ФРС по Воронежской области (ранее- ГУЮ) не была надлежащим образом проведена проверка юридической силы представленных Администрацией на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов , суд области законно удовлетворил требования к УФРС по Воронежской области, обязав устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Российской Федерации, путем погашения записи о государственной регистрации права муниципальной собственности.
Доводы апелляционной жалобы относительно несоответствия действий Управления закону не опровергают выводы суда , а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут быть приняты во внимание.
Довод о неправомерном восстановлении срока для защиты заявителем прав в арбитражном суде, также отклоняется апелляционной инстанцией как несостоятельный.
Согласно ч.4 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявление об оспаривании ненормативного правового акта органа местного самоуправления может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину , организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
По правилам данной статьи Арбитражного процессуального кодекса РФ лицо, участвующее в деле, вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока , и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, ходатайство подлежит удовлетворению.
Установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий(бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм АПК РФ не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока , и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Нормы АПК РФ не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный п.4 ст.198 АПК РФ, поэтому право установления наличия этих причин и их оценки принадлежит суду.
Таким образом, восстановив срок на обращение с заявленными требованиями, суд первой инстанции признал причины пропуска уважительными.
Исходя из вышеизложенного, апелляционный суд приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы , сводящиеся к иной, чем у суда, неверной оценке обстоятельств дела и трактовке норм права, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права применены судом правильно. Нарушений норм процессуального законодательства, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом первой инстанции допущено не было. При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Расходы по госпошлине за рассмотрение дела в апелляционной инстанции относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь ст.ст.267-271 АПК РФ суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 4.02.2008 года по делу N А14-12358/2007/695/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
В.А. Сергуткина |
Судьи |
М.Б.Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-12358/2007/695/23
Заявитель: ТУФА УФИ ПО Воронежской области
Ответчик: УФРС по Воронежской области, Администрация Лискинского муниципального р-на Воронежской области
Третье лицо: Объединенный военный комиссариат г Лиски
Хронология рассмотрения дела:
30.06.2008 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2099/08