г. Воронеж
154/12
24 августа 2009 г. |
Дело N А14-4462/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 августа 2009 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи
Яковлева А.С.,
судей
Колянчиковой Л.А.,
Маховой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Анохиной К.Г.
при участии:
от Муниципального учреждения здравоохранения городского округа город Воронеж "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 10": Прытков А.И., юрисконсульт, доверенность N 1/09-2174 от 17.09.2008 г.;
от Муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж: представитель не явился, надлежаще извещено;
от Муниципального унитарного предприятия городского округа город Воронеж "Воронежская горэлектросеть": представитель не явился, надлежаще извещено.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального образования городской округ г. Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа г. Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.06.2009 г. по делу N А14-4462/2009/154/12 (судья ? Сафонова З.В.) по иску Муниципального унитарного предприятия городского округа город Воронеж "Воронежская горэлектросеть", г. Воронеж к Муниципальному учреждению здравоохранения городского округа город Воронеж "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N10", г. Воронеж и Муниципальному образованию городской округ г. Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа г. Воронеж о взыскании 10 000 рублей.
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие городского округа город Воронеж "Воронежская горэлектросеть" (далее истец) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Муниципальному учреждению здравоохранения городского округа город Воронеж "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 10" (далее ответчик) о взыскании 328 209 руб. 47 коп. за электрическую энергию, поставленную в период с января по декабрь 2008 г. по договору N 1890 от 01.01.08 г.
В случае недостаточности денежных средств, находящихся в распоряжении ответчика, субсидиарную ответственность просил возложить на Муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж за счет средств муниципальной казны.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 29.06.2009 г. иск удовлетворен в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления Администрации городского округа город Воронеж обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов суда первой инстанции, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
При этом заявитель апелляционной жалобы указывает, что в соответствии со ст. 120 Гражданского Кодекса Российской Федерации собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам только при недостаточности средств у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств. Однако в нарушение требований действующего законодательства факт отсутствия денежных средств у Муниципального учреждения здравоохранения городского округа город Воронеж "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 10" не был доказан ни истцом, ни ответчиком.
В судебном заседании представитель Муниципального учреждения здравоохранения городского округа город Воронеж "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 10" с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает обжалуемое решение законным и обоснованным, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание не явились представители Муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж и Муниципального унитарного предприятия городского округа город Воронеж "Воронежская горэлектросеть", которые извещены о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения Муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж и Муниципального унитарного предприятия городского округа город Воронеж "Воронежская горэлектросеть" о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие представителей в порядке ст. 123, 156, 266 АПК РФ.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между МУП "Воронежская горэлектросеть" (гарантирующий поставщик) и МУЗ городского округа город Воронеж "ГКБСМП N 10" (абонент) 01.01.2008 г. был заключен договор N 1890 согласно которому истец обязался поставить ответчику электрическую энергию в определенном договором количестве и определенного соответствующими техническими регламентами и иными обязательными требованиями качества, абонент, в свою очередь, обязался принимать и оплачивать потребленную электроэнергию в объеме, в сроки и на условиях, предусмотренных указанным договором.
Срок действия названного договора установлен с 01.01.2008 г. по 31.12.2008 г. (п. 8.1).
Во исполнение принятых обязательств истец в 2008 году поставил ответчику электрическую энергию в объеме 630 765 квт/час на 328 209 руб. 47 коп. по нерегулируемой цене. Кроме того, энергия в основном поставлялась по регулируемой цене. Ответчику к оплате предъявлены счета-фактуры по регулируемой и нерегулируемой ценам, которые ответчиком приняты без возражений, однако оплачены не полностью. Задолженность составила 328 209 руб. 47 коп. за электрическую энергию, поставленную по нерегулируемой цене в 2008 году.
Полагая, что обязательство по оплате поставленной электрической энергии ответчик надлежащим образом не исполнил, истец обратился с иском в арбитражный суд.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия апелляционной инстанции считает данный вывод суда соответствующим действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
В силу со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 3.3 договора N 1890 от 01.01.08. оплата энергии производится абонентом по фактическому потреблению платежными поручениями в течение 5 (пяти) дней со срока, оговоренного в пункте 2.3.6. через органы казначейства, путем перечисления денежных средств на расчетный счет истца на основании выставленных им счетов.
