10 февраля 2009 г. |
Дело N А08-4102/2008-26 |
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 03.02.2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 10.02.2009 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.
судей Миронцевой Н.Д.
Сергуткиной В.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Астаповым С.А.
при участии:
от ООО "Авиатонхлеб": представители не явились, надлежащим образом уведомлены;
от Администрации г. Белгорода: представители не явились, надлежащим образом уведомлены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Авиатонхлеб" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 23.10.2008 г. по делу N А08-4102/2008-26 (судья Е.В.Бутылин), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Авиатонхлеб" к Администрации г. Белгорода о признании действий незаконными, понуждении к заключению договора купли-продажи
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Авиатонхлеб" (далее по тексту также - Общество, ООО "Авиатонхлеб") обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании незаконными действий Администрации г. Белгорода в лице Управления муниципальной собственности Департамента экономики и финансов, выразившихся в требовании предоставления документов:
документа о ранее произведенном отводе земельного участка (постановление главы администрации города, решение исполкома), документа, удостоверяющего право пользования земельным участком и форму землепользования (свидетельство о праве бессрочного пользования, договор), справки инспекции министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г.Белгороду об отсутствии задолженности по налогу или справку МУ "Городская недвижимость" об отсутствии задолженности по арендным платежам за выкупаемый земельный участок, копии договора купли-продажи N 8 от 30 января 1999 года, выписки из государственного земельного кадастра об определении удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (с учетом уточнений требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 23.10.2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Авиатонхлеб" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив требования Общества полностью.
В обоснование жалобы ООО "Авиатонхлеб" ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение по делу, недоказанность имеющих для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, а также несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
ООО "Авиатонхлеб", надлежащим образом уведомленное, в судебное заседание представителей не направило.
Администрация г. Белгорода, надлежащим образом уведомленная, в судебное заседание представителей не направила.
В порядке ст.ст.156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие уведомленных надлежащим образом представителей ООО "Авиатонхлеб" и Администрации г. Белгорода.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционная инстанция полагает, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению, обжалуемый судебный акт подлежит отмене в части.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции 05.06.2008 года ООО "Авиатонхлеб" обратилось к главе Администрации г. Белгорода с заявлением о передаче в собственность земельного участка площадью 1362 кв. м. Земельный участок расположен под зданием столовой (поз. 3, 4) площадью 640,3 кв. м. по ул. Мирная, д. 21 в г. Белгороде, кадастровый номер 31:16:23:1//99:444, право собственности на которое подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 31 N А 006060, выданным 16 декабря 1999 года, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16 декабря 1999 года сделана запись о регистрации N 1/99:444.
24 июня 2008 г. от Администрации города Белгорода в лице управления муниципальной собственности департамента экономики и финансов Обществом был получен ответ о том, что предоставленный ООО "Авиатонхлеб" пакет документов недостаточен для подготовки распоряжения администрации г. Белгорода о предоставлении земельного участка в собственность.
При этом Администрация г. Белгорода предложила Обществу предоставить дополнительные документы.
Посчитав, что указанный ответ Администрации города Белгорода в лице управления муниципальной собственности департамента экономики и финансов является незаконным отказом в заключении договора купли-продажи земельного участка и налагает на Общество обязанность предоставления дополнительных документов, ООО "Авиатонхлеб" обратилось с заявлением в Арбитражный суд Белгородской области с рассмотренными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия Администрации г. Белгорода по обязанию Общества предоставить дополнительные документы для передачи в собственность земельного участка законны и обоснованны.
Апелляционная инстанция не может полностью согласиться с указанной позицией суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с положениями, изложенными в статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в установленном Кодексом порядке.
Согласно требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований (возражений).
Пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В качестве квалифицирующих признаков для признания недействительным акта государственного органа или акта органа местного самоуправления законодатель выделил два взаимосвязанных признака - несоответствие такого акта закону или иным правовым актам и нарушение этим актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица /ст.13 Гражданского Кодекса Российской Федерации, ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации /.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с указанным Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены указанным Кодексом, федеральными законами.
