г. Ессентуки |
Дело N А25-594/08-12 |
15 июля 2008 г. |
Вх.16АП-1287/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2008 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Фриева А.Л.,
судей: Луговой Ю.Б., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания судьёй Фриевым А.Л.,
рассмотрев апелляционную жалобу ОАО "Торгтехника" на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 30.05.2008г. по делу N А25-594/08-12 по заявлению ОАО "Торгтехника" об оспаривании постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Южном Федеральном округе о привлечении к административной ответственности и наложении административного взыскания,
при участии в заседании:
от ОАО "Торгтехника": Грамматикопуло П.Г. - директор,
от РО ФСФР в ЮФО: не явились, извещено 27.06.2008г.,
УСТАНОВИЛ
Открытое акционерное общество "Торгтехника" (далее - заявитель, ОАО "Торгтехника") обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам России в Южном федеральном округе (далее - РО ФСФР в ЮФО, управление) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.19. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложении административного взыскания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 30.05.2008г. в удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Торгтехника" о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 11.04.2008г. N 200 отказано.
Не согласившись с решением суда, ОАО "Торгтехника" подало апелляционную жалобу. Заявитель считает решение суда первой инстанции незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы заявитель ссылается на, что решение суда первой инстанции вынесено с неполным выяснением обстоятельств имеющих значение для дела, с недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, с несоответствием выводов изложенных в решении обстоятельствам дела, с нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права. В связи с этим заявитель просит отменить решение суда первой инстанции в полном объёме и принять по делу новый судебный акт в части отмены постановления N 200 от 11.04.2008г., вынесенного Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам России в Южном федеральном округе.
Представитель ОАО "Торгтехника" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда в полном объёме и принять по делу новый судебный акт в обжалуемой части.
Представитель РО ФСФР в ЮФО в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Правильность решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 30.05.2008г. проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав доводы стороны, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 30.05.2008г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что открытое акционерное общество "Торгтехника" 13.10.1996г. зарегистрировано в качестве юридического лица на основании свидетельства о государственной регистрации N 000203443 (основной регистрационный номер 1020900513468), выданного Межрайонной инспекцией Министерства по налогам и сборам по г. Черкесску Карачаево-Черкесской Республике.
28.07.1995г. Финансовым управлением Администрации Карачаево-Черкесской Республики за государственным регистрационным номером 79-1п-00168 был зарегистрирован выпуск акций открытого акционерного общества "Торгтехника", созданного при приватизации государственного предприятия "Пятигорсктехника" в соответствии с планом приватизации, являющимся на момент его утверждения проспектом эмиссии акций. План приватизации предусматривал отчуждение акций неограниченному кругу лиц.
11.04.2008г. Региональным отделением Федеральной службы России по финансовым рынкам в ЮФО по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление N 200 о назначении ОАО "Торгтехника" административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей, примененного в соответствии с частью 2 статьи 15.19. КоАП РФ.
Основанием привлечения к административной ответственности явилось то, что в нарушение статьи 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996г. N 39-ФЗ, а также пунктов 5.1 и 5.3 Положения о раскрытии информации эмитентами комиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России от 10.10.2006г. N 306-117/пз-н, ОАО "Торгтехника" не представило в управление ежеквартальный отчет за 4 квартал 2007 года в срок, установленный законодательством.
По данному факту управлением был составлен Акт о выявлении административного правонарушения от 27.02.2008г.
Управление 20.02.2008г. направило обществу уведомление N 09-801 о вызове его законного представителя на 9 часов 40 минут 11.03.2008г. для составления и подписания протокола об административном правонарушении, врученное обществу 27.02.2008г., что подтверждается почтовым штемпелем на конверте.
