18 июня 2009 г. |
Дело N А14-2545/2008/70/23 |
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 июня 2009 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей: Протасова А.И.
Ольшанской Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Матвеевой Г.А. .
при участии:
от УФРС по Воронежской области: Секирин А.И., ведущий специалист-эксперт отдела правового обеспечения и судебной защиты, доверенность N 09-д от 11.01.2009;
от ТУФА УГИ по Воронежской области: Недзельский Д.Ф., специалист-эксперт отдела правового обеспечения, доверенность N 12-6374 от 02.10.2008;
от Поповой Н.Н.: представитель не явился, надлежаще извещена;
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу УФРС по Воронежской области на решение арбитражного суда Воронежской области от 23.06.08 г. по делу N А14-2545/2008/70/23 по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Воронежской области к УФРС по Воронежской области, с участием третьего лица - Попова Н.Н., об оспаривании отказа от 07.03.08 г. N 25/2008-141
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Воронежской области (далее по тексту - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области (далее по тексту - ответчик) от 07.03.2008г. N 25/2008-141 в государственной регистрации права федеральной собственности на комнату в коммунальной квартире общей площадью 13,3 кв.м., расположенную по адресу: г. Воронеж, ул. Броневая, д. 12, кв. 21, ком. 2, обязании ответчика зарегистрировать право федеральной собственности на вышеназванную комнату в коммунальной квартире.
Решением арбитражного суда Воронежской области от 23.06.08 по делу N А14-2545/08/70/23 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного суда от 27.10.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 13.02.2009 по делу N А14-2545/08/70/23 отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Управление Федеральной регистрационной службы по Воронежской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда Воронежской области от 23.06.08 по делу N А14-2545/08/70/23 отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. При этом, заявитель жалобы указывает на то, что выписка из реестра федерального имущества не относится к документам - основаниям для государственной регистрации. Кроме того, управление ссылается на п.1 приложения N 3 к Постановлению N 3020-1, в соответствии с которым объекты жилого фонда относятся к муниципальной собственности. Поскольку спорный объект недвижимости не подпадает под перечень имущества, относящегося исключительно к федеральной собственности, у государственного регистратора возникло сомнение в наличии оснований для государственной регистрации права федеральной собственности на спорную квартиру.
В настоящем судебном заседании представитель УФРС по Воронежской области поддержал доводы апелляционной жалобы, считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. Представитель ТУФА УГИ возражал против доводов апелляционной жалобы, полагал решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, апелляционная инстанция установила следующее.
21.01.2008г. Российская Федерация в лице представителя уполномоченного органа ТУФАУФИ по Воронежской области обратилась в Управление ФРС по Воронежской области с заявлениями о регистрации права собственности на комнату в коммунальной квартире, общей площадью 13,3 кв.м., расположенную по адресу: г. Воронеж, ул. Броневая, д. 12, кв. 21, комната 2.
Сообщением от 07.03.2008г. N 25/2008-141 заявителю отказано в осуществлении испрашиваемых регистрационных действий со ссылкой на абзац 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ (далее по тексту - Закон N122-ФЗ), поскольку представленная на государственную регистрацию выписка из реестра федерального имущества не является правоустанавливающим документом.
Не согласившись с данным отказом, ТУФАУФИ обратилось за судебной защитой.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Право заинтересованного лица обжаловать в арбитражный суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации либо уклонение от регистрации предусмотрено ст. 131 Гражданского кодекса РФ, ст. 198 АПК РФ, ст. 2 Федерального закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" /далее - Закон и государственной регистрации/. При рассмотрении требования об обжаловании отказа в государственной регистрации прав действия регистрирующего органа подлежат проверке с точки зрения соответствия названному Закону.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно статье 9 упомянутого Закона в компетенцию регистрирующего органа входит проверка действительности поданных заявителем документов, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав. При осуществлении государственной регистрации в соответствии с установленным статьей 13 того же Закона порядком проводится правовая экспертиза документов, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 30.12.2004) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, в частности правоустанавливающие документы (документы основания).
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен статьей 17 Федерального Закона N 122-ФЗ от 21.07.97 (с изменениями), является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит и включает в себя, в частности, акты, изданные органами государственной (власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который был установлен законодательством, действующим в месте издания таких актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, предоставляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав; документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Статьей 20 Федерального закона N 122-ФЗ закреплены основания для отказа в государственной регистрации прав.
Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 февраля 1998 г. N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" Субъектами права федеральной, государственной и муниципальной собственности являются Российская Федерация, соответствующие субъекты Российской Федерации, муниципальные образования на переданное в их собственность имущество в порядке, установленном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
До момента внесения объектов в соответствующий реестр таким документом является перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.92 N 114-рп.
При разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанные реестр или перечень, арбитражный суд при определении их принадлежности на праве собственности руководствуется приложениями N N 1, 2 и 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1.
Исходя из смысла данного постановления, вопрос об обоснованности включения в соответствующий реестр объектов недвижимости исследуется арбитражным судом в случае наличия спора о праве собственности на объект недвижимости.
Судом установлено, что представленные заявителем на регистрацию документы, в том числе выписка из федерального реестра, не противоречат предъявляемым к ним требованиям, подтверждают фактическое нахождение спорного объекта недвижимости в федеральной собственности, никем не оспорены, а их совокупность позволяет достоверно идентифицировать спорный объект недвижимости, что в силу статей 6 и 17 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ, является основанием для государственной регистрации соответствующего права.
