25 ноября 2008 г. |
Дело N А14-1386/2008/64/23 |
г.Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 ноября 2008 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.
судей Сергуткиной В.А.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Анохиной К.Г.,
при участии:
от Администрации городского поселения город Богучар - Шаповалова П.Л., ведущ. специалиста-юрисконсульта по доверенности N 57 от 15.02.2008, Малкина Ю.Т., главы городского поселения, удостов. действительно по март 2009 года, Подопрыгиной Н.В., представителя по доверенности N 534 от 06.11.2008;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области: Полухина С.И., начальника отдела по доверенности N 02-16/2044 от 24.09.2008, Капрачникова А.В., специалиста-эксперта по доверенности N 02-16/2379 от 07.11.2008, Грибанова Н.А., гос. инспектора по доверенности N 03-16/2064 от 26.09.2008;
от Богучарского районного потребительского общества: Козловой И.А., адвоката по доверенности от 05.11.2008, Плохотниковой З.Я., председателя правления по доверенности от 05.11.2008;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского поселения город Богучар на решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.06.2008 по делу N А14-1386/2008/64/23 (судья Максимович Т.Н.) по заявлению Администрации городского поселения город Богучар к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области о признании недействительными решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского поселения город Богучар (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Управление) о признании недействительным решения N 02-16/2684 и предписания N 02-16/2685 от 11.12.2007 по делу N 107-15к.
Дело рассматривалось с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Богучарского районного потребительского общества.
Решением суда от 05.06.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Администрация городского поселения город Богучар просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
Изучив представленные доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 22.08.2007 в УФАС по Воронежской области поступило заявление Богучарского районного потребительского общества о нарушении Администрацией городского поселения города Богучар требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившемся в отказе 09.06.2007 в предоставлении разрешения на право организации розничного рынка по адресу: г.Богучар, площадь Малаховского, дом, 7.
Рассмотрев указанное заявление, Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области установило факт нарушения Администрацией г.Богучар части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
11.12.2007 Управлением принято решение N 02-16/2684 о необоснованном отказе Администрации г.Богучар выдать Богучарскому Райпо разрешения на право организации розничного рынка по адресу: г.Богучар, пл.Малаховского,7.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области направлено в Администрацию г.Богучар предписание N 02-16/2685 об устранении нарушений, путем отмены решения об отказе Богучарскому Райпо в предоставлении права на организацию розничного рынка по указанному адресу.
Полагая, что указанные решение и предписание антимонопольного органа не соответствуют закону, Администрация г.Богучар обратилась в арбитражный суд за защитой.
При этом, Администрация г.Богучар указывает, что правомерно отказала Богучарскому Райпо в праве организовать розничный рынок, поскольку у Райпо отсутствовали правоустанавливающие документы на земельный участок, не был заключен договор аренды на используемые под рынок площади, предполагаемый рынок находиться в водоохраной зоне.
Разрешая настоящий спор, суд правомерно исходил из отсутствия доказательств, подтверждающих несоответствие оспариваемых ненормативных актов требованиям закона и нарушение указанными актами прав и интересов Администрации г.Богучара.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными и обоснованными и полагает при рассмотрении данного спора учитывать следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2007 Закона N 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Закрепленный приведенной нормой запрет прежде всего распространяется на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений. Такие акты и действия подлежат антимонопольному контролю, если они ущемляют права хозяйствующих субъектов в сфере конкуренции на товарных рынках.
В силу пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно пункту 3 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие названного Кодекса, сохраняется.
В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа. Потребности субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа определяются исходя из необходимости обеспечения населения муниципальных образований, находящихся в пределах территории данного субъекта Российской Федерации, теми или иными товарами.
Планом, указанным в части 1 настоящей статьи, должны предусматриваться места расположения предполагаемых рынков, их количество и типы.
Постановлением Администрации Воронежской области от 24.07.2007 N 680 "О внесении изменений в постановление Администрации Воронежской области от 04.05.2007 N 380" внесены изменения в План организации розничных рынков на территории Воронежской области и установлены местоположения трех рынков в г. Богучаре, в том числе - местоположение универсального рынка - г. Богучар, пл. Малаховского, 7.
Рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 4 Закона о розничных рынках).
Согласно статье 5 Закона о розничных рынках разрешение на право организации рынка выдается на основании заявления, поданного юридическим лицом в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования (далее - орган местного самоуправления). В этом заявлении должны быть указаны:
1) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименования, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, место расположения объекта или объектов недвижимости, где предполагается организовать рынок, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц;
2) идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке юридического лица на учет в налоговом органе;
3) тип рынка, который предполагается организовать.
К заявлению о предоставлении разрешения прилагаются:
1) копии учредительных документов (оригиналы учредительных документов в случае, если верность копий не удостоверена нотариально);
2) выписка из единого государственного реестра юридических лиц или ее нотариально удостоверенная копия;
3) нотариально удостоверенная копия свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе;
4) нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего право на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок.