Однако, поскольку в тексте указанного уведомления о вызове от 20.02.2008г. N 09-801 отсутствовало указание на событие административного правонарушения, в связи с совершением которого представитель общества вызывается для составления и подписания протокола об административном правонарушении, управление, посчитав указанное уведомление ненадлежащим, и в целях обеспечения прав лица, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, 27.02.2008г. направило обществу уведомление N 09-924 о вызове его законного представителя на 9 часов 30 минут 19.03.2008г. для составления и подписания протокола об административном правонарушении с указанием в тексте на событие административного правонарушения - непредставление в региональное отделение ежеквартального отчета за 4 квартал 2007 года, которое было вручено обществу 03.03.2008г., что подтверждается почтовым уведомлением.
Однако в связи с нахождением управления в городе Ростове, представитель общества для составления и подписания протокола не был направлен в управление. При этом общество направило в управление письмо от 28.03.2008г. N 57 о том, что отчет за 4 квартал 2007 года и список аффилированных лиц направлен им своевременно, 08.02.2008г. Кроме того, обществом был сделан запрос в Главпочтамт г. Черкесска, которое подтвердило, что 10.02.2008г. отчет был в г. Ростове-на-Дону, поэтому общество предложило прекратить производство по делу.
19.03.2008г. в отсутствие представителя ОАО "Торгтехника" должностным лицом управления в отношении заявителя был составлен протокол об административном правонарушении N 19.03/53, в котором зафиксировано допущенное обществом нарушение и квалифицировано как совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19. КоАП РФ - нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному предоставлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством.
Из материалов об административном правонарушении в отношении ОАО "Торгтехника" следует, что 21.03.2008г. управление направило обществу, в отношении которого возбудило административное производство, повестку вызова на рассмотрение дела об административном правонарушении (исх. N 09-1503), согласно которой представитель ОАО "Торгтехника" вызывается для рассмотрения дела об административном правонарушении на 9 часов 30 минут на 11.04.2008г. При этом обществу было предложено представить объяснения по факту допущенного им нарушения закона. В материалах дела об административном правонарушении имеется почтовое извещение о получении обществом этого документа 27.03.2008г.
11.04.2008г. исполняющим обязанности руководителя Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном Федеральном округе Томазовой А.В. было рассмотрено дело об административном правонарушении в отношении ОАО "Торгтехника" и принято постановление о назначении административного наказания N 200 в отсутствие его представителя, поскольку общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, не обеспечило участия в нем своего представителя, ходатайства об отложении дела не направило. Копия постановления о назначении административного наказания с сопроводительным письмом от 18.04.2008г. N 09-2148 направлена заявителю почтовой связью и вручена обществу 29.04.2008г.
Частью 2 статьи 15.19. КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством. Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда.
Статьей 23.47. КоАП РФ определены полномочия Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном федеральном округе по рассмотрению дел об административных правонарушениях, касающихся представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004г. N 317, Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 92 Федерального закона "Об акционерных обществах" от 26.12.1995г. N 208-ФЗ открытое акционерное общество обязано раскрывать сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Согласно пункту 4 статьи 93 указанного Закона общество обязано вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Статьей 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996г. N 39-ФЗ установлено, что в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации, в том числе, в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг. Ежеквартальный отчет представляется в регистрирующий орган не позднее 45 дней со дня окончания отчетного квартала.
В соответствии с указанной статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (в редакции Федерального закона от 05.01.2006г. N 7-ФЗ) под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение.
Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.
Порядок и сроки раскрытия информации по эмиссии ценных бумаг на 14 февраля 2008 года (на день срока подачи списка аффилированных лиц за 4 квартал 2007 года) регулируется Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным Постановлением Федеральной службы по финансовым рынкам России от 10.10.2006г. N 06-117/пз-н (далее по тексту - Положение).
Пунктом 5.1 Положения установлена обязанность эмитента по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета в порядке, предусмотренном настоящим Положением:
а) эмитентов, в отношении ценных бумаг которых осуществлена регистрация хотя бы одного проспекта ценных бумаг;
б) эмитентов, государственная регистрация хотя бы одного выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, которых сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг в случае размещения таких ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышало 500;
в) эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и/или муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц.
Федеральной службой по финансовым рынкам России утвержден следующий порядок обязательного раскрытия информации для акционерных обществ, осуществляющих публичное размещение ценных бумаг.
