г. Чита |
Дело N А58-572/2008 |
27 января 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 января 2009 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Борголовой Г.В.,
судей Лешуковой Т.О., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лопаткиной Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 октября 2008 года по делу N А58-572/2008,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Север"
к Министерству имущественных отношений Республики Саха (Якутия),
третье лицо - окружная администрация города Якутска
о признании незаконным распоряжения от 26.06.2007г. N Р-965; бездействия, выразившееся в не рассмотрении в установленный срок заявления на приватизацию земельного участка, об обязании подготовить проект договора купли-продажи земельного участка,
(судья Шевелёв В.В.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель не явился
от заинтересованного лица: представитель не явился
от третьего лица - представитель не явился
установил:
заявитель - общество с ограниченной ответственностью "Север" (далее по тексту - общество) обратился в Арбитражный суд Республика Саха (Якутия) с заявлением о признании незаконным распоряжения от 26.06.2007г. N Р-965 "Об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности, на котором расположен объект недвижимого имущества, находящийся в собственности общества"; о признании незаконным бездействия, выразившееся в не рассмотрении в установленный срок заявления от 19.12.2005г. общества на приватизацию земельного участка; об обязании подготовить проект договора купли-продажи земельного участка.
Оспариваемые распоряжение и бездействие совершены Министерством имущественных отношений Республика Саха (Якутия) (далее по тексту - министерство).
Для участия в деле, судом первой инстанции привлечено в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований, на стороне заинтересованного лица - окружная администрация города Якутска.
Решением суда первой инстанции производство в части оспаривания бездействия прекращены в связи с отказом от заявленных требований. Заявленные требования в части оспаривания распоряжения удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, министерство обратилось с апелляционной жалобой в Четвёртый арбитражный апелляционный суд. Основанием для отмены решения суда первой инстанции, заявитель апелляционной жалобы указывает на отсутствие факта оспаривания распоряжения заместителя мэра города Якутска от 13.01.2006г. N 38 змр "О резервировании земельного участка за МО "Город Якутск". Поэтому у министерства не было оснований предоставлять земельный участок обществу. Просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт.
Отзыв на апелляционную жалобу представителем общества не представлен.
Представители лиц, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела. Представитель министерства ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в апелляционном порядке без его участия.
Дело рассматривается по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
На праве собственности обществу принадлежит нежилое сооружение - кафе-магазин "Север", общей площадью 134,7 кв. м., инв. N 15721, лит. А, А1, А2, Г1, Г2, I, II, III по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Дзержинского, дом 4, корпус 1.
Земельный участок под названным объектом недвижимости находится у общества в аренде, что подтверждается договорами аренды земельного участка от 10 октября 1999 года N 1806 и от 05 марта 2007 года N 5558. Названные договоры в установленном порядке зарегистрированы.
23 января 2006 года заявитель обратился в министерство с письмом от 19 декабря 2005 года N 18 о приватизации земельного участка, расположенного по адресу г. Якутск, ул. Дзержинского, дом 4, корпус 1, общей площадью 0,0233 га.
26 июня 2007 года министерство вынесло распоряжение N Р-965 "Об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности, на котором расположен объект недвижимого имущества, находящийся в собственности общества.
Названным распоряжением обществу отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка. Оспариваемое распоряжение принято на основании абзаца 4 пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации и распоряжения мэра города Якутска от 13.01.2006 года N 38 змр "О резервировании земельного участка за МО "Город Якутск".
Распоряжением заместителя мэра города Якутска от 13.01.2006 года N 38 змр "О резервировании земельного участка за МО "Город Якутск" зарезервирован для муниципальных нужд, земельный участок, расположенный по улице Дзержинского, 4/1, квартал "125", кадастровый номер 14:36:105028:0086, общей площадью 233 кв.м. Одним из оснований принятия данного распоряжения явилось решение протокола от 09.06.2003 года заседания Комиссии Градостроительного Совета при Главном архитекторе г. Якутска.
