02 июня 2009 г. |
Дело N А64-6882/2008 |
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 июня 2009 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи - Михайловой Т.Л.,
судей - Скрынникова В.А.,
Свиридовой С.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фефеловой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Тамбовской области на решение арбитражного суда Тамбовской области от 04.03.2009 г. по делу N А64-6881/2008 (судья Тишин А.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сосновка-АГРО-Инвест" к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Тамбовской области о признании недействительным решения N 1812 от 15.10.2008 г.,
при участии в судебном заседании:
от налогового органа: Трякиной Е.В., главного специалиста-эксперта по доверенности N 03-02/04570 от 23.06.2008 г.; Бородиной О.Н., специалиста 1 разряда по доверенности N 03-15/02078 от 10.03.2009 г.,
от страхователя: Фирсовой Е.В., представителя по доверенности б/н от 18.08.2008 г.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сосновка-АГРО-Инвест" (далее - общество, страхователь) обратилось в арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании недействительным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Тамбовской области от 15.10.2008 г. N 1812 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за полугодие 2008 г. и пеней за их несвоевременную уплату.
Решением арбитражного суда Тамбовской области от 04.03.2009 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Налоговый орган, не согласившись с состоявшимся судебным актом, обратился с апелляционной жалобой на него, в которой ставит вопрос об отмене решения арбитражного суда Тамбовской области от 04.03.2009 г. как принятого с нарушением норм материального права и без учета фактических обстоятельств дела.
В обоснование апелляционной жалобы инспекция со ссылкой на положения статьи 241 Налогового кодекса и статьи 22 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также исходя из критериев, установленных пунктом 2 статьи 346.2 Налогового кодекса, указывает на то, что налогоплательщики могут применять пониженную ставку единого социального налога и тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в тех случаях, когда доля от реализации сельскохозяйственной продукции составит по истечении каждого календарного месяца не менее 70 процентов нарастающим итогом с начала года. До достижения названного критерия налогоплательщики обязаны исчислять единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по ставкам, установленным в абзаце 1 пункта 1 статьи 241 Налогового кодекса и пункте 1 статьи 22 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
На этом основании налоговый орган, учитывая, что за полугодие 2008 г. у общества "Сосновка-АГРО-Инвест" доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции в общем объеме от реализации составила 46,3 процентов, пришел к выводу, что обществом подлежали исчислению страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по правилам абзаца 1 пункта 2 статьи 22 Закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Поэтому применение страхователем пониженных ставок, по мнению инспекции, привело к занижению страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за полугодие 2008 г. на сумму 206 249 руб.
При этом, налоговый орган не согласен с выводом суда о том, что понятие "сельскохозяйственный товаропроизводитель" определяется исходя из критериев, установленных в пункте 2 статьи 346.2 Кодекса и полагает, что данной статьей определены лишь критерии, по которым сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, а не критерии отнесения налогоплательщика к сельскохозяйственным товаропроизводителям, позволяющие ему применить пониженную ставку страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Представитель общества "Сосновка-АГРО-Инвест" возражает против доводов апелляционной жалобы, считает обжалуемое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, заслушав пояснения представителей инспекции и страхователя, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, 11.07.2008 г. обществом с ограниченной ответственностью "Сосновка-АГРО-Инвест" в межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 7 по Тамбовской области был представлен расчет по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за полугодие 2008 г.
По результатам проверки расчета налоговым органом составлен акт камеральной налоговой проверки N 2380/1639 от 12.09.2008 г. и вынесено решение N 1812 от 15.10.2008 г. "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", согласно которому было отказано в привлечении общества с ограниченной ответственностью "Сосновка-АГРО-Инвест" к налоговой ответственности. В то же время, данным решением обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 206 249 руб. и пени в сумме 170 руб. 62 коп., а также внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Основанием для доначисления указанной суммы страховых взносов послужил вывод инспекции о неправомерном применении обществом пониженного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для сельскохозяйственных производителей в расчете по авансовым платежам за полугодие 2008 г., в результате чего, по мнению инспекции, обществом были занижены авансовые платежи по страховым взносам, подлежащие уплате за апрель, май, июнь 2008 г.
