17 июля 2009 г. |
Дело N А14-663/2009 |
20/15
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июля 2009 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Алферовой Е.Е.,
судей Андреещевой Н.Л.,
Яковлева А.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гусевой Е.В.,
при участии:
от МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ администрации ГО город Воронеж: Дорохова К.А., главный специалист, доверенность N 1349-ФКУ от 19.12.2008 г., удостоверение АВ N 928 от 24.12.2008 г.;
от МУП г. Воронежа "Водоканал Воронежа": Мадыкин С.А., представитель, доверенность б/н от 24.12.2008 г., паспорт серии 2004 N 453450 выдан Северным ОМ Коминтерновского РУВД г. Воронежа 07.06.2005 г.,
от МУ "Рай ДЕЗ ЖКХ Советского района": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от ОАО "ТГК N 4": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 15.05.2009 г. по делу N А14-663/2009/20/15 (судья О.Н. Гашникова) по иску муниципального унитарного предприятия города Воронежа "Водоканал Воронежа", г. Воронеж к муниципальному учреждению "Районная дирекция единого заказчика ЖКХ Советского района", г. Воронеж; муниципальному образованию городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж, о взыскании 1 587 684 руб. 15 коп., при участии в деле в качестве третьего лица: открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 4", г. Воронеж,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие города Воронежа "Водоканал Воронежа" (далее - МУП "Водоканал Воронежа", истец) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением о взыскании с муниципального учреждения "РайДЕЗ ЖКХ Советского района" (далее - МУ "РайДЕЗ ЖКХ Советского района", ответчик 1) 1 587 684 руб. 15 коп. задолженности по договору на отпуск питьевой воды, прием, транспортировку сточных вод N 3455 от 01.08.2002 г. При недостаточности средств, находящихся в распоряжении муниципального учреждения "Районная дирекция единого заказчика ЖКХ Советского района" и имущества, на которое можно обратить взыскание, субсидиарную ответственность просил возложить на муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице финансово-казначейского управления Администрации городского округа город Воронеж (далее - ФКУ, ответчик 2) за счет средств муниципальной казны (с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением от 15.05.2009 г., суд первой инстанции в полном объеме удовлетворил уточненные исковые требования.
Не согласившись с вышеуказанным судебным актом в части возложения на него субсидиарной ответственности, считая его незаконным и необоснованным ФКУ обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило отменить обжалуемое решение в части и принять по делу новый судебный акт.
В жалобе указало на то что, в материалы дела не было представлено доказательств недостаточности у МУ "РайДЕЗ ЖКХ Советского района" денежных средств для самостоятельного погашения задолженности.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы был представлен отзыв МУП "Водоканал Воронежа" в котором, считая обжалуемое решение законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - не основанными на законе, данное предприятие просило оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Считало в отзыве, что представителем ФКУ не представлено доказательств выделения ответчику 1 денежных средств из городского бюджета в 2007-2008 г.г. для погашения спорной задолженности.
В судебное заседание представители МУ "Рай ДЕЗ ЖКХ Советского района", ОАО "ТГК N 4" не явились.
В материалах дела имеются почтовые уведомления об извещении данных участников процесса о месте и времени рассмотрения дела.
Руководствуясь ст.ст. 123, 156, 184, 266 АПК РФ суд рассмотрел жалобу в отсутствии представителей вышеуказанных сторон.
В соответствии с ч. 5 ст. 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Возражений от лиц, участвующих в деле, заявлено не было.
Суд рассматривает законность и обоснованность обжалуемого решения в заявленной части.
Представитель МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ администрации ГО город Воронеж поддерживал доводы апелляционной жалобы. Считал решение в обжалуемой части, незаконным и необоснованным, полагая, что оно принято с нарушением норм материального и процессуального права. Просил суд его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель МУП г. Воронежа "Водоканал Воронежа" возражал на доводы апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в приобщенном к материалам дела отзыве. Считал обжалуемое решение законным и обоснованным. Просил суд оставить решение от 15.05.2009 г. без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав явившихся представителей, судебная коллегия считает, что оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между истцом (предприятием) и ответчиком (абонентом) заключен договор N 3455 от 01.08.2002 г. на отпуск питьевой воды, прием, транспортировку сточных вод (с протоколом разногласий и согласования разногласий) (далее - договор), по условиям которых предприятие обязалось обеспечивать подачу абоненту холодной питьевой воды и принимать его сточные воды в количестве, согласованном сторонами в п.п. 2.1.1, 2.1.3, 2.1.4 и 2.1.5 договора, а абонент, в свою очередь принял на себя обязательство ежемесячно оплачивать оказанные услуги в порядке, предусмотренном пунктом 5 договора.
