14 июля 2009 г. |
Дело N А14-674/2009/26/14 |
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2009 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шеина А.Е.,
судей Колянчиковой Л.А.,
Яковлева А.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Анохиной К.Г.,
при участии:
от Муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж: Потапова С.В. - главный специалист, доверенность N 1161-ФКУ от 05.11.2008г., удостоверение АБ N 146 от 16.10.2008; Дорохова К.А. - главный специалист отдела правовой работы, доверенность N 1349-ФКУ от 19.12.2008, удостоверение серии АВ N 928 от 24.12.2008;
от ОАО "Территориальная генерирующая компания N 4" в лице филиала - "Воронежская региональная генерация": Ломова Т.В. - ведущий юрисконсульт, доверенность N 36-02/189905 от 02.03.2009;
от ТСЖ "Добрые соседи"- представитель не явился, надлежаще извещено;
от МУП "Муниципальный информационно-вычислительный центр" - представитель не явился, надлежаще извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.04.2009 по делу N А14-674/2009/26/14 (судья Пименова Т.В.) по иску Открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 4" в лице филиала - "Воронежская региональная генерация" к Муниципальному образованию городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж, при участии третьих лиц: Муниципального унитарного предприятия "Муниципальный информационно-вычислительный центр", Товарищества собственников жилья "Добрые соседи", о взыскании 12 000 рублей убытков в виде невозмещенной межтарифной разницы,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 4" в лице филиала - "Воронежская региональная генерация" (далее - ОАО "ТГК-4", истец) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением (с учетом уточнений) к Муниципальному образованию городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж (далее - ответчик) о взыскании 88 824 руб. 97 коп. убытков, возникших в связи с невозмещением межтарифной разницы за поставленную ТСЖ "Добрые соседи" в июне-октябре 2008 года тепловую энергию.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 07.04.2009 по делу N А14-674/2009/26/14 исковые требования ОАО "ТГК-4" удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в жалобе, и принять по делу новый судебный акт.
При этом заявитель апелляционной жалобы указывает, что в соответствии с ч. 4 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом. Установление тарифов на тепловую энергию, согласно положениям ФЗ от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" и в соответствии с нормами ФЗ от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации" не относится к компетенции органов местного самоуправления. При расчете с истцом ТСЖ "Добрые соседи" неправомерно применяло тариф на тепловую энергию, установленный для населения постановлением Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 N 427 "О тарифах на тепловую энергию для расчета размера платы граждан за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение", поскольку данный акт принят с превышением полномочий, установленных для исполнительного органа местного самоуправления. Для осуществления расчетов с поставщиком тепловой энергии подлежит применению тариф, установленный ГУТ Воронежской области, в связи с чем, требование истца о взыскании убытков является неправомерным.
ОАО "ТГК-4" против доводов апелляционной жалобы возражает по основаниям, изложенным в отзыве, считает обжалуемое решение законным и обоснованным, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
При этом ОАО "ТГК-4" указывает, что истец не является исполнителем коммунальных услуг. В спорный период действовало постановление Муниципального совета г. Воронеж от 23.12.1997 N 199-II "Об утверждении новой редакции единого платежного документа для оплаты за жилищно-коммунальный услуги" и Решение Воронежской городской думы от 28.05.2008 N 147-II, согласно которым функции единого расчетного центра по оплате жилищно-коммунальных услуг были возложены на МУП "Муниципальный информационно-вычислительный центр" (далее - МУП "МИВЦ"). Для расчета платежей граждан в спорный период МУП "МИВЦ" применяло тарифы для населения, установленные постановлением Главы городского округа город Воронеж "О тарифах на тепловую энергию для расчета размера платы граждан за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение" от 07.03.2008 N 427. Убытки у истца, являющегося энергоснабжающей организацией, возникли из-за разницы между стоимостью фактически отпущенной в адрес ТСЖ "Добрые соседи" тепловой энергией и суммой, предъявленной для оплаты населению по установленным органом местного самоуправления тарифам, применяемым для расчета оплаты населением стоимости тепловой энергии.