Решение инспекции N 1812 в части, касающейся доначисления авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пене за их несвоевременное перечисление, было обжаловано обществом в управление Федеральной налоговой службы по Тамбовской области (далее - управление), решением которого от 20.11.2008 г. N 22-26/82 жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением инспекции N 1812 от 15.10.2008 г. "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в оспариваемой части, общество "Сосновка-АГРО-Инвест" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Рассматривая возникший спор, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса общество является плательщиком единого социального налога, а в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании" (далее - Закон N 167-ФЗ) также является страхователем по обязательному пенсионному страхованию как лицо, производящее выплаты физическим лицам.
В силу пункта 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ общество как страхователь обязано своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Пунктом 2 статьи 10 Закона N 167-ФЗ установлено, что объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации "Единый социальный налог".
Объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков - организаций, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам (пункт 1 статьи 236 Налогового кодекса).
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 22 Закона N 167-ФЗ для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, предусмотрены льготные тарифы страховых взносов. Пониженные ставки по единому социальному налогу установлены для таких лиц абзацем 2 пункта 1 статьи 241 Налогового кодекса.
Однако ни положениями Закона N 167-ФЗ, ни положениями главы 24 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено понятие "сельскохозяйственный товаропроизводитель".
Вместе с тем, с внесением Федеральным законом от 24.07.2007 г. N 216-ФЗ изменений в часть вторую Налогового кодекса, пункт 1 статьи 241 Кодекса, предусматривающий льготные налоговые ставки, в частности, для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, дополнен словами "отвечающих критериям, указанным в пункте 2 статьи 346.2 настоящего Кодекса". Следовательно, с 01.01.2008 г. норма пункта 1 статьи 241 Кодекса носит отсылочный характер.
В силу пункта 2 статьи 346.2 Налогового кодекса сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации", у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов.
То есть, в спорный период понятие "сельскохозяйственный товаропроизводитель" было установлено Налоговым кодексом. Следовательно, суд первой инстанции при рассмотрении данного дела правомерно применил понятие "сельскохозяйственный товаропроизводитель" в том значении, в каком оно используется в пункте 2 статьи 346.2 Налогового кодекса.
Таким образом, к сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся юридические лица, основными видами экономической деятельности которых являются сельское хозяйство, занимающиеся производством, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции и имеющие долю доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов.
Согласно уставу общества "Сосновка-АГРО-Инвест", основными видами его деятельности являются, в частности, производство сельскохозяйственной продукции и предоставление услуг в области растениеводства и животноводства; оптовая торговля зерном, семенами и кормами для сельскохозяйственных животных, мясом, молочными продуктами, живыми животными; транспортная обработка грузов; хранение и складирование зерна; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, в том числе, покупка и продажа земельных участков, аренда транспортных средств и оборудования, аренда сельскохозяйственных машин и оборудования; и иные виды деятельности.
Из имеющихся в деле бухгалтерских документов за 2007 г. следует, что доля от реализации обществом сельскохозяйственной продукции в 2007 г., то есть в предшествующем календарном году, составила 71,5 процентов, в связи с чем обществом в этом периоде использовались льготные ставки налогообложения единым социальным налогом.
В 2008 г. (в том числе и в первом полугодии 2008 г., являющемся спорным периодом) общество также осуществляло производство и реализацию сельскохозяйственной продукции, оказывало иные услуги по проведению сельскохозяйственных работ, что установлено материалами дела и не оспаривается налоговым органом.
Из представленных в материалы дела отчета об отраслевых показателях деятельности организаций агропромышленного комплекса за 2008 г. и выполненного на основании данных этого отчета расчета "определение статуса сельхозпроизводитель" усматривается, что в 2008 г. доход общества от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции составил 119 147 443 руб., а общий доход от реализации товаров, работ, услуг - 167 729 771 руб., то есть, доля дохода, полученного обществом от реализации сельскохозяйственной продукции в 2008 г., составила 71,04 процента.
