06 августа 2009 г. |
Дело N А35-1922/09-С26 |
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 августа 2009 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи - Ольшанской Н.А.
судей - Осиповой М.Б.
Свиридовой С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Матвеевой Г.А.
при участии в судебном заседании:
от налогового органа: не явились, надлежаще извещены,
от налогоплательщика: Уколова А.А., заместителя директора по доверенности б/н от 17.01.2009; Шоренкова Р.Н., юриста по доверенности б/н от 14.05.2009,
от третьего лица:
ИФНС России по г. Курску: не явились, надлежаще извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Курскнасосэлектромаш" на решение Арбитражного суда Курской области от 29.05.2009 по делу N А35-1922/09-С26 (судья Лымарь Д.В.), принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Курскнасосэлектромаш" к Управлению Федеральной налоговой службы по Курской области о признании незаконными результатов рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Курскнасосэлектромаш" (далее - Общество "Курскнасосэлектромаш", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением, с учетом уточнения, к Управлению Федеральной налоговой службы по Курской области (далее - УФНС России по Курской области, Управление, налоговый орган) о признании незаконными результатов рассмотрения заявления ООО "Курскнасосэлектромаш" о предоставлении отсрочки Управлением ФНС России по Курской области от 02.02.2009 N 13-27/001077зг.
Решением Арбитражного суда Курской области от 29.05.2009 в удовлетворении заявленных требований Общества отказано.
Не согласившись с данным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос о его отмене и принятии нового судебного акта.
В обоснование апелляционной жалобы Общество ссылается на то, что действия налогоплательщиков по получению отсрочки регламентируются налоговым законодательством, а не внутренними приказами ФНС России; при этом в самом Приказе ФНС России N САЭ-3-19/798@ от 21.11.2006 указано, что форма заявления о предоставлении отсрочки по уплате налогов и сборов является рекомендательной.
Кроме того, налогоплательщик не согласен с выводом суда о том, что его заявление от 29.12.2008 N 123 не содержало просьбы о предоставлении отсрочки либо рассрочки уплаты налога на добавленную стоимость или изменения срока уплаты налога.
Управление в представленном отзыве против доводов апелляционной жалобы возражает, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, а решение арбитражного суда первой инстанции - без изменения.
Представители Управления и третьего лица в судебное заседание не явились. В материалах дела имеются сведения об их надлежащем извещении о месте и времени судебного заседания. В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного лица или его представителя не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем дело было рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей налогоплательщика, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 03.12.2008 Общество с ограниченной ответственностью "Курскнасосэлектромаш" представило в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Курску уточненные налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь 2007 года. В соответствии с уточненной налоговой декларацией по налогу на добавленную стоимость за июнь 2007 года сумма налога к уплате составила 68 456 руб., согласно уточненной налоговой декларацией по налогу на добавленную стоимость за октябрь 2007 года - 166 970 руб. В соответствии с уточненной налоговой декларацией по налогу на добавленную стоимость за апрель 2007 года сумма налога, подлежащая к возмещению из бюджета, составила 209 673 руб., по уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за май 2007 года - 18 242 руб., по уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за август 2007 года - 3 287 руб.
На основании показателей уточненных деклараций ИФНС России по г. Курску в соответствии со ст.ст.69, 70 НК РФ направило налогоплательщику требование N 94697 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 22.12.2008 на уплату: 68 456 руб. налога на добавленную стоимость по сроку уплаты 20.07.2007, 155 529, 54 руб. - по сроку уплаты 20.11.2007, 33 882, 98 руб. - пени за просрочку уплаты налога.
29.12.2008 Общество "Курскнасосэлектромаш" обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Курской области с заявлением N 123, в котором просило "принять решение о временном (до рассмотрения результатов камеральных налоговых проверок уточненных налоговых деклараций по НДС за апрель, май, август 2007 года) приостановлении уплаты суммы задолженности налога на добавленную стоимость в размере 223 985, 54 руб. и пени на сумму 33 882, 98 руб. по требованию от 22.12.2008 N 94697". (л.д. 5)
Письмом N 13-27/001077зг от 02.02.2009 Управление сообщило о том, что Налоговым кодексом РФ не предусмотрена возможность приостановления исполнения требования об уплате налога. Кроме того Управление разъяснило, что порядок обращения налогоплательщика с просьбой об изменении срока уплаты налогов и сборов в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита, а также форма заявления налогоплательщика с просьбой о предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита, утверждены Приказом ФНС России от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@ "Об утверждении порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов".
Не согласившись с результатами рассмотрения заявления N 123 от 29.12.2008 Общество "Курскнасосэлектромаш" обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.
