07 мая 2008 г. |
Дело N А64-6452/08-19 |
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 05.05.2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 07.05.2009 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.
судей Протасова А.И.
Миронцевой Н.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Астаповым С.А.
при участии:
от Комитета по управлению имуществом Тамбовской области: Кораблев Д.Н. - начальник отдела по доверенности б/н от 05.03.2009 г., удостоверение N 001 от 04.12.2007 г.;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области: Мазаева С.В. - начальник отдела по доверенности N 7-д от 28.01.2009 г., паспорт серии 68 03 N 851 выдан Октябрьским РУВД города Тамбова 12.02.2003 г.,
Колодина Н.Н. - начальник отдела по доверенности N 58-1-12/220п от 28.01.2009 г., удостоверение N 5578;
от ООО "Трансэнергетическая компания": Горелик А.Б. - представитель по доверенности N 006/30 от 04.05.2009 г., паспорт серии 68 03 N 878040 выдан Октябрьским РУВД города Тамбова 21.02.2003 г.;
от ОАО "Тамбовская сетевая компания": Евсеева Е.А. - представитель по доверенности N 006/011 от 11.01.2009 г., паспорт серии 68 02 N 617125 выдан ОВД Советского района города Тамбова 24.07.2002 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 20.02.2009 г. по делу N А64-6452/08-19 (судья Малина Е.В.), по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области к Комитету по управлению имуществом Тамбовской области, с участием третьих лиц - ООО "Трансэнергетическая компания", ОАО "Тамбовская сетевая компания" о признании частично недействительным приказа Комитета N580 от 30.12.2007 г.
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее по тексту - УФАС по Тамбовской области, антимонопольный орган ) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Комитету по управлению имуществом по Тамбовской области (далее по тексту - КУИ по Тамбовской области, Комитет) о признании недействительным Приказа Комитета по управлению имуществом Тамбовской области N 580 от 30.12.2007 г. "О передаче в аренду зданий, находящихся в казне Тамбовской области, открытому акционерному обществу "Тамбовская сетевая компания" в части пунктов 1,2,3 данного приказа.
К участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены общество с ограниченной ответственностью "Трансэнергетическая компания" (далее по тексту - ООО "Трансэнергетическая компания") и открытое акционерное общество "Тамбовская сетевая копания" (далее по тексту - ОАО "Тамбовская сетевая копания").
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 20.02.2009 г. по делу N А64-6452/08-19 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет по управлению имуществом Тамбовской области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
Представитель Комитета по управлению имуществом Тамбовской области в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, считая решение суда законным и обоснованным, просили обжалуемый судебный акт арбитражного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ОАО "Тамбовская сетевая компания" в судебном заседании просил обжалуемый судебный акт арбитражного суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ООО "Трансэнергетическая компания" в судебном заседании просил обжалуемый судебный акт арбитражного суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывов, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив все в совокупности, апелляционная инстанция находит, что обжалуемое решение отмене не подлежит.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 18.06.2008 г. N 69 сотрудниками Управления в период с 20.06.2008г. по 30.06.2008г. была осуществлена проверка деятельности ОАО "Тамбовская сетевая компания" на предмет соблюдения требований, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В ходе проведения проверки антимонопольным органом было выявлено, что 30.12.2007 г. Комитет по управлению имуществом Курской области принял Приказ N 580 "О передаче в аренду зданий, находящихся в казне Тамбовской области, ОАО "Тамбовская сетевая компания", пунктом 1 которого установил следующее: "передать в аренду здания находящиеся в казне Тамбовской области, расположенные по адресу: г. Тамбов, ул. С. Рахманинова 5Б литер А, общей площадью 1047,7 кв.м. для использования под офис, литер Г, общей площадью 131,4 кв.м. для использования под гараж и здания, расположенные по адресу: г. Тамбов, ул. Рахманинова, 5 литер Б, общей площадью 220,5 кв.м. для использования под офис, литер В, общей площадью 180,0 кв.м. для использования под гараж ОАО "Тамбовская компания".
Пунктом 2 названного приказа установлен срок аренды: с 01.01.2008 по 31.12.2056г.
Пунктом 3 данного приказа ОАО "Тамбовская сетевая компания" определено заключить договор с КУИ Тамбовской области о передаче в аренду зданий, указанных в п.1 Приказа.
30.12.2007 г. между Комитетом и ОАО "Тамбовская сетевая компания" заключен договор N 64/2/158 о передаче во временное владение и пользование зданий общей площадью 1579,6 кв.м., расположенных по адресу: г. Тамбов, ул. Сергея Рахманинова, д. 5; г. Тамбов, ул. Сергея Рахманинова, д. 5Б для использования под офисы и гаражи. Срок договора с 01.01.2008 г. по 31.12.2056 г.
