25 апреля 2008 г. |
N А36-3662/2007 |
г.Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 24.04.08 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 25.04.08 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергуткиной В.А.,
судей: Миронцевой Н.Д.,
Михайловой Т.Л.
при ведении протокола судебного заседания Астаповым С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью фирмы "АСЕАНН" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 27.02.2008 года по делу N А36-3662/2007 (судья - Захарова Е.И.) по заявлению Общества с ограниченной ответственностью фирма "АСЕАНН" к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Липецкой области, Администрации г.Липецка о признании действий Управления Роснедвижимости по Липецкой области по внесению в кадастровый план записи о разрешенном использовании земельного участка, расположенного по адресу г.Липецк , ул.Циолковского,22/2, "для гаражей" незаконными и обязании Управления Роснедвижимости устранить допущенные нарушения, изменив запись в кадастровом плане земельного участка, расположенного по адресу г.Липецк, ул.Циолковского,22/2 "для гаражей" на запись "промышленные и коммунально-складские предприятия"
при участии:
от ООО фирма "АСЕАНН" : Абрамов А.Н., генеральный директор.
от УФАКОН по Липецкой области : не явились, извещены надлежащим образом .
от Администрации г.Липецка: не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью фирма "АСЕАНН" (далее - ООО "АСЕАНН", Общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с требованием к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Липецкой области (далее- Управление Роснедвижимости по Липецкой области), Администрации г.Липецка (далее -Администрация г.Липецка, Администрация) о признании действий по внесению Управлением Роснедвижимости по Липецкой области 10.12.2007 г. в кадастровый план записи о разрешенном использовании земельного участка, расположенного по адресу г.Липецк, ул.Циолковского,22/2, "для гаражей" незаконными и обязании Управления Роснедвижимости устранить допущенные нарушения, изменив запись в кадастровом плане земельного участка, расположенного по адресу г.Липецк, ул.Циолковского,22/2, "для гаражей" на запись "промышленные и коммунально-складские предприятия" ( с учетом принятых в порядке ст.49 АПК РФ уточнений ).
Решением суда от 27.02.2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество с ограниченной ответственностью фирма "АСЕАН" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене принятого решения, ссылаясь на несоответствие выводов , изложенных в решении , обстоятельствам дела.
Представители Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Липецкой области, Администрации г.Липецка в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В порядке ст.ст.156,266 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 24.04.2008 г.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение заявителя, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены обжалуемого акта и удовлетворении требований заявителя.
Из материалов дела видно, что постановлением главы администрации города Липецка N 355 от 06.04.1993 г. государственному предприятию "Автобаза", расположенному по адресу: г.Липецк, проезд Потапова, 1а, был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 1,2092 га для промышленного использования (п. 16 Приложения к постановлению N 355 от 06.04.1993г.), которому в последующем был присвоен кадастровый номер 48:20:04 53 06:0003 .
16.11.2002 года между Закрытым акционерным обществом "Автобаза БОН" и ООО "фирма "АСЕАНН" был заключен договор передачи недвижимости - гаражей (лит. Е) площадью 149,9 кв.м. и гаражей (лит. Ж) площадью 371,8 кв.м., расположенных по адресу: г. Липецк, пр. Потапова, д.1 "а".
За ООО "фирма "АСЕАНН" было зарегистрировано право собственности на вышеуказанные объекты недвижимого имущества (гаражи).
Согласно справки Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка от 02.07.2007 г. N 273 объекту недвижимости -гаражи, принадлежащему ООО "фирма "АСЕАНН", был присвоен адрес: г. Липецк, улица Циолковского, владение 22/2 в Октябрьском округе.
На основании заявления Общества, с которым последнее обратилось в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка, Постановлением главы города Липецка N 2895 от 20.07.2007 г. земельный участок кадастровый номер 48:20:04 53 06:0003 был разделен и утверждены проектные планы границ вновь образуемых трех земельных участков, в том числе площадью 2719 кв.м., расположенного по адресу: г.Липецк, ул. Циолковского, владение 22/2, предоставленного ООО "фирма "АСЕАНН" в собственность, а также установлены градостроительные требования к их использованию (Приложения NN2, 3, 4) .
