г. Томск |
Дело N 07АП-5801/08 |
15.10.2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления оглашена 13.10.2008г.
Постановление в полном объеме изготовлено 15.10.2008г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зенкова С.А.,
судей: Кулеш Т.А.,
Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания судей Кулеш Т.А.,
при участии:
от заявителя: Штырева А.А. по доверенности от 02.05.07г., ордер N 297/08 от 13.10.08г., удостоверение адвоката N 676,
от заинтересованного лица: Логачевой Е.Г. по доверенности N 4 от 20.12.07г., паспорт,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу и ОАО "Гилевский элеватор"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 07.08.08г. по делу N А45-3351/2008-24/84
по заявлению ОАО "Гилевский элеватор"
к Управлению Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу
о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Гилевский элеватор" (далее по тексту - ОАО "Гилевский элеватор", общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением (уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ) о признании незаконными действия Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу (далее - по тексту заинтересованное лицо, Управление) по взысканию штрафных санкций в размере 4 175 340 руб., о признании инкассового поручения N 2 от 05.02.2008г. не подлежащим исполнению и об обязании Управления произвести возврат заявителю денежных средств в сумме 1 995 934 руб. 26 коп., также просил взыскать с заинтересованного лица в пользу заявителя судебные расходы в сумме 480 руб. за получение информации в органах статистики.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 07.08.08г. по делу N А45-3351/2008-24/84 признаны незаконными действия Управления по взысканию с ОАО "Гилевский элеватор" штрафа в сумме 700 996,56 руб., инкассовое поручение Управления N2 от 05.02.2008г. признано не подлежащим исполнению на сумму 700 996,56 руб., с Управления взысканы расходы в пользу заявителя за получение информации органах статистики в сумме 480 руб. В остальной части требований заявителю отказано.
Полагая решение суда первой инстанции неправомерным, Управление и ОАО "Гилевский элеватор" обратились с апелляционными жалобами.
В апелляционных жалобах Управление и общество с решением не согласились, просят его отменить, принять по делу новый судебный акт по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах.
В судебном заседании представители заявителя и заинтересованного лица поддержали доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе.
Кроме того, стороны представили отзывы на апелляционную жалобу другой стороны, в которых указали, что с доводами апелляционной жалобы другой стороны по делу не согласны, просят оставить решение суда первой инстанции без изменений в оспариваемой другой стороной части и отказать в удовлетворении апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела, должностными лицами Сибирского территориального управления Росрезерва проведена проверка 14.11.2007г. количественной и качественной сохранности зерна государственного резерва на пункте ответственного хранения ОАО "Гилевский элеватор", по итогам которой были выявлены нарушения правил и условий хранения зерна, не обеспечение количественной сохранности зерна.
Результаты проверки отражены в акте от 14.11.2007г. (л.д. 71 т. 1). Данным актом зафиксирована недостача 20 200 тонн пшеницы, в том числе: 18 946 тонн урожая 2005 г. и 1 254 тонны урожая 2006 года.
В адрес общества было выставлено инкассовое поручение N 8 от 28.11.2007г. о взыскании с ОАО "Гилевский элеватор" штрафных санкций в размере 590 850 руб. за период с 14.11.2007г. по 28.11.2007г.
В связи с тем, что проверкой факт недостачи зерна госрезерва был установлен на 31.07.2007г., Управлением был сделан перерасчет штрафных санкций за период с 31.07.2007г. по 28.11.2007г. и выставлено инкассовое поручение N 2 от 05.02.2008г. на сумму 4 175 340 руб. (л.д. 50 т. 1), в котором был учтен факт оплаты суммы пени 590 850 руб. (л.д. 45 т. 1) по инкассовому поручению N 8 от 28.11.2007г. (л.д. 47 т. 1).
На основании указанного выше инкассового поручения с расчетного счета ОАО "Гилевский элеватор" в бесспорном порядке были списаны денежные средства в сумме 1 995 934,26 руб.
Полагая незаконными действия Управления по взысканию штрафных санкций, общество обжаловало их в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, принимая решение о частичном удовлетворении заявленного требования, исходил из следующего.
Учитывая, что проверкой факт самовольного расходования зерна госрезерва в количестве 20 200 тонн был установлен по состоянию на 31.07.2007г., Управлением был сделан перерасчет штрафных санкций за период с 31.07.2007г. по 28.11.2007г. и выставлено инкассовое поручение N 2 от 05.02.2008г. на сумму 4 175 340 руб. Факт оплаты суммы пени 590 850 руб. по инкассовому поручению N 8 от 28.11.2007г., уплаченному ранее, Управлением был учтен.