Передача имущества Тамбовской области в долгосрочную аренду была осуществлена без проведения торгов. Комитет не обращался в антимонопольный орган с ходатайством о даче согласия в передачу зданий, находящихся в казне Тамбовской области, в долгосрочную аренду на бесконкурсной основе ОАО "Тамбовская сетевая компания".
По данному факту антимонопольный орган по собственной инициативе 23.07.2008 г. возбудил дело N 21/02 в отношении Комитета по управлению имуществом Тамбовской области по признакам нарушения статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства 23.09.2008 г. Комиссия Тамбовского УФАС России приняла решение, которым признала Комитет по управлению имуществом Тамбовской области нарушившим требования частей 1 и 2 статьи 20 Федерального закона "О защите конкуренции" при издании приказа от 30.12.2007 г. N 580 "О передаче в аренду зданий, находящихся в казне Тамбовской области, ОАО "Тамбовская сетевая компания" и заключении договоров аренды без проведения конкурса в части несоблюдения порядка предоставления государственной помощи и предварительного ее согласования с антимонопольным органом.
Посчитав, что Комитет при предоставлении отдельному хозяйствующему субъекту - ОАО "ТСК" государственной помощи, допустил нарушение антимонопольного законодательства, выраженное в несоблюдении порядка ее предоставления, УФАС по Тамбовской области в порядке ст.23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" обратился с заявлением в Арбитражный суд Тамбовской области.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что приказ Комитета по управления имуществом Тамбовской области от 30.12.2007 г. N 580 в части пунктов 1,2,3 издан без предварительного согласия антимонопольного органа, в связи с чем, не соответствует требованиям антимонопольного законодательства и подлежит признанию недействительным.
Суд апелляционной инстанции находит данную позицию суда первой инстанции верной с учетом следующего.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрено право антимонопольного органа на обращение в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе с исками, заявлениями, о признании недействующими либо недействительными полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству нормативных правовых актов или ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в случае, если акты о предоставлении государственной или муниципальной помощи не были предварительно представлены в антимонопольный орган (за исключением актов, предусмотренных пунктами 1-3 части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона), такие акты могут быть признаны судом недействительными полностью или частично, в том числе по иску антимонопольного органа.
Согласно п. 20 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" под государственной или муниципальной помощью понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если муниципальная помощь предоставляется:
- в соответствии с федеральным законом;
- в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий финансовый год.
- в соответствии с нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год;
- за счет резервного фонда органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- за счет резервного фонда органа местного самоуправления.
При этом согласно части 2 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную помощь, направляют в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на предоставление такой помощи с приложением необходимых документов по перечню, предусмотренному в данной статье.
По смыслу Закона о защите конкуренции предоставление государственной или муниципальной помощи не должно вести к устранению или недопущению конкуренции на соответствующем товарном рынке (статья 1).
Согласно Положения о Комитете по управлению имуществом Тамбовской области, утвержденному постановлением Администрации Тамбовской области от 14.03.206 г. N 226, Комитет по управлению имуществом Тамбовской области является органом исполнительной власти Тамбовской области.
Как следует из материалов дела, Комитетом без получения предварительного согласия антимонопольного органа были переданы в аренду ОАО "Тамбовская сетевая компания" здания, находящиеся в казне Тамбовской области, расположенные по адресу: г. Тамбов, ул. С. Рахманинова 5Б литер А, общей площадью 1047,7 кв.м. для использования под офис, здания литер Г, общей площадью 131,4 кв.м. для использования под гараж и здания, расположенные по адресу: г. Тамбов, ул. Рахманинова, 5 литер Б, общей площадью 220,5 кв.м. для использования под офис, 20 В, общей площадью 180,0 кв.м. для использования под гараж ОАО "Тамбовская сетевая компания" сроком на 49 лет (с 01.01.2008 г. по 31.12.2056 г.).
Указанная передача имущества в аренду произведена целевым назначением без конкурса для поддержки и становления ОАО "ТСК".
На время издания оспариваемого приказа на территории Тамбовской области действовали Закон Тамбовской области от 27.10.2004 г. N 241-3 "Об управлении государственной собственностью Тамбовской области" и Постановление Администрации Тамбовской области от 26.12.2003 г. N 983 "Об утверждении Положения о проведении торгов на право заключения договора аренды объектов недвижимости и другого имущества, находящегося в государственной собственности Тамбовской области" (в редакции от 13.11.2006 г.).