Объем энергии, потребленной сверх средств, выделенных из муниципального бюджета, оплачиваются из городского бюджета (п.3.14.)
Кроме того, стороны согласовали возможность применения в спорном периоде при расчетах за электроэнергию нерегулируемых цен в соответствии с Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (п.3.4.). Расчет объемов и стоимости электрической энергии по регулируемым и нерегулированным ценам является неотъемлемой частью договора N 1890 от 01.01.08. (приложение N 4).
В соответствии со ст.ст. 307, 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом.
Согласно ст. 2 ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы на электрическую и тепловую энергию подлежат государственному регулированию, которое осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию или предельного уровня тарифов. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам (статья 6 Закона).
Федеральным законом от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по Утверждению основных положений функционирования оптового рынка и основных положений функционирования розничных рынков; по утверждению основ ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.
Договор энергоснабжения является публичным договором, в силу чего к нему применимы правила, предусмотренные ст. 426 ГК РФ, согласно пунктам 4 и 5 которой в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т. п.). Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктом 4 настоящей статьи, ничтожны.
В пределах своей компетенции Правительство Российской Федерации постановлением от 31.08.2006 N 530 утвердило Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики.
Пунктом 4 названных Правил определено, что продажа электрической энергии (мощности) на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам) осуществляется в объемах, соответствующих определяемым в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода и разделом X настоящих Правил объемам покупки электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, поставляющими электрическую энергию, в том числе для снабжения граждан-потребителей, использующих электрическую энергию для бытового потребления.
Продажа остальных объемов электрической энергии (мощности) на территориях субъектов Российской Федерации, включенных в ценовые зоны оптового рынка, осуществляется по нерегулируемым ценам в порядке, установленном настоящими Правилами.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.0.6 N 529 "О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)" поставка электрической энергии (мощности) на уровнях, предусмотренных Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2003 года N 643 (с учетом изменений, внесенных настоящим Постановлением) осуществляется с 1 сентября 2006 года.
Таким образом, начиная с 1 сентября 2006 года на оптовом рынке электрической энергии (мощности) действуют договоры купли-продажи электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам), по условиям которых покупатели электроэнергии, в том числе гарантирующие поставщики, приобретают электроэнергию по регулируемой цене (тарифу):
- до конца 2006 года - 100% от объема, указанного в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2006 год, утверждаемом Федеральной службой по тарифам,
- с 1 января 2007 года от 90 до 95% от объема, указанного в сводном балансе на 2007 год.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 N 205 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу определения объемов продажи электрической энергии по свободным (нерегулируемым) ценам" продажа электроэнергии по регулируемым ценам осуществляется:
с 1 января по 30 июня 2007 г. - от 90 до 95 процентов;
с 1 июля по 31 декабря 2007 г. - от 85 до 90 процентов;
с 1 января по 30 июня 2008 г. - от 80 до 85 процентов;
с 1 июля по 31 декабря 2008 г. - от 70 до 75 процентов;
с 1 января по 30 июня 2009 г. - от 65 до 70 процентов;
с 1 июля по 31 декабря 2009 г. - от 45 до 50 процентов;
с 1 января по 30 июня 2010 г. - от 35 до 40 процентов;
с 1 июля по 31 декабря 2010 г. - от 15 до 20 процентов.
Поскольку законодательством об электроэнергетике предусмотрено государственное регулирование тарифов на электрическую энергию, Правительство Российской Федерации, относящееся к государственным органам, является полномочным органом в области регулирования цен на электрическую энергию и участники публичного договора - договора энергоснабжения обязаны соблюдать правила, установленные компетентным органом, то истец правомерно применил в спорном периоде дифференцированные цены на энергию (регулируемые и нерегулируемые цены). При этом дифференцированные цены на электроэнергию обусловлены договором, действующем в спорном периоде.