10.12.2007 г. Управлением Роснедвижимости по Липецкой области в лице территориального отдела Управления Роснедвижимости по г. Липецку ООО "фирма "АСЕАНН" была предоставлена выписка из государственного земельного кадастра в форме кадастрового плана земельного участка, содержащая в строке 9 "Разрешенное использование (назначение)" запись "Для гаражей".
Полагая, что действия Управления Роснедвижимости по Липецкой области, выразившиеся во внесении в кадастровый план земельного участка, расположенного по адресу: г. Липецк, ул. Циолковского, владение 22/2, записи о его разрешенном использовании "для гаражей", являются незаконными, не соответствуют ст. 17 ФЗ "О государственном земельном кадастре", п.2 ст.271 Гражданского кодекса РФ, п.1 ст.35 Земельного кодекса РФ, п.З ст.36 и п.1 ст.37 Градостроительного кодекса РФ, Постановлению главы администрации г. Липецка N 2895 от 20.07.2007 г., Положению об Управлении Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Липецкой области, и нарушают права и законные интересы ООО "фирма "АСЕАНН", последнее обратилось с вышеуказанным заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования , суд первой инстанции исходил из того, что в связи с разделом земельного участка с разрешенным использованием для промышленного использования на 3 самостоятельных участка изменилось целевое назначение вновь образованных участков и, что постановлением администрации г.Липецка N 2895 от 20.07.2007 г. установлен разрешенный вид использования земельного участка "гаражи". Кроме этого, суд сослался на отсутствие нарушения прав заявителя.
Апелляционная инстанция находит указанные выводы ошибочными, а заявленные требования обоснованными и правомерными исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п.3 ч.1 ст.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относятся государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного земельного кадастра.
В соответствии с п.1 Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости ( утвержденно Постановлением Правительства РФ N 418 от 19.08.2004 г.) далее Положение о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости) Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере ведения кадастров объектов недвижимости, землеустройства, инвентаризации объектов градостроительной деятельности, государственной кадастровой оценки земель и государственного мониторинга земель, а также по государственному контролю.
Согласно п.п. 2, 3 ст. 70 ЗК РФ государственный земельный кадастр ведется по единой для Российской Федерации системе. Объектами государственного кадастрового учета являются земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимого имущества.
Порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается федеральным законом о государственном земельном кадастре.
В соответствии со ст.1 ФЗ "О государственном земельном кадастре" государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов (далее - сведения государственного земельного кадастра).
В силу п.п.1, 2 ст.7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно п.п. 1, 2 ст.85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны
индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
В соответствии с ч.2 ст.36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее Градостроительный кодекс РФ) градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: 1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; 2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; 3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; 4) видов территориальных зон; 5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
В силу п.п.2, 3 ст.85 ЗК РФ для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.
Земельным кодексом РФ установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Последнее положение направлено на то, чтобы избежать многочисленные согласования при изменении вида использования земельного участка. В том случае, если такой вид использования уже указан в градостроительном регламенте данной зоны как разрешенный, собственник либо лицо, использующее земельный участок на ином праве, может выбрать его без дополнительного согласования.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Статьей 37 Градостроительного кодекса РФ определены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства .
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Как правильно указал суд первой инстанции в обжалуемом судебном акте, из анализа названных норм следует, что для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент, который может предусматривать несколько видов их разрешенного использования, при этом основные и вспомогательные виды разрешенного использования выбираются правообладателем земельного участка самостоятельно без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу ч.ч.1, 2, 6, 8 ст. 19 ФЗ "О государственном земельном кадастре" государственный кадастровый учет земельных участков проводится по месту их нахождения в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации по единой методике.
Проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел.
В результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков заявителям выдаются удостоверенные в установленном порядке кадастровые карты (планы) земельных участков.
Согласно ч.1 ст. 16 ФЗ "О государственном земельном кадастре" кадастровая карта (план) представляет собой карту (план), на которой в графической и текстовой формах воспроизводятся сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.
Правила оформления кадастрового плана земельного участка ГЗК-1-Т.О-04-01-01 (далее Правила оформления КПЗУ), устанавливающие требования к оформлению выписки из государственного земельного кадастра (ГЗК) в форме кадастрового плана земельного участка (КПЗУ) утверждены Росземкадастром 10.04.2001 г.
В п.3.2 Правил оформления КПЗУ установлено, что в строку "9" ("разрешенное использование/назначение") заносится информация о разрешенном использовании данного земельного участка в соответствии со строкой "9" формы Ф. 1.1 ГРЗ КР.
Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от
15.06.2001 г. N П/119 (в ред. Приказа Росземкадастра от 29.07.2002 N П/301) был утвержден Порядок ведения государственного реестра земель кадастрового района.
Согласно п.п 6.2.17 п.6.2 вышеназванного Порядка в строку "9" заносится разрешенное использование (назначение) в соответствии с имеющим юридическую силу документом, которым устанавливается данное разрешенное использование.
Если разрешенное использование не установлено, в строку записывается цель предоставления, указанная в акте органа власти о предоставлении земельного участка. Для земельных участков, образованных в результате слияния, разделения, перераспределения, выделения дополнительного к учтенному , устанавливается разрешенное использование предыдущих земельных участков.
Таким образом, при наличии имеющего юридическую силу документа, в строку "9" раздела кадастрового плана земельного участка "Общие сведения" вносится запись о разрешенном использовании (назначении) земельного участка на основании указанного документа.
Из материалов дела усматривается, что земельный участок общей площадью 1, 2092 га (12092 кв.м.), на котором располагались, в том числе приобретенные заявителем гаражи, на основании Постановления главы администрации города Липецка N 355 от 06.04.1993 г. был предоставлен государственному предприятию "Автобаза" в постоянное (бессрочное) пользование с разрешенным пользованием - для промышленного использования с последующим присвоением ему кадастрового номера 48:20:04 53 06:0003. Предприятию был выдан государственный акт о предоставлении земельного участка с указанием целевого назначения- для промышленного использования.
Постановлением главы г. Липецка N 2895 от 20.07.2007 г. земельный участок кадастровый номер 48:20:04 53 06:0003, ранее находившийся в постоянном (бессрочном) пользовании у государственного предприятия "Автобаза", был разделен на три с утверждением проектного плана границ вновь образуемых земельных участков.
Из выписок из государственного земельного кадастра усматривается, что вновь образованным земельным участкам были присвоены иные кадастровые номера: 48:20:04 53 06:0028, 48:20:04 53 06:0029 и 48:20:04 53 06:0030 .
Из пункта 3 постановления главы г. Липецка N 2895 от 20.07.2007 г. усматривается, что земельный участок площадью 2719 кв.м., в утвержденных границах, относящийся к категории земель населенных пунктов, занимаемый гаражами, расположенный в Октябрьском округе по адресу: г. Липецк, ул. Циолковского, владение, 22/2, был предоставлен в собственность ООО "фирма "АСЕАНН".
Приложением N 3 к указанному постановлению были утверждены градостроительные требования к использованию вышеуказанного земельного участка, в соответствии с п.2 которых земельный участок по ул. Циолковского, владение 22/2, находится в территориальной зоне с индексом П1 .
Из схемы зонирования, выполненной в соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ, с учетом перспективного развития города, определенного генеральным планом и проектом детальной планировки его центральной части, градостроительной документацией районов города, усматривается, что в зоне, имеющей индекс П1 (предприятия IV-V классов санитарной вредности), разрешенными видами использования земельных участков являются промышленные и коммунально-складские предприятия с санитарно-защитной зоной 50-100 м, объекты торговли, объекты автосервиса и автомоек, объекты культового назначения, сопутствующими видами деятельности - предприятия коммунального хозяйства, склады, базы, сооружения для постоянного и временного хранения транспортных средств, предприятия по обслуживанию транспортных средств, инженерные сооружения .