Пунктом 3 статьи 39 Закона Тамбовской области от 27 октября 2004 г. N 241-3 "Об управлении государственной собственностью Тамбовской области" предусмотрено: "Имущество, находящееся в собственности Тамбовской области, может предоставляться в аренду по результатам торгов на право заключения договора аренды. Порядок проведения торгов на право заключения договора аренды устанавливается федеральным и областным законодательством".
В соответствии с Положением о проведении торгов на право заключения договора аренды объектов недвижимости и другого имущества, находящегося в государственной собственности Тамбовской области определен общий порядок предоставления государственного имущества области в аренду - по конкурсу, порядок проведения торгов на право заключения договора аренды объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений) и другого имущества, находящегося в государственной собственности Тамбовской области, а также права и обязанности лиц, участвующих в организации и проведении торгов.
Пунктом 1.4 указанного Положения определено, что объекты могут быть предоставлены в аренду целевым назначением (без конкурсов) в строго оговоренных случаях, исчерпывающий перечень которых был приведён в названном пункте.
В соответствии с п. 1.4. объекты могут быть предоставлены в аренду целевым назначением (без конкурсов) в следующих случаях:
обеспечения органов представительной и исполнительной власти области, городов и районов;
развития сети организаций здравоохранения и медицинского обслуживания, народного образования, культуры, а также под творческие мастерские, работу с детьми, подростками и населением;
обеспечения выполнения соглашений между администрацией области и республиками, краями, областями Российской Федерации;
обеспечения межгосударственных соглашений Российской Федерации;
по ходатайству объединений предпринимателей, союзов, ассоциаций, комиссий представительных органов власти для отдельных структур с целью их поддержки и становления;
для размещения штаб-квартир и представительств общественных, благотворительных и политических организаций (союзов ветеранов, инвалидов, женщин, молодежи, предпринимателей, национально-культурных обществ и др.);
для размещения предприятий и организаций, не подлежащих приватизации;
при включении государственных унитарных предприятий и объектов недвижимости в прогнозный план приватизации;
(в ред. Постановления администрации Тамбовской области от 13.11.2006 N 1272)
при объявлении конкурса на передачу прав аренды несостоявшимся или имеющим отрицательный результат;
по обращениям юридических и физических лиц о предоставлении помещений площадью до 20 квадратных метров включительно.
(абзац введен Постановлением администрации Тамбовской области от 13.11.2006 N 1272).
Комитет ссылается на то, что при предоставлении в долгосрочную аренду объектов недвижимости им учитывались два обстоятельства, предусмотренные п.1.4 Положения о проведении торгов на право заключения договора объектов недвижимости и другого имущества, находящегося в государственной собственности Тамбовской области, а именно:
1) объекты недвижимости, переданные в аренду ОАО "Тамбовская сетевая компания", были включены в Прогнозный план (программу) приватизации государственного имущества Тамбовской области на 2007 год;
2) по ходатайству Комитета по промышленности, строительству, транспорту, связи и развитию предпринимательства Тамбовской областной Думы о заключении договора аренды с ОАО "Тамбовская сетевая компания" целевым назначением без проведения торгов.
Однако административным органом было установлено, что объекты недвижимости, переданные в аренду ОАО "Тамбовская сетевая компания", на время принятия решения о передаче в аренду не были включены в Прогнозный план (программу) приватизации государственного имущества Тамбовской области на 2007 год. Этот факт подтверждает Закон Тамбовской области от 29 сентября 2006 года N 91-3 "О прогнозном плане (программе) приватизации государственного имущества Тамбовской области на 2007 год" (с изменениями от 2 марта, 3 апреля, 4 июня, 3 октября, 25 декабря 2007 года).
Комитет по управлению имуществом Тамбовской области в обоснование своих доводов указал также на то, что в адрес Комитета поступило обращение письмо Комитета по промышленности, строительству, транспорту, связи и развитию предпринимательства. В указанном письме генеральный директор управляющей организации - ООО "Трансэнергетическая компания" Крапивин А.В. обратился с просьбой о ходатайстве перед Комитетом по управлению имуществом Тамбовской области о предоставлении ОАО "Тамбовская сетевая компания" находящихся в областной собственности зданий д.5 и д. 5б по ул. Рахманинова в долгосрочную аренду с целевым назначением без проведения конкурса.
Как указано в самом письме, ходатайство направлено с целью поддержки и становления ОАО "Тамбовская сетевая компания".
Согласно Устава открытого акционерного общества "Тамбовская сетевая компания", утвержденного 14.02.2005 г. N 95, Общество было создано в 2005 г. путем преобразования негосударственного предприятия в соответствии с ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и с момента государственной регистрации является правопреемником прав и обязанностей Тамбовского областного государственного унитарного предприятия "Тамбовская сетевая компания".