Согласно протоколу заседания Градостроительного Совета при главном архитекторе города Якутска от 09.06.2003 года в данном заседании рассматривался вопрос о памятнике почтальону на площади Орджоникидзе. По итогам рассмотрения вопроса решили "применить принципиально другой подход. Основной акцент сделать на сквер. Масштаб памятника уменьшить. Стилизовать идею "0"-километра".
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Следовательно, заявитель имеет исключительное право на приватизацию (выкуп) земельного участка по адресу город Якутск, ул. Дзержинского, дом 4, корпус 1, общей площадью 233 кв.м.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 10.05.2007 года) не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 10.05.2007 года) резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.
В статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
В данной статье не указан случай изъятия (резервирования) земельного участка для муниципальных нужд, как для установки памятника. Кроме того, в пункте 2 части 1 статьи 49 Земельного Кодекса Российской Федерации указано, что изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.
Кроме того, в пункте 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 10.05.2007 года) указано, что ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно абзацу 6 пункта 4 статьи 12 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в подраздел III вносятся записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других прав на недвижимое имущество (сервитуте, ипотеке, доверительном управлении, аренде, концессионном соглашении, аресте имущества, заявлении о праве требования в отношении объекта недвижимого имущества и других), дата внесения записи, имя государственного регистратора и его подпись. В записях об ограничениях (обременениях) права указывается содержание ограничения (обременения), срок его действия, лица, в пользу которых ограничиваются права, сумма выданного кредита для ипотеки (залога), сумма ренты при отчуждении недвижимого имущества, наименование документа, на основании которого возникает ограничение (обременение) права, время его действия, содержание сделок с отложенным исполнением, стороны по таким сделкам, сроки и условия исполнения обязательств по сделкам, цены сделок. Для объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия указываются содержание обязательств по сохранению объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия, наименование документа, на основании которого внесена запись о содержании указанных обязательств.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация ограничений (обременении) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости. Уведомление правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в срок не более чем пяти рабочих дней со дня проведения государственной регистрации.
Таким образом, ограничение права на землю в виде резервирования земельного участка для муниципальных нужд допускается в определенных случаях, и данное ограничение подлежит государственной регистрации.
Как следует из материалов дела, распоряжение заместителя мэра города Якутска от 13.01.2006 года N 38 змр "О резервировании земельного участка за МО "Город Якутск" не прошло государственную регистрацию в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 22.09.2008 года N 01/013/2008-464 (л.д. 47 т.2).
Следовательно, министерство, как уполномоченный орган по управлению и распоряжению земельными участками на территории Республики Саха (Якутия) (в том числе в городе Якутске) обязано было установить, законно ли зарезервирован испрашиваемый земельный участок и зарегистрирован ли в установленном законом порядке.
Указанное нарушение повлекло принятие оспариваемого распоряжения, которое фактически не соответствует требованиям статей 15, 28, 36, 49, 56, 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 10.05.2007 года).
Суд апелляционной инстанции с учетом установленных судом первой инстанции фактических обстоятельств, имеющихся доказательств по делу, считает выводы суда первой инстанции правильными и обоснованными.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого распоряжения, возлагается на орган, который принял акт. В данном случае на министерство.
Суд апелляционной инстанции считает, что министерством не доказано соответствие оспариваемого распоряжения земельному законодательству.
Кроме того, оспариваемым распоряжением нарушены права и законные интересы общества на правообладания земельным участком по закону.
Судебные расходы распределены правильно.
Доводы апелляционной жалобы проверены в полном объеме, и по мнению суда апелляционной инстанции не влияют на законность и обоснованность судебного акта принятого по настоящему делу.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 октября 2008 года по делу N А58-572/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий судья |
Г.В. Борголова |
Судьи |
Т.О. Лешукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-572/08
Заявитель: ООО "Север"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия)
Третье лицо: Окружная администрация г. Якутска
Хронология рассмотрения дела:
27.01.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3876/08