Таким образом, в производственной зоне с индексом П1 установлены как основные, так и вспомогательные виды разрешенного использования.
На основании Постановления главы г. Липецка N 2895 от 20.07.2007 г. Управлением Роснедвижимости по Липецкой области 10.12.2007 г. был изготовлен кадастровый план земельного участка, расположенного по адресу: г. Липецк, ул. Циолковского, вл.22/2, в строку "9" которого была внесена запись о разрешенном использовании - "для гаражей", а в строке "10" "фактическое использование" проставлен прочерк (т.1, л.д. 10).
Как было указано выше, строка "9" заполняется на основании имеющего юридическую силу документа, которым устанавливается разрешенное использование земельного участка, т.е. на основании Постановления главы г. Липецка N 2895 от 20.07.2007 г.
Из Приложения N 3 к постановлению главы г. Липецка N2895 от 20.07.2007 г. усматривается, что земельный участок, предоставленный ООО "фирма "АСЕАНН", находится в территориальной зоне с индексом П1, где установлены основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков, при этом в п.4 разрешенное использование указано: промышленные и коммунально-складские предприятия.
Пункт 7 , на который ссылается арбитражный суд в решении, касается вопроса необходимости изменения существующего использования земельного участка, а не его разрешенного использования.
Таким образом, вывод суда о том, что в качестве разрешенного вида использования земельного участка был установлен "гаражи", т.е. сооружения для постоянного и временного хранения транспортных средств предприятия по обслуживанию транспортных средств является не верным.
При этом нельзя признать правильным и вывод суда о том, что не нарушаются законные права заявителя, поскольку внесенная в кадастровый план запись "для гаражей" сужает сферу разрешенного использования земельного участка.
Исходя из изложенного, следует признать, что действия ответчика не соответствуют указанным нормам права и нарушают законные права и интересы заявителя, т.е. установлено наличие совокупности двух оснований, необходимых в соответствии со ст.198 Арбитражного процессуального кодекса РФ для признания действий незаконными.
Правильно сославшись на нормы материального права , суд первой инстанции сделал выводы, не соответствующие установленным по делу фактическим обстоятельствам, что является основанием для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения требований заявителя.
В соответствии со ст.110,112 АПК РФ расходы по госпошлине, связанные с рассмотрением дела в суде первой и апелляционной инстанции, относятся на Управление Федерального агентства объектов недвижимости по Липецкой области и подлежат взысканию в сумме 3000 рублей в пользу ООО "Фирма "АСЕАНН".
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.267-271 АПК РФ суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью фирма "АСЕАНН" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 27.02.2008 года по делу N А36-3662/2007 отменить.
Признать незаконными действия Управления Федерального агентства объектов недвижимости по Липецкой области о внесении записи в кадастровый план в стр.9 о разрешенном использовании земельного участка, расположенного по адресу г.Липецк, ул.Циолковского,22/2, "для гаражей".
Обязать Управление Федерального агентства объектов недвижимости по Липецкой области в месячный срок внести в кадастровый план запись в соответствии с Гражданским кодексом РФ и постановлением администрации г.Липецка N 2895 от 20.07.2007 г. , заменив слова "для гаражей" на слова "промышленные и коммунально-складские предприятия".
Взыскать с Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Липецкой области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Фирма "АСЕАНН" 3000 рублей расходов по государственной пошлине.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
Председательствующий судья |
В.А.Сергуткина |
Судьи |
Н.Д.Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-3662/2007
Заявитель: ООО "АСЕАНН"
Заинтересованное лицо: УФ агентства кадастра объектов недвижимости по Липецкой области, Администрация г. Липецка