ОАО "Тамбовская сетевая компания" является крупной организацией на территории Тамбовской области. Согласно выписке из реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более, чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов по состоянию на 31.12.2008 г. Общество занимает доминирующее положение на рынке Тамбовской области по оказанию услуг по передаче электроэнергии (л.д.117).
На момент предоставления имущества в долгосрочную аренду ОАО "ТСК" уже действовало более трех лет на рынке Тамбовской области. В заявленном ходатайстве от 10.10.2007 г. N 27 также отражено, что арендуемые помещения должны использоваться для практической реализации масштабных преобразований в отрасли и организации надежного и эффективного управления производственным процессом ОАО "Тамбовская сетевая компания" (л.д.48).
Данными бухгалтерского баланса по состоянию на 31.12.2007г. и отчетом о прибылях и убытках за 2007 г. подтверждено, что на конец 2007 г. выручка от продажи товаров, работ, услуг, указанного предприятия составила 585 067 тыс. руб. Основные средства на отчетный период выросли и составили 234 579 тыс. руб., по сравнению с показателями на начало отчетного периода - 145 625 тыс. руб. Стоимость внеоборотных активов по сравнению с началом отчетного периода увеличилась и составила 392 319 тыс. руб. При этом доля указанного хозяйствующего субъекта на товарном рынке г. Ко-товска, г. Рассказово, г. Моршанск, р.п. Знаменка, р.п. Сатинка, р.п. Сосновка, п.р. Пи-чаево, р.п. Токаревка, р.п. 2 -Гавриловка, ст. Платоновка, г. Жердевка, составляла более 65 % уже на 26.02.2006г.
То есть на момент рассмотрения вопроса о предоставлении Обществу имущества в долгосрочную аренду целевым назначением без проведения конкурса, и рассмотрения ходатайства Комитета по промышленности, строительству, транспорту, связи и развитию предпринимательства Тамбовской областной Думы о предоставлении находящихся в областной собственности зданий, в долгосрочную аренду целевым назначением без проведения конкурса открытому акционерному обществу "Тамбовская сетевая компания" именно с целью ее поддержки и становления, орган местного самоуправления не оценил вышеуказанные обстоятельства, относительно того, что ОАО "Тамбовская сетевая компания" уже не находится в стадии становления и развития и более того занимает доминирующее положение на рынке определенного товара.
Установленные в рамках настоящего дела обстоятельства не исключали возможность проведения торгов в отношении переданного в долгосрочную аренду имущества. Между тем, фактически передача имущества в долгосрочную аренду осуществлена без проведения торгов в целях поддержки и становления ОАО "Тамбовская сетевая компания".
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что предоставление ОАО "Тамбовская сетевая компания" в безвозмездное пользование муниципального имущества является государственной помощью, поскольку отвечает признакам госпомощи, поименованным в п.20 ст.4 Федерального закона "О защите конкуренции", а также перечисленным в ч.1 ст.19 Закона целям (в частности цели - социальное обслуживание населения), поскольку обеспечивает Обществу преимущество по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность на одном и том же товарном рынке - оказание коммунальных услуг. Следовательно, Комитет должен был согласовать с антимонопольным органом передачу муниципального имущества в безвозмездное пользование ОАО "Тамбовская сетевая компания".
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования антимонопольного органа о признании недействительными пунктов 1,2,3 приказа N 580 от 30.12.2007 г. Комитета по управлению имуществом Тамбовской области как несоответствующих требованиям статьи 20 Федерального закона N 135-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы, исследованные апелляционной инстанцией, фактически повторяют доводы, изложенные Комитетом по управлению имуществом Тамбовской области в обоснование своей позиции при обращении в суд первой инстанции. В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции им была дана надлежащая правовая оценка, с которой апелляционная инстанция соглашается.
Иных доводов при рассмотрении дела в апелляционной инстанции заявлено не было.
При изложенных обстоятельствах, апелляционная инстанция находит, что имеющиеся доказательства судом оценены с учетом фактически установленных по делу обстоятельств, доводам лиц, участвующих в деле дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем, решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ч.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 20.02.2009 г. по делу N А64-6452/08-19 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом Тамбовской области без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Е.А.Семенюта |
Судьи |
А.И.Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-6452/08-19
Истец: УФАС по Тамбовской области
Ответчик: КУМИ Тамбовской области
Третье лицо: ООО "Трансэнергетическая компания", ОАО "Тамбовская сетевая компания"