В соответствии с п.п. 3.1.2, 3.1.4 договора абонент принял на себя обязательство обеспечивать учет полученной питьевой воды и сбрасываемых сточных вод, для чего установить на своих вводах в месячный срок с момента подписания договора приборы учета.
Срок действия договора установлен с 01.08.2002 г. по 31.12.2004 г. Договор считается продленным, если за месяц до его окончания ни одна из сторон не заявит об отказе от договора.
Во исполнение условий заключенного договора в период с 01.11.2007 г. по 31.10.2008г. истец оказывал ответчику услуги по водоснабжению и канализованию стоков, что подтверждается актами оказания услуг, приложениями к актам, и ответчиками по существу не оспаривается.
Объем оказанных в спорном периоде услуг определен по нормам водопотребления в соответствии с постановлением администрации г. Воронежа N 593 от 27.03.2003 г., по показаниям приборов учета. При этом расчет стоимости оказанных услуг произведен истцом за вычетом сумм, начисленных населению спорных домов согласно данным МУП "МИВЦ", предъявленных арендаторам, а также с учетом частичной оплаты населением спорных домов через МУП "МИВЦ".
Для оплаты оказанных услуг ответчику были выставлены счета-фактуры, при этом стоимость услуг определялась исходя из тарифов, установленных Постановлениями Главы городского округа город Воронеж.
Ссылаясь на неоплату оказанных услуг в полном объеме, наличие задолженности в сумме 1 587 684 руб. 15 коп., истец обратился в суд с настоящим иском.
Также, указав на то, что учредителем ответчика является муниципальное образование городской округ город Воронеж, истец заявил требование о возложении субсидиарной ответственности на учредителя.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, руководствовался ст.ст. 307, 309, 310 ГК РФ об обязанности исполнения принятых на себя обязательств и недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства нормами § 6 "Энергоснабжение" Главы 30 "Купля-продажа" ГК РФ, нормами ГК РФ о субсидиарной ответственности.
По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовав доказательства, представленные сторонами и, правильно применив нормы материального и процессуального права, принял обоснованный судебный акт по существу спора. Данный вывод судебная коллегия Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда основывает на следующем.
Согласно ч. 1 ст. 4 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно статье 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с его условиями и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства является недопустимым, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Факт наличия задолженности ответчика за полученную воду и сброшенные сточные воды за период с 01.11.2007 г. по 31.10.2008 г. на сумму 1 587 684 руб. 15 коп. доказан материалами дела, ответчиками документально не оспорен, в связи с чем исковые требования о взыскании 1 587 684 руб. 15 коп. правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Также судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции относительно возложения субсидиарной ответственности на ФКУ.
Согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Согласно ст. 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требования к основному должнику.
Согласно п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 21 от 22.06.2006 г. "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского Кодекса Российской Федерации", ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные статьёй 399 ГК РФ, распространяются с особенностями, установленными статьёй 120 ГК РФ.
Особенность такой ответственности состоит в том, что собственник имущества учреждения не может быть привлечён к ответственности без предъявления в суд искового требования к основному должнику.
Обращаясь в суд с иском о взыскании задолженности одновременно с учреждения и с субсидиарного должника, истцом соблюдён порядок, предусмотренный ст. 399 ГК РФ. Доказательства надлежащего исполнения обязательств по оплате оказанных услуг ответчиком - основным должником в материалы дела не представлены.
Согласно Уставу МУ "Рай ДЕЗ ЖКХ Советского района" является муниципальным учреждением. Все имущество учреждения является муниципальной собственностью города Воронежа и находится в оперативном управлении учреждения (пункт 2.1 Устава).
Согласно ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Пунктом 1 ст. 126 ГК РФ установлено, что муниципальное образование отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 3 ст. 215 ГК РФ, средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Согласно п. 10 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к муниципальному образованию, по обязательствам созданных муниципальных учреждений, от имени муниципального образования выступает главный распорядитель средств бюджета муниципального образования.
Приложением N 16 к решению Воронежской городской Думы от 16.03.2007 г. N 42-II, ФКУ администрации ГО г. Воронеж отнесено к главным распорядителям средств городского бюджета.
В соответствии с ч. 4 ст. 51 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования в субсидиарном порядке отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.