Следовательно, в 2008 г. в целом, а также в первом полугодии 2008 г. общество продолжало соответствовать понятию "сельскохозяйственный производитель", содержащемуся в пункте 2 статьи 346.2 Кодекса.
Основываясь на изложенном, суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда области о том, что в рассматриваемой ситуации страхователем соблюдены все условия применения льготного тарифа по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, следовательно, им правомерно применен льготный тариф страховых взносов за полугодие 2008 г. и не допущено занижения страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Довод налогового органа о том, что долю дохода от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства в общем объеме дохода следует определять каждый месяц, и, поскольку в первом полугодии 2008 г. процентное соотношение общего размера дохода общества и дохода от реализации сельскохозяйственной продукции не превысило 70 процентов (из отчетных данных общества следует, что доход от реализации сельскохозяйственной продукции в первом полугодии 2008 г. составил 46,3 процентов), общество до достижения указанного процентного соотношения не имело право применять льготные ставки страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, правомерно отвергнут судом области.
Налоговая ставка, в силу статьи 17 Налогового кодекса, является элементом налогообложения, исходя из которого налогоплательщик исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, а в случаях, установленных законом, - отчетный период.
Согласно статье 240 Кодекса налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год, а отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 241 Налогового кодекса единый социальный налог исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
При этом сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (пункт 2 статьи 241 Кодекса).
В силу пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса в течение налогового (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании" расчетным периодом для уплаты страховых взносов является календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. Ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.
Пунктом 2 статьи 24 названного Закона установлено, что ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 настоящего Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей. Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Поскольку статьями 240, 243 Налогового кодекса, статьями 22, 23, 24 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании" не предусмотрена обязанность налогоплательщика применять различные налоговые ставки внутри отчетного периода, то суд области обоснованно признал несостоятельным довод налоговой инспекции о том, что общество должно применять налоговые ставки и тариф страховых взносов помесячно, в зависимости от того, какую долю от общей суммы реализованной продукции составила сумма реализации сельхозпродукции.
При установленных обстоятельствах у налогового органа отсутствовали основания для доначисления обществу страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 206 249 руб.
Согласно статье 26 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании" исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная этой статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными данным Законом сроки. Пени за несвоевременную уплату страховых взносов начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты.
Таким образом, по смыслу пункта 2 статьи 26 Закона N 167-ФЗ пени подлежат уплате страхователем только в случае образования у него недоимки, то есть не уплаченной в установленный законом срок суммы страховых взносов. Соответственно, при отсутствии задолженности по уплате страховых взносов, пени взысканию не подлежат.
Исходя из отсутствия у общества "Сосновка-АГРО-Инвест" недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 1 полугодие 2008 г. и учитывая дополнительный характер пени как меры, обеспечивающей уплату страховых взносов, суд апелляционной инстанции считает, что у налогового органа отсутствовали основания для начисления и взыскания спорной суммы пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 170 руб. 62 коп. на сумму недоимки 206 249 руб., так как у страхователя отсутствовала такая недоимка в данном периоде.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права.
Доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу, им дана правильная юридическая оценка, следовательно, они не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда, принятого в соответствии с нормами материального права.
Иных убедительных доводов, позволяющих отменить обжалуемое решение, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, решение арбитражного суда Тамбовской области отмене не подлежит.
Учитывая результат рассмотрения дела, и руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд в качестве истца и ответчика, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 16, 17, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Тамбовской области от 04.03.2009 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Тамбовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья: |
Т.Л. Михайлова |
Судьи |
В.А. Скрынников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-6882/08-27
Заявитель: ООО "Сосновка-АГРО-Инвест"
Ответчик: МРИ ФНС РФ N7