г. Чита |
Дело N А10-4016/08 |
12 марта 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2009 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Борголовой Г.В.,
судей Клочковой Н.В., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Хлебас Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 14 января 2009 года по делу N А10-4016/08,
по заявлению войсковой части 26292
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия
о признании незаконным постановление от 03.12.2008 N 02-180/2008
(судья Устинова Н.В.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя по делу: Печенкина Р.А. представителя по доверенности от 24.02.2009 N 104
от административного органа: представитель не явился
установил:
заявитель - войсковая часть 26292 обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением, уточнив в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия (далее по тексту - административный орган) от 03.12.2008 о назначении административного наказания по части 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу N 02-180/2008.
Решением суда от 14 января 2009 года заявленные требования удовлетворены. Постановление признано незаконным и отменено.
В обоснование решения, суд первой инстанции сослался на то, что административным органом не доказано, что именно из средств, полученных из бюджета по статье расходов 239 "Военный персонал и сотрудники правоохранительных органов, имеющие специальные звания" подстатье 211 "Заработная плата" войсковой частью 26292 была произведена выплата денежных средств на приобретение материальных ценностей в размере 27000 рублей, соответственно, привлечение к административной ответственности войсковой части 26292 неправомерно.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный орган обратился в Четвёртый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Основанием к отмене решения суда указывает доказанность нецелевого использования бюджетных средств актом проверки от 17.10.2008 N 212.
Отзыв на апелляционную жалобу в суд не представлен.
Представитель войсковой части в судебном заседании устно возразил против доводов апелляционной жалобы, считая, что не доказано нецелевое использование бюджетных средств, поскольку в кассе были и другие денежные средства, в том числе на закупку материальных ценностей. Денежные средства не использовались в полном объеме.
Представитель административного органа в судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Дело по апелляционной жалобе рассматривается по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав возражения представителя войсковой части 26292, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, ТУ ФСФБН в РБ проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности войсковой части 26292 за период с 01.01.07г. по 31.12.07г.
В ходе проверки установлено, что 20.12.07г. по заявке N 28 от 19.12.07г. в кассу войсковой части 26292 из бюджета поступили денежные средства в размере 3 751 561 руб. 16 коп., в том числе 3 411 011 руб. 16 коп. по виду расходов 239 "Военный персонал и сотрудники правоохранительных органов, имеющие специальные звания" подстатье 211 "Заработная плата" на выплату денежного довольствия за 2007 год.
20 декабря 2007 года войсковой частью 26292 из кассы по расходному кассовому ордеру N 1206 по виду расходов 233 "Обеспечение функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации" подстатье 310 "Увеличение стоимости основных средств" и подстатье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" произведена выплата денежных средств на приобретение материальных ценностей в размере 27 000 руб. за счет средств вида расходов 239 "Военный персонал и сотрудники правоохранительных органов, имеющие специальные звания", то есть допущено нецелевое использование бюджетных средств.
По данному факту 17.10.08г. старшим контролером-ревизором ТУ ФСФБН в РБ Гомбоевым Б.Д. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением N 02-180/2008 от 03.12.08г. войсковая часть 26292 привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 руб. Копия постановления получена заявителем 17.12.08г.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения состоит в диспозиции названной статьи.
Статьёй 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Согласно статье 289 названного Кодекса нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации для составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации, которая представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетной системы Российской Федерации.
Порядок применения классификации операций сектора государственного управления в силу пункта 4 статьи 23.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливается Министерством финансов Российской Федерации. Реализуя указанные полномочия, Министерство финансов Российской Федерации определяет порядок применения статей и подстатей классификации. В частности, Министерство финансов Российской Федерации устанавливает перечни расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежащих отнесению на определенные статьи и подстатьи классификации. В 2007 году действовали Указания о порядке применения бюджетной классификации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации N 168н от 08.12.06г.
Основанием привлечения войсковой части 26292 к ответственности явилось нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в выдаче 20.12.07г. из кассы части денежных средств в сумме 27 000 руб. на приобретение материальных ценностей за счет средств, полученных по виду расходов 239 "Военный персонал и сотрудники правоохранительных органов, имеющие специальные звания" подстатье 211 "Заработная плата".
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Административным органом не доказано, что именно из средств, полученных из бюджета по статье расходов 239 "Военный персонал и сотрудники правоохранительных органов, имеющие специальные звания" подстатье 211 "Заработная плата" войсковой частью 26292 была произведена выплата денежных средств на приобретение материальных ценностей в размере 27 000 руб.
Согласно выписки из кассовой книги, представленной войсковой частью 26292, состояние кассы войсковой части 26292 за 20.12.07г. было следующим:
на начало дня остаток по бюджету составил 2 253 166 руб. 52 коп.;
приход по бюджету за день составил 3 751 561 руб. 16 коп.;
расход по бюджету в течение дня составил 46 492 руб. 07 коп., в том числе 27 000 руб. по расходному кассовому ордеру N 1206 (на приобретение материальных ценностей);
на конец дня остаток по бюджету составил 5 958 235 руб. 61 коп.
Документы, из которых было бы видно из каких видов расходов складывается сумма остатка денежных средств на начало дня 20.12.07г. в сумме 2 253 166 руб. 52 коп., административным органом не представлены. Отсутствует и документ, содержащий перечень статьей и подстатей бюджетной классификации, к расходам которых отнесены денежные средства, составляющие сумму остатка 5 958 235 руб. 61 коп. на конец дня 20.12.07г.
При отсутствии таких документов, установить, что в кассе войсковой части 20.12.07г. на приобретение материальных ценностей денежные средства в сумме 27 000 руб. не имелись, невозможно.
Таким образом, из материалов дела невозможно установить нецелевое использование бюджетных средств при наличии остатка в кассе бюджетных денежных средств, в сумме, превышающей сумму выплаты.
При отсутствии доказанности факта нецелевого использования бюджетных средств в размере 27 000 руб., предназначенных к выплате по виду расходов 239 "Военный персонал и сотрудники правоохранительных органов, имеющие специальные звания" подстатье 211 "Заработная плата", привлечение войсковой части 26292 к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является неправомерным.
Суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии доказательств нецелевого использования денежных средств войсковой частью 26292. Следовательно, административным органом не доказана объективная сторона правонарушения.
Доводы апелляционной жалобы проверены в полном объеме и, по мнению суда апелляционной инстанции, не влияют на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 14 января 2009 года по делу N А10-4016/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
Г.В. Борголова |
Судьи |
Н.В. Клочкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-4016/08
Заявитель: Войсковая часть 26292
Ответчик: ТУ ФСФБН в РБ
Хронология рассмотрения дела:
12.03.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-431/09