В пункте 8.1.1 Положения N 06-117/пз-н установлено, что открытое акционерное общество, а также закрытое акционерное общество, осуществившее (осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, помимо иной информации, предусмотренной настоящим Положением, обязаны раскрывать:
а) годовой отчет акционерного общества;
б) годовую бухгалтерскую отчетность акционерного общества;
в) устав и иные внутренние документы акционерного общества, регулирующие деятельность его органов;
г) сведения об аффилированных лицах акционерного общества;
д) дополнительные сведения, предусмотренные настоящей главой Положения.
Согласно пункту 8.5.1 Положения N 06-117/пз-н акционерные общества обязаны раскрывать информацию об аффилированных лицах общества в виде списка аффилированных лиц, который составляется по форме согласно приложению 26.
Список аффилированных лиц акционерного общества должен содержать сведения, которые известны или должны быть известны этому акционерному обществу.
Акционерное общество обязано представлять в регистрирующий орган список его аффилированных лиц, составленный на дату окончания отчетного квартала, не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала. При этом в этом списке отдельным разделом должны быть указаны изменения, произошедшие в списке аффилированных лиц акционерного общества в течение отчетного квартала.
Список аффилированных лиц, представляемый акционерным обществом в регистрирующий орган, должен быть представлен в письменной форме и подписан уполномоченным лицом акционерного общества, подтверждающим тем самым достоверность всей содержащейся в нем информации.
Акционерное общество, обязанное в соответствии с пунктом 8.5.4 Положения N 06-117/пз-н представлять информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, обязано опубликовать на странице в сети Интернет текст списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, не позднее 2 рабочих дней с даты окончания отчетного квартала, а тексты изменений, произошедших в списке аффилированных лиц, - не позднее 2 рабочих дней с даты внесения соответствующих изменений в этот список, но не ранее даты возникновения обязанности раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах.
Пунктом 1.13 указанного Положения указано на необходимость для эмитентов одновременно с представлением документа на бумажном носителе представлять в регистрирующий орган магнитный носитель, содержащий текст документа в формате, соответствующем требованиям федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Требования к магнитным носителям и формату текстов документов, представляемых эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утверждены Распоряжением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг России от 15.08.2003г. N 03-1729/р.
Материалами дела подтверждается факт непредставления ОАО "Торгтехника" ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг за 4 квартал 2007 года в срок до 14.02.2008г. включительно.
При этом суд первой инстанции правомерно не признал обоснованным довод заявителя о том, что ежеквартальный отчет за 4 квартал 2007 года был им направлен в управление своевременно. Представленная заявителем копия почтовой квитанции от 08.02.2008г. N 36900-94 N 01513, а также уведомление о вручении письма адресату подтверждает направление заказной корреспонденции в город Ростов-на-Дону и вручение адресату, однако не содержит описи почтового вложения. Информация о результатах поиска по Внутрироссийскому почтовому идентификатору: 36900097491789, выданная Черкесским Главпочтамтом 28.02.2008г. о том, что заказное письмо N 491789, адресованное РО ФКЦБ РФ в ЮФО, 11.02.2008г. направлено в Черкесский Главпочтамт для дальнейшей пересылки по месту назначения, также не может служить доказательством направления требуемой информации в виде ежеквартального отчета.
В соответствии с пунктами 4.1 и 4.2 Инструкции по делопроизводству в Региональном отделении Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном федеральном округе, утвержденной приказом руководителя РО ФСФР России в ЮФО от 26.04.2006г. N 10-85пз, вся поступающая корреспонденция принимается и регистрируется в Общем отделе РО ФСФР России в ЮФО в Книгах входящей корреспонденции с присвоением каждому документу входящего номера. Регистрации подлежат все документы, требующие рассмотрения, ответа, учета.