Согласно письму б/н от 07.07.2008 МУП "МИВЦ" пояснило, что для расчета размера платы граждан за отопление в спорный период (июнь-октябрь 2008 года) применялся тариф на тепловую энергию, установленный постановлением Главы городского округа город Воронеж N 427 от 07.03.2008 "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение". Также МУП "МИВЦ" ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
ТСЖ "Добрые соседи" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривалось в отсутствие представителей ТСЖ "Добрые соседи" и МУП "МИВЦ", не явившихся в судебное заседание, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу, письменные пояснения, заслушав представителей истца и ответчика, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 01.06.2008 между ОАО "ТГК-4" (энергоснабжающая организация) и ТСЖ "Добрые соседи" (абонент) был заключен договор N 3589 на снабжение тепловой энергией в горячей воде.
В соответствии с пунктами 1.1., 1.2. договора, энергоснабжающая организация подает до границы балансовой принадлежности через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде, теплоноситель для нужд отопления и горячую воду, а абонент принимает (потребляет) и своевременно оплачивает в полном объеме полученную тепловую энергию, горячую воду, и теплоноситель в случае обнаружения утечки сетевой воды, оформленную актом.
Пунктом 3.1. договора установлено, что расчеты за принятую тепловую энергию и горячую воду осуществляются абонентом (ТСЖ "Добрые соседи") по тарифам, утвержденным Главным управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области.
Из пунктов 3.3.1., 3.3.2. договора следует, что источниками оплаты потребленной тепловой энергии и горячей воды являются:
- платежи населения, перечисляемые энергоснабжающей организации на основании тарифов, утвержденных постановлением Главы городского округа г. Воронеж, при этом возмещение затрат по выпадающим доходам и льготам, предоставляемым населению, производится за счет средств соответствующего бюджета;
- возмещение Муниципальным образованием городской округ г. Воронеж из средств местного бюджета межтарифной разницы (разница между полной стоимостью фактически отпущенной тепловой энергии и платежами населения).
Из материалов дела следует, что во исполнение договорных обязательств ОАО "ТГК-4" за спорный период (июнь-октябрь 2008 года) поставило ТСЖ "Добрые соседи" тепловой энергии в горячей воде в количестве 3 233,34 м3 и 23,89 Гкал на сумму 198 156,02 руб.
За принятую тепловую энергию была произведена оплата на общую сумму 109 331,05 руб. - за счет платежей населения (89 158,87 руб.) и возмещения соответствующих льгот, предоставляемых населению (20 172,18 руб.).
Разница между фактической стоимостью отпущенной тепловой энергии, рассчитанной по тарифу, установленному для истца ГУТ Воронежской области и суммой, начисленной МУП "МИВЦ" к оплате населению ТСЖ "Добрые соседи", по тарифам, установленным постановлением Главы городского округа город Воронеж N 427 от 07.03.2008, составила за спорный период 88 824,97 рублей.
Размер указанной межтарифной разницы Муниципальным образованием городской округ город Воронеж в лице ФКУ Администрации городского округа город Воронеж возмещен не был.
Учитывая, что размер разницы между фактической стоимостью отпущенной тепловой энергии, рассчитанной по тарифу, установленному для истца ГУТ Воронежской области и суммой, начисленной МУП "МИВЦ" к оплате населению ТСЖ "Добрые соседи", по тарифам, установленным постановлением Главы городского округа город Воронеж N 427 от 07.03.2008 является убытками энергоснабжающей организации, подлежащими возмещению из муниципального бюджета, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми в настоящем деле исковыми требованиями.
По мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные ОАО "ТГК-4" требования ввиду следующего.
В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Решениями ГУТ Воронежской области N 30/1 от 15.11.2007 и N 31/9 от 21.11.2007 для ОАО "ТГК-4" при расчете с товариществами собственников жилья установлен тариф в размере 47,64 рублей за 1 м3 и 581,52 рублей за 1Гкал.
В соответствии с постановлением Муниципального совета г. Воронеж от 23.12.1997 N 199-II "Об утверждении новой редакции единого платежного документа для оплаты за жилищно-коммунальный услуги" и Решением Воронежской городской думы от 28.05.2008 N 147-II в спорный период функции единого расчетного центра по оплате жилищно-коммунальных услуг были возложены на МУП "МИВЦ".
Постановлением Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 N 427 "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение" установлен тариф на тепловую энергию для расчета размера платы граждан за отопление в размере 686,19 рублей за 1Гкал и 42,76 рублей за 1 м3 горячей воды.
