Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 марта 2011 г. N 03АП-530/2011
г. Красноярск
17 марта 2011 г. |
Дело N А33-17593/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Демидовой Н.М.,
судей: Борисова Г.Н., Дунаевой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сызранцевой И.А.,
при участии представителей:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Красноярскому краю (заявителя, административного органа) - Лобановой Ю.М., на основании доверенности от 26.10.2010, служебного удостоверения,
общества с ограниченной ответственностью "Играйте с нами!" (лица, привлекаемого к административной ответственности) - Дубницкой В.В., на основании доверенности от 11.05.2010, паспорта,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Играйте с нами!"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 31 декабря 2010 года по делу N А33-17593/2010, принятое судьей Севастьяновой Е.В.,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 22 по Красноярскому краю (ОГРН 1042442640008, ИНН 2464070001) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Играйте с нами!" (ОГРН 1082468012813, ИНН 2466207124) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 31 декабря 2010 года заявление удовлетворено. Общество с ограниченной ответственностью "Играйте с нами!" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 50 000,00 рублей. Обществу с ограниченной ответственностью "Играйте с нами!" возвращено оборудование, изъятое по протоколу изъятия вещей и документов от 19.10.2010 N 58.
Не согласившись с данным решением, общество с ограниченной ответственностью "Играйте с нами!" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить в части привлечения общества к административной ответственности, производство по делу прекратить. Считает, что в действиях общества отсутствует событие вменяемого административного правонарушения. Ссылается на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт осуществления обществом с ограниченной ответственностью "Играйте с нами!" самостоятельной деятельности по организации азартных игр (наличие специального оборудования, выдача карточек от своего имени, расчет выигрыша, формирование "информационного листа"). Организатором азартной игры является общество с ограниченной ответственностью "РОСБЕТ", осуществляющее деятельность на основании лицензии от 11.08.2009. Общество с ограниченной ответственностью "Играйте с нами!" (являясь агентом по агентскому договору) не осуществляет от своего имени прием ставок, не принимает на себя иных обязательств по организации и (или) заключению пари, не взимает платы за их проведение и не извлекает доход от такой деятельности.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 22 по Красноярскому краю считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Считает, что общество с ограниченной ответственностью "Играйте с нами!" обосновано привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состав вменяемого правонарушения (осуществление предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерской конторе без соответствующей лицензии) доказан.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Играйте с нами!" поддержал требования апелляционной жалобы, сослался на изложенные в ней доводы.
Представитель административного органа в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признал, сослался на доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил суд апелляционной инстанции оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривалась в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "Играйте с нами!" зарегистрировано в качестве юридического лица 17.03.2008 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю за основным государственным регистрационным номером 1082468012813.
На основании письма прокуратуры Свердловского района г. Красноярска от 13.10.2010 N 1-189в-2010 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 22 по Красноярскому краю проведена проверка деятельности общества с ограниченной ответственностью "Играйте с нами!" по соблюдению лицензионного законодательства и выполнению требований Федерального закона от 29.12.2006 N 224-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
В ходе проведения проверки установлено, что 19.10.2010 в 17 час. 41 мин. в букмекерской конторе, расположенной по адресу: г. Красноярск, пр. Красноярский рабочий, 187, принадлежащей на праве аренды обществу с ограниченной ответственностью "Играйте с нами!", участником азартной игры Малеевым Романом Александровичем оплачена ставка в сумме 100,00 рублей за спортивное событие - теннис 1996 Баутиста-Освальд (Live*) на исход матча победа второго, стартовая котировка (коэффициент) 11.00. Кассир Приходько Н.Е. ставку приняла в сумме 100,00 рублей от участника азартной игры Малеева Р.А., в подтверждение чего в 17 час. 41 мин. выдала карточку N 7300605/0. Указанная ставка принята кассиром при заключении пари, то есть соглашения, основанного на риске об исходе указанного спортивного события.
В ходе осмотра помещения букмекерской конторы, расположенной по адресу: г. Красноярск, пр. Красноярский рабочий, 187, установлено наличие в помещениях, предназначенных для посетителей букмекерской конторы, 3 мониторов, по одному из которых транслируются спортивные события, по двум другим показываются сведения о текущих спортивных событиях, линии спортивных ставок с указанием коэффициентов на разные исходы матчей. На стенах размещены рекламные баннеры с изображением спортсменов, на столе имеются линии спортивных событий с предполагаемыми организатором азартной игры правилами и условиями приема ставок. Перед входом в букмекерскую контору на стенах размещены рекламные плакаты со спортивной тематикой. В помещении букмекерской конторы на барной стойке имеется рекламный буклет с адресами подразделений и названием букмекерской конторы "Играйте с нами!", а также с предложением сделать ставки в данной букмекерской конторе. Для удобства просмотра спортивных событий размещены диваны и столы (протокол осмотра от 19.10.2010 N 2.18-32/58).