В силу п. 4 ст. 68 Устава городского округа город Воронеж, утвержденного Постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 г. N 150-I, органы местного самоуправления от имени городского округа город Воронеж субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.
Как следует из Положения о Финансово-казначейском управлении администрации городского округа город Воронеж, утверждённого распоряжением Главы городского округа город Воронеж N 325-р от 02.06.2008 г., Финансово-казначейское управление администрации городского округа город Воронеж является уполномоченным органом администрации городского округа город Воронеж по управлению средствами бюджета городского округа город Воронеж и осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета городского округа и функции получателя средств бюджета городского округа, предусмотренных на содержание Управления и реализацию возложенных на Управление функций; определяет объем бюджетных ассигнований по распорядителям и получателям бюджетных средств; доводит до распорядителей и получателей бюджетных средств показатели сводной бюджетной росписи в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования; принимает решения об изменении ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в соответствии с бюджетным законодательством (пункты 1.1, 3.7, 3.8, 3.13).
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в данном случае к субсидиарной ответственности должно привлекаться муниципальное образование Городской округ город Воронеж в лице органа местного самоуправления, в компетенцию которого входит распоряжение казной муниципального образования - Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж.
В связи с тем, что ответчиками не были представлены доказательств оплаты либо приведены обстоятельства, освобождающие их от исполнения обязательства по оплате задолженности, суд первой инстанции законно и обоснованно взыскал задолженность в сумме 1 587 684 руб. 15 коп. задолженности с основного должника - МУ "Рай ДЕЗ ЖКХ Советского района", а при недостаточности средств - с муниципального образования Городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж за счёт средств муниципальной казны.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что материалы дела не было представлено доказательств недостаточности у МУ "Рай ДЕЗ ЖКХ Советского района" денежных средств для самостоятельного погашения задолженности, не могут быть признаны состоятельными.
Исходя из системного толкования ст.ст. 115, 120, 399 ГК РФ, основанием для привлечения собственника имущества учреждения к субсидиарной ответственности может служить уже факт неисполнения основным должником денежного обязательства на дату рассмотрения спора.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в ст. 9 названного Кодекса, а также положений ст. 65 Кодекса, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права, в том числе и на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий несовершения им соответствующих процессуальных действий.
Как уже указывалось ранее, в материалы дела не представлены доказательства исполнения обязанности по оплате.
В свою очередь, заявитель апелляционной жалобы каких-либо доказательств наличия денежных средств у МУ "Рай ДЕЗ ЖКХ Советского района", перечисления денежных средств МУ в адрес истца, либо перечисления их со стороны собственника в оплату обязательства не представил. Более того, в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции не представлено каких-либо доказательств выделения МУ "Рай ДЕЗ ЖКХ Советского района" денежных средств из городского бюджета в 2007-2008 г.г. для погашения спорной задолженности.
Также следует отметить, что абзац 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 21 от 22.06.2006 г. говорит о том, что специальный порядок исполнения судебных актов о взыскании долга с учреждения и собственника его имущества в порядке субсидиарной ответственности за счет денежных средств, возможность установления которого предусмотрена статьей 124 Кодекса, регламентируется статьей 161 и главой 24.1 БК РФ, по смыслу которых взыскание первоначально обращается на находящиеся в распоряжении учреждения денежные средства, а в случае их недостаточности - на денежные средства субсидиарного должника.
Таким образом, взыскание задолженности решением арбитражного суда первой инстанции произведено с основного должника МУ "Рай ДЕЗ ЖКХ Советского района", а ответственность муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления Администрации городского округа город Воронеж является дополнительной.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, судебная коллегия пришла к выводу, что при вынесении решения судом первой инстанции нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, не допущено, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Заявитель апелляционной жалобы в силу ст. 333.37 Налогового Кодекса РФ, освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 16, ст. ст. 102 - 112, 266 - 268, п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 15.05.2009 г. по делу N А14-663/2009/20/15 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Финансово-казначейского управления администрации городского округа город Воронеж - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Е.Е. Алферова |
Судьи |
Н.Л. Андреещева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-663/2009/20/15
Истец: МУП "Водоканал Воронежа"
Ответчик: МУ "Районная дирекция единого заказчика ЖКХ Советского района", МО ГО г. Воронеж в лице ФКУ Администрации городского округа г. Воронеж
Третье лицо: ОАО ТГК N4
Хронология рассмотрения дела:
17.07.2009 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3462/09