Предъявляемая населению ТСЖ "Добрые соседи" стоимость потребленной тепловой энергии и горячей воды производилась МУП "МИВЦ" с учетом тарифов для населения, установленных постановлением Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 N 427.
19.12.2008 решением суда Центрального района города Воронежа, вступившим в законную силу, постановление Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 N 427 "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение" признано недействующим со дня его принятия.
В своем решении суд указал, что согласно п.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с п.15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию (за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования.
Закон субъекта о передаче полномочий по установлению тарифов органам местного самоуправления принят не был.
Во исполнение решения суда Центрального района города Воронежа от 19.12.2008 постановлением Главы городского округа город Воронеж от 19.01.2009 N 18 постановление Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 N 427 "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение" признано недействующим.
27.01.2009 решение суда Центрального района г. Воронежа от 19.12.2008 и постановление Главы городского округа город Воронеж от 19.01.2009 N 18 были опубликованы в газете "Берег".
Таким образом, в спорный период (июнь-октябрь 2008 года) МУП "МИВЦ", руководствуясь постановлением Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 N 427 "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение" осуществляло централизованное начисление населению стоимости потребленной тепловой энергии для целей отопления и горячей воды исходя из тарифов на тепловую энергию 686,19 рублей за 1Гкал и 42,76 рублей за 1 м3 горячей воды, а не согласно тарифам, установленным решениями ГУТ Воронежской области N 30/1 от 15.11.2007 и N 31/9 от 21.11.2007 для ОАО "ТГК-4" при расчете с товариществами собственников жилья в размере 47,64 рублей за 1 м3 и 581,52 рублей за 1Гкал.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Из смысла указанных правовых норм следует, что общие условия возникновения обязательства из причинения вреда включают в себя помимо факта неправомерного действия одного лица и наличия вреда у другого лица как следствия неправомерного действия в качестве необходимого основания также вину причинителя вреда и причинную связь между неправомерными действиями и наступившим вредом.
Таким образом, поскольку вступившим в законную силу решением суда Центрального района города Воронежа от 19.12.2008, имеющим преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора, признаны неправомерными действия исполнительного органа муниципального образования городской округ город Воронеж по установлению для граждан тарифов постановлением Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 N 427 "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение", суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу ОАО "ТГК-4" убытков, причиненных незаконными действиями органа местного самоуправления по установлению тарифов для населения.
Довод Муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж о необходимости применения ТСЖ "Добрые соседи" при расчетах с истцом тарифов, установленных для поставщика ГУТ Воронежской области, суд апелляционной инстанции отклоняет.
В спорный период, до вступления в законную силу решения суда Центрального района города Воронежа, постановление Главы городского округа город Воронеж от 07.03.2008 N 427 "О тарифах на тепловую энергию для расчета платы за отопление и тарифах на горячую воду для расчета размера платы граждан за горячее водоснабжение" являлось действующим, и, соответственно, подлежащим применению.
Материалами дела установлено, что сторонами по делу фактически учитывались установленные муниципальным органом тарифы при расчете сумм, предъявляемых населению.
Население оплачивало потребленную энергию по указанным тарифам.
О применении тарифов для населения заявителем апелляционной жалобы свидетельствует возмещение им, на момент рассмотрения апелляционной жалобы, за счет средств муниципальной казны убытков, понесенных энергоснабжающей организацией, в связи с невозмещением межтарифной разницы за поставленную ТСЖ "Добрые соседи" тепловую энергию.
При указанных обстоятельствах, по мнению суда апелляционной инстанции, законных оснований для отмены решения суда первой инстанции, не имеется.
Учитывая, что на момент рассмотрения апелляционной жалобы, ответчик исполнил решение суда, добровольно возместив понесенные истцом убытки, возникшие в связи с невозмещением межтарифной разницы за поставленную ТСЖ "Добрые соседи" тепловую энергию, исполнительный лист по данному делу выдаче не подлежит.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.04.2009 по делу N А14-674/2009/26/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
Председательствующий судья |
А.Е. Шеин |
Судьи |
Л.А. Колянчикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-674/2009/26/14
Истец: ОАО "ТГК N4"
Ответчик: МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ администрация городского округа город Воронеж
Заинтересованное лицо: Управление ЖКХ администрации г. Воронеж
Третье лицо: ТСЖ "Добрые соседи", МУП "МИВЦ"
Хронология рассмотрения дела:
14.07.2009 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2689/09