В ходе проведения проверки административным органом составлен протокол изъятия вещей и документов от 19.10.2010 N 58, в соответствии с которым изъяты следующие вещи и документы: монитор Benq серийный номер 9700412027, в количестве 1 шт.; монитор Samsung, серийный номер my24 hvzq 800928L, в количестве 1 шт.; рекламный буклет с надписью "Букмекерская контора "Играйте с нами!", ставки на спорт в режиме Online, в количестве 1 шт.; линии спортивных ставок на 19.10.2010, в количестве 13 листов.
Указанные обстоятельства расценены административным органом в качестве осуществления обществом с ограниченной ответственностью "Играйте с нами!" предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах без соответствующей лицензии.
16.11.2010 административным органом (в присутствии законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, - директора Пахомова В.С.) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Играйте с нами!" составлен протокол об административном правонарушении N 106, по факту совершения правонарушения ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При составлении протокола об административном правонарушении директор общества "Играйте с нами!" Пахомов В.С. представил в копиях следующие документы: Устав общества с ограниченной ответственностью "Играйте с нами!"; агентский договор от 04.09.2009 N 0608, заключенный с обществом с ограниченной ответственностью "РОСБЕТ"; лицензию от 11.08.2009 N 8 на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, выданную обществу с ограниченной ответственностью "РОСБЕТ"; протокол общего собрания общества с ограниченной ответственностью "Играйте с нами!" от 03.03.2010 N 1, свидетельство о государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "Играйте с нами!", свидетельство о постановке на налоговый учет общества с ограниченной ответственностью "Играйте с нами!". Лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах обществом с ограниченной ответственностью "Играйте с нами!" не представлена.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Красноярскому краю в Арбитражный суд Красноярского края, в соответствии с частью 3 статьи 23.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для наложения на лицо, привлекаемое к административной ответственности, санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
По смыслу статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом, согласно части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
В соответствии с частями 5, 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности. При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридическою лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), в виде административного штрафа для юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без специальной лицензии (разрешения), если такое разрешение обязательно.
В силу статьи 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128 "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю; лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 7 указанного Федерального закона на каждый вид деятельности, указанный в пункте 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, предоставляется лицензия. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
В силу пункта 104 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128 "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации, ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан, установлены Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Согласно статье 4 указанного Федерального закона под азартной игрой понимается основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры; под ставкой понимается - денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры или другому участнику азартной игры и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными организатором азартной игры; организатором азартной игры является юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр; под деятельностью по организации и проведению азартных игр понимается деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры; под лицензией на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах понимается документ, выдаваемый в соответствии с настоящим Федеральным законом и предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон, с обязательным указанием в приложении к нему количества и места нахождения филиалов или иных мест осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах; букмекерской конторой является игорное заведение или часть игорного заведения, в которых организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр; тотализатор - игорное заведение или часть игорного заведения, в которых организатор азартных игр организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр.
В силу частей 1 и 4 статьи 5 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" организаторами азартных игр могут выступать исключительно юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 14 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах может быть организована вне игорных зон в порядке, установленном настоящей главой. Букмекерские конторы и тотализаторы (за исключением открываемых в игорных зонах) могут быть открыты исключительно на основании лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, порядок выдачи которых определяется Правительством Российской Федерации.
Из содержания изложенных норм права следует, что деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах может осуществляться исключительно на основании лицензии.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод, изложенный в апелляционной жалобе, об отсутствии в действиях общества с ограниченной ответственностью "Играйте с нами!" события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт осуществления деятельности по приему ставок (в частности, ставки за спортивное событие - теннис 1996 Баутиста-Освальд (Live*) в принадлежащем обществу с ограниченной ответственностью "Играйте с нами!" помещении подтверждается материалами дела.
Представленные в материалы дела: копия агентского договора от 04.09.2009 N 0608, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью "РОСБЕТ" (Букмекер) и обществом с ограниченной ответственностью "Играйте с нами!" (Агент), копия лицензии от 11.08.2009 N 8, выданная обществу с ограниченной ответственностью "РОСБЕТ" на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, не свидетельствуют об ином характере деятельности общества с ограниченной ответственностью "Играйте с нами!".
Передача лицензиатом прав по лицензии иному лицу действующим законодательством не предусмотрена, так как в данном случае хозяйствующие субъекты, заключая гражданско-правовые договоры с лицензиатами, получали бы возможность осуществлять лицензируемые виды деятельности без лицензии.
Согласно статье 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала (абзацы 1, 3 части 1).