Согласно п. 1 Приказа Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 29.11.2006 N 241 "О делегировании территориальным управлениям Федерального агентства по управлению федеральным имуществом полномочий по передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность и из собственности субъектов РФ и муниципальной собственности в Федеральную собственность, а также утверждению актов приема-передачи имущества" Управление принимает решение о передаче в муниципальную собственность объектов жилищного фонда, за исключением специализированного жилищного фонда.
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Указанными решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иного имущества.
Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Ликвидация государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений как юридических лиц, а также регистрация права государственной или муниципальной собственности на их имущественные комплексы как объекты недвижимости при передаче имущества не требуется.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность устанавливается Правительством Российской Федерации.
Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности.
Передача имущества, закрепленного за государственными или муниципальными учреждениями или предприятиями, может быть осуществлена исключительно с согласия указанных учреждений или предприятий. В этом случае от передающей стороны передаточный акт подписывается уполномоченным лицом предприятия или визируется уполномоченным лицом учреждения.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями.
С учетом дополнительно представленных решения арбитражного суда Воронежской области от 24.10.05 г., договора купли-продажи N 21 от 26.08.92 г., дополнительного соглашения от 18.02.94 г., приложения к указанному соглашению, Распоряжения от 01.03.06 г. N 50-р "О внесении в реестр федерального имущества имущества казны Российской Федерации", постановления кассационной инстанции от 12.05.06 г., следует, что спорный объект относится к федеральной собственности и правомерно включен в реестр на основании указанных судебных актов и Распоряжения ТУ ФАУФИ, осуществляющего полномочия собственника.
Таким образом, перехода прав на недвижимое имущество к муниципальному образованию в установленном порядке и оснований для внесения изменений в реестр государственного имущества - не установлено.
Доказательств включения спорного объекта недвижимости в реестр муниципальной собственности, противоречий между заявленными и существующими правами не установлено.
Процедура передачи спорного объекта недвижимости в муниципальную собственность в связи с разграничением полномочий в установленном порядке до настоящего времени не начиналась, доказательств обратного не представлено.
Кроме того, согласно Приказу Росрегистрации N 176 от 06.08.07 г. "Об утверждении методических рекомендации об особенностях государственной регистрации прав граждан на жилые помещения, приобретаемые на основании договоров передачи в собственность жилых помещений" в случае одновременной государственной регистрации права государственной и муниципальной собственности на передаваемое гражданину жилое помещение и перехода данного права гражданину представляются следующие документы:
заявление органа государственной власти или органа местного самоуправления, предприятия, учреждения о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности или права хозяйственного ведения или оперативного управления;
документы, подтверждающие возникновение права государственной и муниципальной собственности или права хозяйственного ведения или оперативного управления на жилое помещение_ документом, подтверждающим возникновение до вступления в силу Закона о регистрации права муниципальной собственности, может являться выписка из реестра муниципальной собственности.
Срок государственной регистрации прав граждан на жилые помещения, приобретаемых на основании договора передачи жилого помещения в собственность, не должен превышать пятнадцати календарных дней со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации прав.
Также следует обратить внимание на то, что УФРС, приостанавливая регистрацию, не указало, какие конкретно документы необходимо предоставить дополнительно.
В ходе судебного разбирательства доказательств получения гр.Поповой Н.Н. и ТУ ФАУФИ соответствующего уведомления или запроса, регистрирующим органом не представлено.
Следовательно, при наличии правоподтверждающего документа (выписки из реестра федеральной собственности) и отсутствии спора о праве, и правомерности внесения в реестр, с учетом того, что к правоотношениям, возникающим при безвозмездной передаче имущества в связи с разграничением полномочий нормы Гражданского кодекса РФ и ФЗ РФ от 21.07.97 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям статьи 154 ФЗ РФ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ, - оспариваемый отказ в регистрации права нельзя признать правомерным.
В соответствии с частью первой статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы.
В соответствии с п. 6 Постановления от 01.07.96 Пленума ВАС РФ N 8, Пленума Верховного Суда РФ N 6 основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Установив, что отказ в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества противоречит требованиям закона и нарушает права заявителя, апелляционная инстанция признает выводы суда первой инстанции обоснованными и законными.
В материалах дела имеется ответ на запрос арбитражного суда апелляционной инстанции Управления муниципальной собственностиот 03.06.2009 N 09-02/3857 о том, что в реестре муниципального имущества жилой дом, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Броневая, д. 12 не значится. Согласно ответа на запрос апелляционного суда Управления жилищного фонда и жилищной политики от 20.05.2009, комната 2 по адресу: г. Воронеж, ул. Броневая, д. 12, кв. 21 передана в собственность Поповой Надежде Николаевне по договору от 20.11.2007 N 205864. Из ответа на запрос суда Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 08.05.2009 N 16-2776 следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: г. Воронеж, ул. Броневая, 12, в реестре государственного имущества Воронежской области не значится и не является собственностью Воронежской области. Таким образом, спора о праве собственности на данный объект, противоречий между зарегистрированными и заявленными правами, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам и доводам участвующих в деле лиц дана надлежащая оценка, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела .
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, безусловно влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом норм права.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение арбитражного суда Воронежской области следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Расходы по госпошлине в силу ст.110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы, который при обращении с жалобой перечислил 1000 руб. госпошлины платежным поручением N 1827 от 08.07.08 г.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266-268, п.1 ст.269, ст.ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.06.08 г. по делу N А14-2545/08/70/23 - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
Председательствующий судья |
Миронцева Н.Д. |
Судьи |
Протасов А.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-2545/08/70/23
Заявитель: ТУФА УФИ ПО Воронежской области
Ответчик: УФРС по Воронежской области
Третье лицо: Попова Н Н