Согласно выписке из Книги N 2 регистрации входящей корреспонденции РО ФСФР в ЮФО, имеется запись за 11.02.2008г. о том, что за входящим номером 2402 зарегистрирован список аффилированных лиц ОАО "Торгтехника". Запись сделана с применением принятых сокращений. Иных документов от заявителя не поступало, что следует из указанной выписки из Книги N 2 регистрации входящей корреспонденции за 11.02.2008г. В случае поступления в общий отдел РО ФСФР России в ЮФО в одном конверте нескольких документов, каждый документ регистрируется отдельно с присвоением ему отдельного входящего номера.
Судом первой инстанции обосновано отклонён довод общества о том, что им был сделан запрос в Главпочтамт г. Черкесска, который подтвердил, что 10.02.2008г. отчет был в г. Ростове-на-Дону, как не подтвержденный материалами дела.
Из информации, представленной Главпочтамтом г. Черкесска следует только то, что в г. Ростов-на-Дону поступило письмо за номером 491789, а не ежеквартальный отчет. Указание на почтовом уведомлении слова "отчет" не является подтверждением того, что в конверте был ежеквартальный отчет эмитента за 4 квартал 2007 года. Доказательством направления в адрес управления ежеквартального отчета эмитента является опись почтового вложения письма, отправленного 08.02.2008г.
В подтверждение исполнения обязанности по представлению в управление необходимой информации заявитель также представил в материалы дела список аффилированных лиц ОАО "Торгтехника" и ежеквартальный отчет ОАО "Торгтехника", состоящий из титульного листа, налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2007 год и информации о наличии расчетного счета в банке.
Между тем, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что вышеуказанные документы не являются подтверждением того, что заявителем исполнена обязанность по раскрытию информации на рынке ценных бумаг, поскольку список аффилированных лиц ОАО "Торгтехника" со штампом входящей корреспонденции управления, представленный РО ФСФР России в ЮФО и приобщенный в материалы дела управлением составлен на 12.01.2008г., изготовленный 08.02.2008г., в то время как список, представленный обществом составлен на 07.02.08, изготовленный также 07.02.2008г. Ежеквартальный отчет за 4 квартал 2007 года, представленный в материалы дела также утвержден генеральным директором ОАО "Торгтехника" 07.02.2008г., протокол N 2.
При исследовании и оценке доказательств суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что ОАО "Торгтехника" не приняты все зависящие от него меры для соблюдения норм и правил, регулирующих правоотношения на рынке ценных бумаг.
Проверяя порядок привлечения общества к административной ответственности, суд первой инстанции установил, что протокол об административном правонарушении был составлен управлением 19.03.2006г., то есть не сразу после выявления совершенного правонарушения в виде непредставления ежеквартального отчета эмитента за 4 квартал 2007 года (14.02.2008г.). Согласно статье 28.5. КоАП РФ протокол составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение данных о лице, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума высшего Арбитражного Суда РФ "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" от 02.06.2004г. N 10 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных норм, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным или отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволяли всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Нарушение срока составления протокола, предусмотренного статьей 28.5. КоАП РФ, не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5. КоАП РФ.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции признал, что допущенные управлением нарушения не являются существенными, поскольку они не повлияли на возможность полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2. КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении зафиксирован факт совершения административного правонарушения и установлены фактические данные, являющиеся доказательствами по делу об административном правонарушении, на основании которых судом установлено наличие события административного правонарушения, виновность общества.
Заявителем соблюдены требования норм КоАП РФ при возбуждении производства об административном правонарушении в отношении ОАО "Торгтехника", уведомления о вызове общества для составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении вручены обществу, что подтверждено почтовыми уведомлениями и пояснениями представителя общества в судебном заседании.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что привлечение Открытого акционерного общества "Торгтехника" к административной ответственности является обоснованным, оспариваемое постановление - законным.
При изложенных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 102, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
1. Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 30.05.2008г. по делу N А25-594/08-12 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Торгтехника" - без удовлетворения.
2. Постановление может быть обжаловано в двух месячный срок со дня его изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Л. Фриев |
Судьи |
Ю.Б. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-594/08-12
Истец: ОАО "Торгтехника"
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам России в Южном Федеральном округе
Хронология рассмотрения дела:
15.07.2008 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1287/08