18 февраля 2008 г. |
Дело N А08-5337/07-21 |
г.Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 февраля 2008 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей: Сергуткиной В.А.
Шеина А.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кондратьевой Н.С.,
при участии:
от Государственной экологической инспекции: Гороховская Ю.В. - представитель по доверенности N 1 от 22.10.07 г.
от ООО "Эминия": не явились, извещен надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Эминия" на решение арбитражного суда Белгородской области от 19.10.07 г. дело N А08-5337/07-21, по заявлению ООО "Эминия" к Государственной экологической инспекции Белгородской области об оспаривании постановления о наложении штрафа за административное правонарушение.
УСТАНОВИЛ:
ООО "Эминия" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене полностью постановления Государственной экологической инспекции Белгородской области от 14.05.07 г. N 42 о признании Общества виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.41 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 500 МРОТ в сумме 50000 руб.
Решением арбитражного суда Белгородской области от 19.10.07 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, Общество обратилось с жалобой, в которой просит отменить судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. При этом заявитель жалобы указывает на то, что судом при рассмотрении дела не установлено, назначение производственного объекта в с.Шеино, каким образом эксплуатируется указанный производственный объект, связана ли его эксплуатация с негативным воздействием на окружающую среду. Кроме того, Общество указывает на нарушение судом ст.208 АПК РФ, предусматривающую 10-дневный срок для обжалования.
Государственная экологическая инспекция по Белгородской области в своем отзыве по делу казала на свое несогласие с доводами апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным. При этом, инспекция полагает, что материалами дела подтверждается, что ООО "Эминия" является объектом негативного воздействия на окружающую среду и подлежит постановке на учет в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду. В 2007 г. Обществом заключены договоры по вывозу ТБО и ЖБО. Однако в 2006 г. указанные договоры на заключались, хотя хозяйственная деятельность осуществлялась. Соответственно за 2006 г. плата за негативное воздействие на окружающую среду не вносилась. В связи с чем, Общество правомерно привлечено к ответственности по ст.8.41 КоАП РФ.
В настоящее судебное заседание представитель ООО "Эминия" не явился. В материалах дела имеются доказательства его надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания.
В связи с чем, дело рассматривается в отсутствие представителя инспекции в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
Как установлено материалами дела, 1.02.2007 года ООО "Эминия" (поставщик) с ГУП "Корочанский ветсанутильзавод" (исполнитель) заключен договор, в соответствии с п. 1 которого общество поставляет исполнителю своим транспортом трупы павших животных, боенские конфискаты, биоотходы (сырье), а исполнитель принимает такое сырье с целью изготовления из него смеси кормовой (продукции). Периодичность вывоза сырья определяется поставщиком по согласованию с исполнителем, которое производится по телефону (п. 1.3 договора). Выработанная из переданного поставщиком сырья кормовая смесь передается поставщику безвозмездно согласно нормам выхода и объема сданного сырья в течение месяца (норма выхода 5,6 т сырья = 1 т кормовой смеси) (п. 2.3 договора).
Стоимость услуг исполнителя по утилизации сырья в соответствии с п. 2.1 договора определена в размере 1254 руб./тонну без НДС и транспортных расходов по доставке сырья (л.д. 22).
1.04.2007 года между администрацией Шеинского сельского поселения (исполнитель) и ООО "Эминия" заключен договор N 1 на вывоз твердых бытовых отходов, в соответствии с п. 1.1 которого определено, что в целях недопущения нарушений экологического состояния, образования стихийных мусорных свалок, а также обеспечения чистоты и порядка на территории сельского поселения администрация обязуется предоставить обществу полигон ТБО для захоронения отходов, а ООО "Эминия" обязуется ежемесячно производить оплату за вывоз ТБО в размере 200 руб. в месяц, а также самостоятельно осуществлять вывоз ТБО (п. 2.1 договора) (л.д. 23).
В соответствии с договором N 21 на вывоз жидких бытовых отходов (ЖБО), заключенным ООО "Эминия" (заказчик) и ОАО "Риф - Инвест - Рассвет" (исполнитель) на срок с 1.01.2007 года по 1.12.2007 года, исполнитель обязуется осуществлять откачку септика 20 куб. м, находящегося на территории ООО "Эминия", специализированным транспортом, по мере необходимости, а также осуществлять сброс отходов на полигон ТБО в специально отведенное место, а заказчик производит оплату за откачку септика по мере выполнения работ. А также своевременно предоставляет территорию для использования специализированного транспорта (л.д. 24).