Согласно договора N 8 купли-продажи недвижимого имущества от 30.01.1999 г., ООО "Авиатонхлеб" приобрело у ЗАО "Финансово - строительная компания-97 Белгородпромстройбанка" нежилое здание столовой, кадастровый номер 31:16:23:1/99:444, площадью 640,3 кв.м., расположенное по адресу: г. Белгород, ул. Мирная, д.21.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается наличие у Общества права собственности на недвижимое имущество - здания столовой (поз.3,4) площадью 640,2 кв.м., кадастровый номер 31:16:23:1/99:444, расположенного по адресу: г Белгород, ул. Мирная, д.21, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 31 N 006060, выданным 16.12.1999 г.
Согласно части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 г. N 370 утвержден Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее по тексту также - Перечень).
Согласно указанному Перечню, к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, прилагаются следующие документы: копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица; копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц); копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей); выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке); выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; кадастровый паспорт, а до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" - выписка из государственного земельного кадастра (кадастровый план земельного участка (разделы В.1 и В.2, а также В.3 и В.4 - при наличии соответствующих сведений в государственном земельном кадастре); копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Из материалов дела усматривается, что при обращении с заявлением о передаче земельного участка площадью 1362 кв.м., расположенного под зданием столовой (поз.3,4) площадью 640,3 кв.м., по ул. Мирная, 2 в г. Белгороде, ООО "Авиатонхлеб" приложило следующие документы: справку МУ "Городская недвижимость" об отсутствии задолженности по арендным платежам, землеустроительное дело с указанием координат расположения земельного участка, справку УФРС по Белгородской области об отсутствии прав третьих лиц на данный земельный участок, свидетельство о государственной регистрации ООО "Авиатонхлеб" в качестве юридического лица, учредительные документы юридического лица, свидетельство о государственной регистрации права собственности на здание столовой, заключение управления архитектуры и градостроительства.
В ответ на указанное заявление Администрация г. Белгорода предложила предоставить Обществу для предоставления земельного участка в собственность следующие документы: документ о ранее произведенном отводе земельного участка (постановление главы администрации города, решение исполкома), документ, удостоверяющий право пользования земельным участком и форму землепользования (свидетельство о праве бессрочного пользования, договор), справку инспекции министерства РФ по налогам и сборам по г. Белгороду об отсутствии задолженности по налогу или справку МУ "Городская недвижимость" об отсутствии задолженности по арендным платежам за выкупаемый земельный участок, копию договора купли-продажи N 8 от 30 января 1999 года, выписку из государственного земельного кадастра об определении удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка.
Как усматривается из материалов дел, установлено судом первой инстанции и не оспорено Обществом, испрашиваемый ООО "Авиатонхлеб" земельный участок не поставлен на кадастровый учет.
Согласно п.1 ст. 37 Земельного кодекса Российской Федерации объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Данные требования о прохождении кадастрового учета соответствуют и положениям п.1 ст. 554 Гражданского кодекса Российской Федерации о необходимости предоставления данных, позволяющих определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору.
Обязанность по предоставлению кадастровой карты возложена законодателем на лицо, обращающееся с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В связи с чем, требование Администрации г. Белгорода о необходимости предоставления Обществом для предоставления земельного участка в собственность выписки из государственного земельного кадастра об определении удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, обоснованно.
Суд апелляционной инстанции соглашается также с выводом арбитражного суда области о правомерности требования Администрации г. Белгорода при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность документа, удостоверяющего право пользования земельным участком и форму землепользования. Предоставление указанного документа предусмотрено п. 5 Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденного приказом Минэкономразвития России 30.10.2007 г. N 370 (выписка из ЕГРПН на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок).