Пункт 2 статьи 64 НК РФ предусматривает условия, при наличии которых предоставляется отсрочка или рассрочка по уплате налога, в том числе - при наличии угрозы банкротства лица в случае единовременной выплаты им налога.
В силу пункта 5 статьи 64 НК РФ заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган. К этому заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 64 НК РФ. Копия указанного заявления направляется заинтересованным лицом в пятидневный срок в налоговый орган по месту его учета.
Перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса о предоставлении отсрочки, определен пунктом Порядком организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, утвержденного Приказом Федеральной Налоговой Службы России от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@ (зарегистрирован в Минюсте РФ 19.12.2006 N 8636) (далее - Порядок).
Пунктом 1 Порядка установлено, что в случае обращения налогоплательщика с просьбой об изменении срока уплаты налогов и сборов в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита в обязательном порядке представляются следующие документы (с учетом Решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.01.2008 N 14430/07):
-заявление налогоплательщика с просьбой о предоставлении отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита (рекомендуемая форма приведена в приложении N 1 к настоящему Порядку);
-справка налогового органа по месту учета налогоплательщика о состоянии расчетов с бюджетами по налогам, сборам, взносам;
-справка налогового органа по месту учета налогоплательщика о предоставленных ранее отсрочках, рассрочках (в том числе в порядке реструктуризации), налоговых кредитах, инвестиционных налоговых кредитах, с выделением сумм, не уплаченных на момент обращения;
-обязательство налогоплательщика, предусматривающее на период действия отсрочки (рассрочки, инвестиционного налогового кредита) соблюдение условий, на которых принимается решение об изменении срока уплаты налога, сбора (рекомендуемая форма приведена в приложении N 2 к настоящему Порядку);
-копия устава (учредительного договора, положения) организации и внесенных в него изменений;
-баланс и другие формы бухгалтерской отчетности, характеризующие финансовое состояние налогоплательщика за предыдущий год и истекший период того года, в котором налогоплательщик обратился по поводу изменения срока уплаты налогового обязательства;
-в случаях, предусмотренных пунктом 2.3 настоящего Приказа, заверенную в установленном порядке копию договора поручительства, заключенного в порядке, предусмотренном статьей 74 НК РФ;
-в случаях, предусмотренных пунктом 2.4 настоящего Приказа, заверенную в установленном порядке копию договора поручительства, заключенного в порядке, предусмотренном статьей 74 НК РФ, либо документы об имуществе, которое может быть предметом залога, и проект договора залога, подписанный залогодателем;
-документы, подтверждающие наличие оснований, указанных в пункте 2 статьи 64 или пункте 1 статьи 67 НК РФ.
Согласно пункту 2.3 Порядка в случае обращения налогоплательщика с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по основаниям, определенным в подпунктом 3 пункта 2 статьи 64 НК РФ, а именно угрозы банкротства в случае единовременной выплаты налога с заявлением подлежат представлению следующие документы:
-пояснительная записка налогоплательщика о причинах возникновения необходимости единовременной уплаты налогов с указанием их сумм;
-сведения о расчетных, валютных, депозитных счетах и наличии средств на них по состоянию на начало года, на начало каждого квартала и дату обращения за отсрочкой или рассрочкой;
-документы, подтверждающие возможность наступления банкротства в случае единовременной уплаты сумм налогов, утвержденные уполномоченным на это органом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 64 НК РФ решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами (органами государственных внебюджетных фондов) в соответствии со статьей 63 НК РФ в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица.
Статьей 63 НК РФ установлено, что уполномоченным органом по принятию решений об изменении сроков уплаты по федеральным налогам и сборам является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Из материалов дела видно и установлено судом первой инстанции, что, обращаясь в УФНС России по Курской области с заявлением от 29.12.2008 N 123 с просьбой о временном (до результатов рассмотрения результатов камеральных налоговых проверок уточненных налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за апрель, май, август 2007 года) приостановлении уплаты суммы задолженности налога на добавленную стоимость в размере 223 985, 54 руб. и пени на сумму 33 882, 98 руб. за просрочку его уплаты в соответствии с требованием N 94697 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 22.12.2008, Обществом "Курскнасосэлектромаш" к указанному заявлению были приложены только справка из банка об остатке денежных средств на расчетном счете и копия требования об уплате налога и пени.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции налогоплательщик пояснил, что, по его мнению, указанное заявление является заявлением о предоставлении отсрочки уплаты налога, поскольку в нем имеются ссылки на статью 64 Налогового кодекса РФ.