13.04.2007 года на предприятии осуществлялся государственный экологический контроль соблюдения обязательных требований, установленных федеральными законами, а также иными нормативными правовыми документами в сфере природоохранной деятельности, о чем руководитель Общества уведомлялся. В связи с чем, ему предлагалось принять личное участие, представить все необходимые документы, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; документы, подтверждающие внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2006 год; мероприятия по охране окружающей среды, согласованные соответствующей службой; заключение государственной экологической экспертизы на соответствие хозяйственной и иной деятельности требованиям в области окружающей среды; лимиты (разрешения) на выбросы и сбросы загрязняющих веществ; лимиты на размещение отходов; иные документы, предусмотренные природоохранным законодательством.
13.04.2007 года руководителю предприятия Астанову А.Т. вручено уведомление о необходимости 18.04.2007 года явиться в ОГЭК по Корочанскому району для участия и подписания акта по результатам проверки, проведенной 13.04.2007 года (л.д. 37). Директор общества лично расписался в уведомлении о получении.
18.04.2007 года инспектором ОГЭК по Корочанскому району по результатам проведенной проверки деятельности по охране окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Белгородской области, в присутствии законного представителя ООО "Эминия", составлен акт N 89, согласно которому административным органом установлено, что основным видом деятельности 000 "Эминия" является закупка мяса, его переработка, производство и реализация мясных и колбасных изделий. Для осуществления хозяйственной деятельности общество имеет на праве собственности нежилое помещение площадью 2529 кв. м по адресу: Корочанский район, с. Шеино под зданием колбасного цеха, свидетельство о праве собственности нежилого помещения N 31-01/16-2/2002-1455 от 3.10.2002 года, производственное помещение отапливается электроэнергией, договор энергоснабжения N 2020071 от 10.01.2007 года, счета - фактуры за пользование электроэнергией представлены.
Проверкой установлен факт не представления ООО "Эминия": документов, подтверждающих внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2006 год (ст. 16 ФЗ N 7 "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 года); лимитов на размещение отходов (ст. 18 ФЗ N 89 "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 года). Кроме того, проверкой установлено, что на предприятии отсутствует профессиональная подготовка лиц по обращению с опасным отходами (ст. 15 ФЗ N 89 "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 года); приказом не назначен ответственный специалист за охрану окружающей среды (ст. ст. 67, 73 ФЗ N 7 "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 года), общество в установленные сроки не отчитывается по форме 2-ТП (отход), а также отсутствует учет образовавшихся отходов (ст. 19 ФЗ N 89 "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 года) (л.д. 40-41).
По результатам проверки обществу выставлено предписание об устранении выявленных нарушений законодательства об охране окружающей среды в срок до 23 апреля, 1 и 18 июня, а также до 1 сентября 2007 года, а также о постоянном соблюдении требований законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и не допущении захламления загрязняющими веществами территории предприятия (л.д. 41).
Ввиду отказа директора ООО "Эминия" от подписи акт проверки направлен в адрес общества по почте.
Одновременно должностным лицом ОГЭК по Корочанскому району в день составления акта проверки - 18.04.2007 года, на основании ст. 28.7 КоАП РФ, ввиду установления на момент проверки факта невнесения ООО "Эминия" в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2006 год, что образует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 8.41 КоАП РФ, вынесено определение N 42 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 42).
23.04.2007 года в адрес ООО "Эминия" направлено уведомление законному представителю юридического лица А.Т. Астанову о необходимости явиться 28.04.2007 года в ОГЭК по Корочанскому району для участия в составлении протокола об административном правонарушении (л.д. 39). Данное уведомление было вручено Астанову 25.04.2007 года, что подтверждено уведомлением о вручении (л.д. 38).
28.04.2007 года ведущим специалистом - государственным инспектором по охране природы ОГЭК по Корочанскому району, в отсутствие надлежаще извещенного законного представителя привлекаемого к административной ответственности юридического лица, на основании материалов проверки составлен протокол об административном правонарушении N 42, в соответствии с которым действия ООО "Эминия", выразившиеся в невнесении в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2006 год, квалифицированы по ст. 8.41 КоАП РФ (л.д. 11-12).