Правильной является ссылка суда первой инстанции на положения ст.37 Земельного кодекса РФ, согласно которым объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Изготовление кадастровой карты земельного участка в соответствии с п.7 ст.36 ЗК РФ осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления лица, обратившегося с просьбой о предоставлении такого участка. Доказательств того, что ООО "Авиатонхлеб" обращалось с заявлением об обеспечении изготовления кадастровой карты в материалах дела не имеется. Кроме того, судом правомерно отмечено, что к заявлению Общества, адресованному администрации, были приложены карты земельных участков, находящихся в пользовании иного лица- Лаута И.В.
Учитывая вышесказанное, ссылки в апелляционной жалобе на неправильное применение указанных норм Земельного кодекса РФ, не могут быть приняты во внимание.
Сведения о кадастровой цене земельного участка, которые отражаются в кадастровом плане земельного участка необходимы для определения выкупной цены земельного участка.
Доводы заявителя жалобы о том, что суд принял во внимание документы, представленные ответчиком, в связи с чем выводы являются неправомерными , апелляционной инстанции отклоняются как несостоятельные.
Вместе с тем, апелляционный суд пришел к выводу о том, что требования Администрации г. Белгорода о необходимости предоставления для решения вопроса о передаче в собственность земельного участка документа о ранее произведенном отводе земельного участка, справки инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Белгороду об отсутствии задолженности по налогу или справки МУ "Городская недвижимость" об отсутствии задолженности по арендным платежам за выкупаемый земельный участок, являются необоснованными, поскольку как было указано выше требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, которые предусмотрены в Перечне, запрещается. Следует отметить, что в качестве приложения к заявлению в администрацию заявителем указана справка МУ "Городская недвижимость" об отсутствии задолженности по арендным платежам.
Кроме того, не правомерным является требование о предоставлении договора купли-продажи N 8 от 30.01.1999 г., поскольку право собственности на объект купли-продажи - недвижимое имущество зарегистрировано в установленном законом порядке и подтверждено приложенным свидетельством о государственной регистрации.
Таким образом, действия Администрации г. Белгорода , выразившиеся в требовании представить названные документы , по мнению апелляционного суда, являются незаконными и необоснованными.
Требования предоставления дополнительных документов , не предусмотренных законодательно, нарушают права лица на предоставление земельного участка.
Между тем, учитывая тот факт, что для получения в собственность земельного участка заявителем в уполномоченный орган не был представлен полный пакет документов, предусмотренный в соответствии с требованиями закона, вывод суда области об отказе в удовлетворении требований заявителя о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка признается правомерным.
В связи с изложенным, апелляционный суд находит, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в части отказа заявителю о признании незаконными действий ответчика, выразившихся в требовании предоставления документов о ранее произведенном отводе земельного участка, справки инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Белгороду об отсутствии задолженности по налогу или справки МУ "Городская недвижимость" об отсутствии задолженности по арендным платежам за выкупаемый земельный участок, о предоставлении договора купли-продажи N 8 от 30.01.1999 г. В остальной части решение следует оставить без изменения.
Расходы по госпошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
С учетом изложенного и руководствуясь п. 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Авиатонхлеб" удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 23.10.2008 г. по делу N А08-4102/2008-26 отменить в части.
Признать незаконными действия Администрации г. Белгорода , выразившиеся в требовании предоставления Обществом с ограниченной ответственностью "Авиатонхлеб" документов о ранее произведенном отводе земельного участка, справки инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Белгороду об отсутствии задолженности по налогу или справки МУ "Городская недвижимость" об отсутствии задолженности по арендным платежам за выкупаемый земельный участок, о предоставлении договора купли-продажи N 8 от 30.01.1999 г
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Е.А.Семенюта |
Судьи |
Н.Д.Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-4102/2008-26
Заявитель: ООО "Авиатонхлеб"
Ответчик: Администрация г Белгорода
Хронология рассмотрения дела:
10.02.2009 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5759/08