Орган местного самоуправления проводит проверку полноты и достоверности сведений о заявителе, содержащихся в представленных им заявлении и документах (часть 3 статьи 5 указанного Закона).
В соответствии со статьей 7 Закона о розничных рынках заявителю может быть отказано в предоставлении разрешения по следующим основаниям:
- отсутствие права на объект или объекты недвижимости в пределах территории, на которой предполагается организовать рынок в соответствии с планом, указанным в статье 4 настоящего Федерального закона;
- несоответствие места расположения объекта или объектов недвижимости, принадлежащих заявителю, а также типа рынка, который предполагается организовать, плану, указанному в статье 4 настоящего Федерального закона;
- подача заявления о предоставлении разрешения с нарушением требований, установленных частями 1 и 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также документов, содержащих недостоверные сведения.
Орган местного самоуправления, принявший решение об отказе в предоставлении разрешения, обязан уведомить заявителя о принятом решении с обоснованием причин такого отказа в сроки, установленные частью 2 статьи 6 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 7 Закона).
Из имеющихся материалов дела усматривается, что причинами отказа Администрации 09.06.2007 Богучарскому Райпо в предоставлении права организации розничного рынка по адресу: г.Богучар, площадь Малаховского, 7 явились:
- отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки,
- необходимость заключения договора аренды на используемые под рынок площади,
- местонахождение предполагаемого рынка в водоохраной зоне.
Вместе с тем, Богучарское райпо представило в Администрацию г.Богучара все документы, указанные в ст.5 Закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" и необходимые для выдачи разрешения на право организации рынка, что подтверждается следующим.
Согласно протоколу собрания организационного комитета Богучарского райпотребсоюза от 15.10.1992, постановления Администрации Богучарского района Воронежской области от 19.01.1993 N 13, выписки из ЕГРЮЛ, сообщения Межрайонной ИФНС России N 6 по Воронежской области от 12.11.2008 N 04-02/09402 следует, что Богучарское райпо является правопреемником Богучарского райпотребсоюза по всем имущественным и земельным правам и обязательствам.
На основании постановления Администрации г.Богучара от 06.12.1993 N 115 "О разрешении строительства" площадь земельного участка, предоставленного Богучарскому райпотребсоюзу для строительства рынка была увеличена до 0,94 га и выдано свидетельство на право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком по пл.Малаховского, 7 площадью 0,94 га, что подтверждается также планом земельного участка с обозначением его границ.
Изложенным подтверждается, к Богучарскому райпо от Богучарского райпотребсоюза перешли все имущественные и земельные права и обязательства, в частности, права пользования земельным участком по пл.Малаховского, 7 площадью 0,94 га.
Кроме того, Богучарское Райпо на основании представленных свидетельств является собственником объектов недвижимости (здание мясоконтрольной станции, здание магазина "Виза", здание конторы рынка, здание павильона "Мясо"), расположенных по адресу: г.Богучар, площадь Малаховского, д.7, то есть на указанном земельном участке, однако, данный факт был проигнорирован Администрацией при рассмотрении заявления общества о выдаче разрешения.
Территория рынка Богучарского Райпо расположенная на расстоянии 110 - 125 м от уреза реки Богучарка, является благоустроенной - заасфальтирована, огорожена забором из железобетонных плит.
Статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон запрещаются:
1) использование сточных вод для удобрения почв;
2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;
3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;
4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие (часть 15 статьи 65 ВК РФ).
Частью 16 статьи 65 Водного кодекса РФ предусмотрено, что в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Документального подтверждения каких-либо нарушений требований изложенных норм в действиях Богучарского райпо Администрация городского поселения города Богучар ни в суд первой инстанции, ни на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представила.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия считает, что использование Богучарским Райпо спорного земельного участка для организации розничного рынка не противоречит требованиям законодательства, им представлены все установленные законом документы для возможности организации розничного рынка по адресу: г.Богучар, пл.Малаховского, д.7, и оснований для отказа у Администрации г.Богучар выдать Богучарскому Райпо указанное разрешение не законно и нарушает права и интересы Райпо на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, оспариваемые в рамках настоящего дела решение N 02-16/2684 и предписание N 02-16/2685 УФАС по Воронежской области от 11.12.2007 по делу N 107-15к соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают прав и законных Администрации городского поселения г.Богучар.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, действия (бездействия) могут быть признаны незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Согласно ч.4 ст.200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия), устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, в соответствии со ст.71 АПК РФ, суд пришел к обоснованному и правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Каких-либо доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, Администрацией городского поселения гоорода Богучара на момент рассмотрения апелляционной жалобы не приведено.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права.
Руководствуясь п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.06.2008 по делу N А14-1386/2008/64/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации городского поселения города Богучара - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
В.А. Сергуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-1386/2008/64/23
Заявитель: Администрация городского поселения г. Богучар
Ответчик: УФАС по Воронежской области
Третье лицо: Богучарское РАЙПО