Однако, проанализировав представленное в материалы заявление Общества N 123 от 29.12.2008, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о его несоответствии форме заявления о предоставлении отсрочки, рассрочки или инвестиционного кредита, установленной в Приложении 1 к Порядку. Так, из буквального прочтения текста заявления Общества "Курскнасосэлектромаш" N 123 от 29.12.2008 следует просьба о временном приостановлении уплаты суммы задолженности по требованию от 22.12.2008 N 94697, в то время как законодательство о налогах и сборах не предусматривает возможности приостановления уплаты задолженности по требованию или приостановления действия самого требования об уплате налога.
Судом первой инстанции правомерно отмечен тот факт, что с заявлением N 123 от 29.12.2008 Общество "Курскнасосэлектромаш" не были представлены документы, подлежащие представлению вместе с заявлением об отсрочке, рассрочке, в соответствии с 2.3 "Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов", для подтверждения права на предоставление отсрочки или рассрочки уплаты налога и пени.
Исходя из содержания полученного заявления N 123 от 29.12.2008 Управлением в письме N 13-27/001077зг от 02.02.2009 налогоплательщику были даны письменные разъяснения о невозможности приостановления действия требования N 94697 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию, 22.12.2008, в связи с отсутствием такой процедуры в налоговом законодательстве, а также разъяснено, что порядок обращения налогоплательщика в налоговый орган с заявлением, в порядке главы 9 НК РФ, об изменении срока уплаты налогов и сборов в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита, регламентируется Приказом ФНС России от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@ "Об утверждении порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов".
Учитывая, что соответствующее требованиям законодательства о налогах и сборах заявление налогоплательщиком в налоговый орган не подавалось, суд правомерно установил, что по своему содержанию приведенное письмо УФНС России по Курской области не является решением об отказе в предоставлении отсрочки либо рассрочки уплаты налога, обоснованно отметив то обстоятельство, что данным письмом УФНС России по Курской области реализовало свою обязанность бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, предусмотренную статьей 32 НК РФ, и разъяснило заявителю порядок обращения с заявлением об отсрочке или рассрочке уплаты налога.
Таким образом, исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что письмо УФНС России по Курской области от 02.02.2009 N 13-27/001077зг не нарушает и не препятствует праву налогоплательщика на изменение срока уплаты налога и сбора в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита, предусмотренного главой 9 НК РФ, а оспариваемые в настоящем деле действия УФНС РФ по Курской области соответствуют требованиям законодательства РФ и не нарушали прав налогоплательщика, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении требований Общества "Курскнасосэлектромаш".
Довод Общества о том, что действия налогоплательщиков по получению отсрочки регламентируются налоговым законодательством, а не внутренними приказами ФНС России отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, на ФНС России возложены функции по контролю в области налогов и сборов. Согласно пункту 7 Положения ФНС России вправе осуществлять в своей сфере деятельности нормативно-правовое регулирование в случаях, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Право ФНС принимать нормативные правовые акты по порядку изменения срока уплаты налогов и сборов закреплено в пункте 8 статьи 61 НК РФ.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 63 НК РФ к компетенции ФНС России как контролирующего органа отнесено принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов по федеральным налогам и сборам.
Правомерность издания ФНС России Приказа от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@ "Об утверждении порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов" подтверждена также фактом его государственной регистрации Министерством юстиции Российской Федерации 19.12.2006 N 8636, которое исходя из пункта 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении правил подготовки нормативно-правовых актов и их государственной регистрации" осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов и ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Таким образом, указанный Приказ принят ФНС России в пределах компетенции, установленной законодательством о налогах и сборах, согласован с Минфином России и зарегистрирован в Минюсте России.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что в Решении от 21.01.2008 N 14430/07 "О признании частично недействующим пункта 2.3 Приказа ФНС РФ от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@ и полностью недействующим подпункта "б" пункта 1 Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, утв. Приказом ФНС РФ от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@" Высший Арбитражный суд Российской Федерации прямо отметил, что названные Приказ и утвержденный им Порядок содержат признаки нормативного правового акта, т.е. устанавливают правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результат рассмотрения спора, оснований для возврата государственной пошлины в размере 1 000 руб., уплаченной при обращении в апелляционный суд, не имеется.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 156, 266 - 268, частью 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 29.05.2009 по делу N А35-1922/09-С26 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Курскнасосэлектромаш" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-1922/09-С26
Заявитель: ООО "Курскнасосэлектромаш"
Ответчик: УФНС по Курской области
Третье лицо: ИФНС по г.Курску
Хронология рассмотрения дела:
06.08.2009 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3901/09