При этом в силу части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
По смыслу приведенных норм агент не может осуществлять от своего имени действия, влекущие возникновение у принципала прав и обязанностей, не вытекающих из гражданско-правовых отношений (основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников). Общественные отношения, связанные с лицензированием деятельности хозяйствующих субъектов, не основаны на равенстве сторон, регламентируются специальным (административным) законодательством.
В соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 16 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, частью 2 настоящей статьи, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
Для соответствующих лицензиатов срок действия выданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и действующих на день вступления в силу настоящего Федерального закона лицензий на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений продлевается до 30 июня 2009 года вне зависимости от срока, указанного в имеющихся у таких лицензиатов лицензиях.
Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона выдача новых лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари прекращается, за исключением выдаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
С учетом изложенного, с 01.07.2009 лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах обязано иметь соответствующую лицензию. Возможность осуществления указанной деятельности на основании каких-либо гражданско-правовых договоров, в том числе, агентских и субагентских, законом не предусмотрена.
В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" организация и проведение азартных игр могут осуществляться исключительно работниками организатора азартных игр.
Деятельность общества с ограниченной ответственностью "Играйте с нами!" не может расцениваться также в качестве деятельности филиала общества с ограниченной ответственностью "РОСБЕТ". В лицензии от 11.08.2009 N 8, выданной обществу с ограниченной ответственностью "РОСБЕТ" на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах по адресам: г. Иваново, ул. Почтовая, д. 3 и г. Смоленск, ул. Шевченко, д. 65, отсутствует разрешение на осуществление лицензируемого вида деятельности на территории Красноярского края, в том числе, по адресу г. Красноярск, пр. Красноярский рабочий, 187. Поэтому работа филиала по адресу, не указанному в лицензии являлась бы нарушением пункта 9 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Из содержания статей 4, 5, 7, 14 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", статей 2, 7, 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" следует, что деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах может осуществляться исключительно на основании лицензии, лицензия не может быть передана иному лицу.
Таким образом, действия (бездействие) общества с ограниченной ответственностью "Играйте с нами!" образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В пункте 16.1 Постановления от 20.11.2008 N 60 Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Общество с ограниченной ответственностью "Играйте с нами!" не представило ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции достаточных пояснений и доказательств, подтверждающих надлежащее принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства. При таких обстоятельствах вина общества с ограниченной ответственностью "Играйте с нами!" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является установленной.
На основании изложенного, действия общества с ограниченной ответственностью "Играйте с нами!" образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, частями 2, 3 и 4 статьи 14.1 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
Частью 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
Согласно пункту 2 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2007 N 451, лицензирование деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах осуществляется Федеральной налоговой службой.
Перечнем должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 02.08.2005 N САЭ-3-06/354@, установлено, что протоколы об административных правонарушениях в инспекциях Федеральной налоговой службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонного уровня вправе составлять, в том числе главный государственный налоговый инспектор.
Следовательно, протокол об административном правонарушении от 16.11.2010 N 106 составлен уполномоченным должностным лицом - главным государственным налоговым инспектором отдела оперативного контроля Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 22 по Красноярскому краю, в пределах компетенции.
Административным органом соблюдена процедура составления протокола об административном правонарушении от 16.11.2010 N 106, предусмотренная статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Протокол об административном правонарушении от 16.11.2010 N 106 составлен в присутствии законного представителя юридического лица - директора общества с ограниченной ответственностью "Играйте с нами!" Пахомова В.С. (протокол общего собрания ООО "Играйте с нами!" от 03.03.2010 N 1).
На момент вынесения решения о привлечении к административной ответственности не истек срок давности привлечения, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Судом первой инстанции исследованы и учтены все обстоятельства дела. Размер административного штрафа, соответствующий совершенному обществом правонарушению, правомерно определен судом первой инстанции в размере 50 000,00 рублей (с учетом наличия обстоятельств, отягчающих административную ответственность (совершение однородного правонарушения), и не применением дополнительного наказания в виде конфискации предметов административного правонарушения).
Таким образом, решение суда первой инстанции о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Играйте с нами!" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено. В соответствии со статьей 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда Красноярского края от 31 декабря 2010 года подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью "Играйте с нами!" - без удовлетворения.
В силу части 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В данном случае судебные расходы по уплате государственной пошлины не подлежат распределению, поскольку по делам о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не взимается, в том числе, при рассмотрении дела в вышестоящей судебной инстанции. Как было указано в пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в настоящее время федеральным законом не предусмотрено взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 31 декабря 2010 года по делу N А33-17593/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий: судья |
Н.М. Демидова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-325/2009
Заявитель: ООО "Арт-Девелопмент-С"
Ответчик: УФРС по Липецкой области