Расчет доли поставки электроэнергии по нерегулируемым ценам в спорный период соответствует указанным выше нормативным актам и условиям договора, подтвержден представленными доказательствами, ответчиками не оспорен.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно взыскал с МУЗ городского округа город Воронеж "ГКБСМП N 10" задолженность за поставленную электрическую энергию по нерегулируемым ценам в спорный период.
Довод заявителя жалобы о незаконности принятого судебного акта вследствие неправомерного возложения судом первой инстанции субсидиарной ответственности на Муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления Администрации городского округа город Воронеж судебная коллегия считает подлежащим отклонению.
В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ, частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Согласно ст. 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требования к основному должнику.
При этом, как следует из содержания п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 г. N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", кредитор вправе предъявить иск о взыскании задолженности учреждения одновременно к самому учреждению и субсидиарному должнику.
Указанная позиция Арбитражного суда подтверждается п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ N 21 от 22.06.2006 г. "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации".
При этом судом также учтено, что в соответствии с п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ N 23 от 22.06.2006 г. "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при рассмотрении исков о взыскании задолженности за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги), предъявленных к учреждениям поставщиками (исполнителями), судам следует исходить из того, что нормы статей 226, 227 БК РФ, предусматривающие подтверждение и расходование бюджетных средств по заключенным учреждениями договорам только в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы доходов и расходов, не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в иске о взыскании задолженности при принятии учреждением обязательств сверх этих лимитов.
При недостаточности у учреждения денежных средств, для исполнения указанных обязательств, собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по данным обязательствам.
В соответствии с п. 2.1 Устава Муниципального учреждения здравоохранения городского округа город Воронеж "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 10" все имущество учреждения является муниципальной собственностью города Воронежа и находится в оперативном управлении учреждения.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение на основании части 4 статьи 51 Федерального Закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 10 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ в суде от имени муниципального образования по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
Согласно пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
В силу п. 4 ст. 68 Устава городского округа город Воронеж, утвержденного постановлением Воронежской городской Думы N 150-1 от 27.10.2004 г., органы местного самоуправления от имени городского округа субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно Положению о Финансово-казначейском управлении администрации городского округа город Воронеж, утвержденному распоряжением Главы городского округа город Воронеж N 325-р от 02 июня 2008 г. финансово-казначейское управление администрации городского округа город Воронеж является уполномоченным органом администрации городского округа город Воронеж по управлению средствами бюджета городского округа город Воронеж, обеспечивающим проведение единой финансовой политики городского округа и осуществляющим функции по составлению и исполнению бюджета городского округа. Управление входит в структуру администрации городского округа город Воронеж.
Таким образом, принимая во внимание положения вышеназванных норм права, суд считает, что требования истца о взыскании с Муниципального учреждения здравоохранения городского округа город Воронеж "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 10" задолженности за поставленную электрическую энергию по нерегулируемым ценам в спорный период, а при недостаточности у последнего денежных средств - о возложении субсидиарной ответственности на муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице органа местного самоуправления, в компетенцию которого входит распоряжение казной муниципального образования (Финансово-казначейское управление администрации городского округа город Воронеж) за счет имущества, составляющего муниципальную казну, подлежат удовлетворению.
Кроме того, заявителем апелляционной жалобы доводы о наличии денежных средств у Муниципального учреждения здравоохранения городского округа город Воронеж "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 10" для погашения задолженности по договору подряда документально не подтверждены.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права.
Нарушений норм материального права, а также процессуального права, влекущего безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 110, 112, п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.06.2009 г. по делу N А14-4462/2009/154/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления Администрации городского округа город Воронеж - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
Председательствующий судья |
А.С. Яковлев |
Судьи |
Л.А. Колянчикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-4462/2009/154/12
Истец: МУП "Воронежская горэлектросеть"
Ответчик: МУЗ ГО г. Воронеж "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N10", МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ Администрации ГО г. Воронежа
Хронология рассмотрения дела:
24.08.2009 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4310/09