Определением от 28.04.2007 года рассмотрение материалов дела об административном правонарушении в отношении ООО "Эминия" назначено на 14.05.2007 года (л.д. 43). Данное определение направлено в адрес предприятия по почте.
28.04.2007 года руководителем ОГЭК по Корочанскому району в отсутствие представителя привлекаемого к административной ответственности юридического лица, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление N 42, в соответствии с которым ООО "Эминия" признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в невнесении в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 КоАП РФ, и обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 500 МРОТ в сумме 50000 руб. (л.д. 9). Постановление направлено в адрес ООО "Эминия" по почте заказным письмом.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о его отмене.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.41 КоАП Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.92 N 632.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" установлены нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" утверждено Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также установлено, что названная служба осуществляет нормативное правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.01.2006 N 47 "О возложении функций администраторов" функции администраторов возложены на управления по технологическому и экологическому надзору по субъектам Российской Федерации, межрегиональные управления по технологическому и экологическому надзору указанной Федеральной службы.
На основании Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27.01.2006 N 49 "Об установлении территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" на руководителей управлений и межрегиональных управлений по технологическому и экологическому надзору возложена обязанность установить и довести до сведения природопользователей рекомендованные данной Федеральной службой сроки уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Приказом от 27 января 2006 г. N 49 Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору издан "Об_установлении территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" установлены следующие сроки уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду:
по итогам четвертого квартала 2005 года - 30 января 2006 года;
по итогам первого квартала 2006 года - 20 апреля 2006 года;
по итогам второго квартала 2006 года - 20 июля 2006 года;
по итогам третьего квартала 2006 года - 20 октября 2006 года
Согласно Порядку постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду в территориальных органах федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 545 от 02.08.05 г. стационарным объектом негативного воздействия для целей настоящего порядка признается объект негативного воздействия на окружающую среду, относящийся в соответствии со стю130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости)_
В судебное заседание представитель Управления представил справку налогового органа, в котором ООО "Эминия", состоит на учете, свидетельствующую о том, что налоговая отчетность за 2005-2007 г.г. представлялась в инспекцию Обществом в полном объеме и подтверждающую, что в 2006 году Общество осуществляло производство и реализацию колбасных изделий, т.е. фактически осуществляло деятельность, негативно влияющую на окружающую природную среду.
Однако заявитель в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2006 год не вносил, что свидетельствует о наличии в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 Кодекса.
Срок давности привлечения к административной ответственности за невнесение платы за второй, третий и четвертый кварталы 2006 года к моменту вынесения оспариваемого постановления - не истек.
Арбитражным судом апелляционной инстанции установлено соблюдение административным органом положений КоАП РФ при привлечении Общества к административной ответственности.
При привлечении заявителя к административной ответственности административным органом назначен административный штраф в пределах санкции ст.8.41 КоАП РФ, в пределах компетенции и полномочий органа. Существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, повлекших лишение Общества гарантированных ему прав и необоснованное привлечение к ответственности, судом не установлено.
В связи с изложенным, привлечение общества к административной ответственности по ст.8.41 КоАП РФ следует признать законным и обоснованным, принятым в соответствии с правилами, установленными гл. 20 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Белгородской области обоснованно отказал в удовлетворении требований ООО "Эминия" о признании незаконным и отмене постановления Государственной экологической инспекции Белгородской области от 14.05.07 г. N 42.
Выводы арбитражного суда первой инстанции сделаны на основании полного, объективного и всестороннего исследования материалов дела и имеющихся в деле доказательств. Нарушений норм материального права не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом норм права.
В связи с чем, решение арбитражного суда Белгородской области следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Поскольку НК РФ не предусматривает взимание госпошлины за подачу апелляционной жалобы на решение суда по делу о привлечении к административной ответственности, ошибочно уплаченная госпошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату ООО "Эминия" из федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст.266-268, п.1 ст.269 ,ст.ст.270,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 19.10.07 г. по делу N А08-5337/07-21 - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Эминия" из федерального бюджета РФ 1000 руб. государственной пошлины, уплаченной по квитанции19.11.07 г.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Миронцева Н.Д. |
Судьи |
Шеин А.Е.. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-5337/07-21
Заявитель: ООО "Эминия"
Ответчик: Государственная экологическая инспекция Белгородской области
Хронология рассмотрения дела:
18.02.2008 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5658/07