г. Владимир |
|
20 февраля 2008 г. |
Дело N А38-4488/2007-1-342 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.02.2008.
Постановление в полном объеме изготовлено 20.02.2008
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой И.А.,
судей Протасова Ю.В., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богдановой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Торгово-производственное объединение "Мари-Нур"
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 04.12.2007
по делу N А38-4488/2007-1-342,
принятое судьей Фроловой Л.А.
по заявлению Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Марий Эл
о привлечении общества с ограниченной ответственностью Торгово-производственное объединение "Мари-Нур" к административной ответственности,
при участии:
от Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Марий Эл - не явились (уведомление N 8029),
от общества с ограниченной ответственностью Торгово-производственное объединение "Мари-Нур" - не явились (уведомление N 8030),
и установил:
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Марий Эл (далее - Территориальный орган) обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью Торгово-производственное объединение "Мари-Нур" (далее - Общество) к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Решением от 04.12.2007 Арбитражный суд Республики Марий Эл удовлетворил требования Общества, признав доказанной его вину в совершении административного правонарушения.
Общество не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и вынести по делу новый судебный акт.
По мнению Общества, проверка Территориальным органом проведена с нарушением требований пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Кроме этого, Общество считает, что на дату вынесения судом первой инстанции решения истек срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП, который следует исчислять с момента обнаружения административного правонарушения, в данном случае - с 19.09.2007.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
В отзыве на апелляционную жалобу административный орган просил в ее удовлетворении заявителю отказать, решение суда - оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл от 04.12.2007 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела усматривается, что Общество на основании лицензии от 23.03.2004 N 71 Д 134219 со сроком действия до 23.03.2009 осуществляет фармацевтическую деятельность в аптечном пункте, расположенном по адресу: Республика Марий Эл, г. Волжск, ул. Коммунистическая, д. 4б.
В ходе проведения с 19.09.2007 по 16.10.2007 проверки исполнения Обществом лицензионного законодательства Территориальным органом установлено нарушение требований пункта 4 статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах", подпунктов "а", "в" пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416, пунктов 4.5, 4.5.1, 4.5.2, 4.5.7, 4.9.1 Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.11.1996 N 377, пункта 5.4 "Правил отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения", утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 N 80.
Результаты проверки отражены в акте от 16.10.2007 N 166/07.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного в части 4 статьи 14.1 КоАП, Территориальный орган 16.10.2007 составил протокол об административном правонарушении, а 19.10.2007 - обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по названной норме.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). При этом понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования и условия - это совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
На основании пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416 (далее - Положение о лицензировании), лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности и соответствующих установленным к ним требованиям;
б) соблюдение лицензиатом, осуществляющим оптовую торговлю лекарственными средствами, требований статьи 29 Федерального закона "О лекарственных средствах" и правил оптовой торговли лекарственными средствами;
в) соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона "О лекарственных средствах" и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей";
г) соблюдение лицензиатом, осуществляющим изготовление лекарственных средств, правил изготовления лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О лекарственных средствах", и требований к контролю качества лекарственных средств, изготовленных в аптечных учреждениях;
д) соблюдение лицензиатом требований о запрещении продажи лекарственных средств, пришедших в негодность, лекарственных средств с истекшим сроком годности, фальсифицированных лекарственных средств и лекарственных средств, являющихся незаконными копиями лекарственных средств, зарегистрированных в Российской Федерации, а также об уничтожении таких лекарственных средств в соответствии со статьей 31 Федерального закона "О лекарственных средствах";
е) наличие у руководителя соискателя лицензии (лицензиата), деятельность которого непосредственно связана с приемом, хранением, отпуском, изготовлением и уничтожением лекарственных средств, высшего фармацевтического образования, стажа работы по специальности не менее 3 лет и сертификата специалиста;
ж) наличие у индивидуального предпринимателя - соискателя лицензии (лицензиата) высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста;
з) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) работников, деятельность которых связана с изготовлением, приемом, хранением, отпуском и продажей лекарственных средств, имеющих высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификаты специалиста;
и) повышение квалификации специалистов с фармацевтическим образованием не реже одного раза в 5 лет.
В силу пункта 5 Положения о лицензировании осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 4 Положения о лицензировании.
Арбитражным судом первой инстанции установлено, что в нарушение требований пунктов 2.8, 5.6 Отраслевого стандарта "Правил отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения", утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 N 80, в аптечном пункте Общества в торговом зале отсутствовали запирающиеся на замок шкафы для лекарственных препаратов списка "Б", на дверцах шкафов отсутствовали перечни препаратов списка "Б" с указанием высших разовых и суточных доз; лекарственные средства списка "Б" хранились в торговом зале в шкафах, не закрывающихся на ключ, списки высших разовых, суточных доз отсутствовали.
В противоречие требованиям пунктов 2.3, 5.4 Отраслевого стандарта "Правил отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения", пунктов 4.5.1, 4.5.2, 4.9.1, 4.9.3, 4.9.5, 4.9.8 Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.11.1996 N 377, в аптечном пункте Общества лекарственные препараты, требующие условий хранения "комнатная температура" (температура +18 - +20 градусов Цельсия), лекарственные средства, требующие прохладной температуры хранения (+12 - +15 градусов Цельсия) хранились в шкафах при температуре + 21 градус Цельсия.
Необеспечение условий хранения лекарственных препаратов, в том числе требующих защиты от воздействия повышенной температуры в соответствии с температурными условиями хранения, определенными нормативно-техническими документами, являются нарушениями подпунктов "а" и "е" пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, то есть грубыми нарушениями лицензионных требований и условий.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП, что не противоречит материалам дела.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств соблюдения требований Положения о лицензировании, за нарушение которых предусмотрена ответственность на основании части 4 статьи 14.1 КоАП, Общество не представило, следовательно, суд правомерно привлек его к административной ответственности.
Довод Общества о нарушении Управлением требований пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" во внимание не принимается, поскольку он был предметом рассмотрения судом первой инстанции и ему дана надлежащая оценка.
Аргумент заявителя об истечении срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП, отклоняется судом апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.5 КоАП постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
По смыслу пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" протокол об административном правонарушении составляется лишь в случае выявления должностным лицом в результате мероприятия по контролю административного правонарушения.
В рассматриваемом случае правонарушение выявлено 16.10.2007, в связи с чем в этот же день и составлен протокол об административном правонарушении. Решение о привлечении Общества к административной ответственности арбитражным судом первой инстанции принято 04.12.2007, то есть в установленный законом срок.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Республики Марий Эл в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 04.12.2007 по делу N А38-4488/2007-1-342, оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Торгово-производственное объединение "Мари-Нур" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Ю.В. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-4488/2007-1-342
Истец: Управление Росздравнадзора по РМЭ
Ответчик: ООО ТПО "Мари-Нур"
Хронология рассмотрения дела:
20.02.2008 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-99/08