Таким образом, суд посчитал, что период начисления пени с 31.07.2007г. (с момента возникновения недостачи зерна госрезерва) по 28.11.2007г., определенный Управлением, не противоречит нормам действующего законодательства и не нарушает права заявителя.
Арбитражным судом установлено, что при определении размера ущерба, причиненного недостачами и хищениями, следует исходить из рыночной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба, суд пришел к выводу, что Управлением при определении размера штрафа не представлены доказательства, подтверждающие, что рыночная стоимость зерна на момент обнаружения ущерба составляла 6500 руб. за тонну (доведенной до Управления письмом Росрезерва от 26.11.2007г. N 2-04/10688). Однако, по информации Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю от 24.03.2008г. N 22-15/1235 средняя цена реализации сельскохозяйственными организациями Алтайского края пшеницы в ноябре 2007 года с НДС составила 5 544 руб. за тонну, что на 956 руб. меньше стоимости, используемой в расчете штрафных санкций. В связи с чем, суд решил, что сумма штрафа, указанная в инкассовом поручении N 2 от 05.02.2008г. завышена на 700 996,56 руб.
Учитывая изложенное, суд указал в решении, что действия Управления по взысканию с ОАО "Гилевский элеватор" штрафа в сумме 700 996,56 руб. являются незаконными, а инкассовое поручение Управления N 2 от 05.02.2008г. - не подлежащим исполнению на сумму 700 996,56 руб.
В связи с тем, что с ОАО "Гилевский элеватор" по инкассовому поручению N 2 от 05.02.2008г. были списаны денежные средства в сумме 1 995 934,26 руб., что не превышает сумму штрафа, рассчитанную исходя из рыночной стоимости пшеницы согласно информации органов статистики (3 474 343,44 руб.), суд пришел к выводу, что в требовании общества об обязании Управления произвести возврат денежных средств в сумме 1 995 934,26 руб. следует отказать.
Кроме того, суд пришел к выводу, что требование ОАО "Гилевский элеватор" о взыскании с заинтересованного лица расходов за получение информации в органах статистики в сумме 480 руб. подлежат удовлетворению.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционная инстанция считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв), согласно Положению о нем, утвержденному Постановлением Правительства от 23 июля 2004 г. N 373, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере управления государственным материальным резервом.
В ведении Росрезерва находятся организации, перечень которых утвержден Правительством. Свою деятельность Агентство осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы.
Управление Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу является территориальным органом Федерального агентства по государственным резервам и входит в единую федеральную систему государственного материального резерва.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.1994г. N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" формирование, хранение и обслуживание запасов государственного резерва обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным резервом, его территориальными органами и подведомственными организациями.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О государственном материальном резерве" под закладкой материальных ценностей в госрезерв понимается принятие материальных ценностей для хранения в государственном резерве.
При этом, из положений ст. 3 Федерального закона от 29.12.1994г. N 79-ФЗ следует, что госрезерв предназначен для обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации; обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; оказания государственной поддержки различным отраслям народного хозяйства, организациям, субъектам Российской Федерации в целях стабилизации экономики при временных нарушениях снабжения важнейшими видами сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, продовольствия в случае возникновения диспропорций между спросом и предложением на внутреннем рынке; оказания гуманитарной помощи; оказания регулирующего воздействия на рынок.
Согласно статье 6 Федерального закона от 29.12.1994г. N 79-ФЗ в составе государственного резерва образуется неснижаемый запас материальных ценностей (постоянно поддерживаемый объем их хранения).
Номенклатура и объем материальных ценностей, подлежащих хранению в неснижаемом запасе государственного резерва, а также порядок использования неснижаемого запаса устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 8 статьи 16 Федерального закона от 29.12.1994г. N 79-ФЗ за необеспечение количественной сохранности материальных ценностей государственного резерва с организаций - ответственных хранителей взыскиваются пени в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от стоимости недостающих материальных ценностей за каждый день до полного восстановления их запасов в государственном резерве.
Взыскание неустоек, предусмотренных пунктами 2, 3, 4, 5, 8 и 12 настоящей статьи, осуществляется в бесспорном порядке (пункт 16 статьи 16 Федерального закона от 29.12.1994г. N 79-ФЗ).
Приказом Федерального агентства по государственным резервам от 30.03.07 г. N 38 "Об утверждении порядка ведения бюджетного учета в бюджетных учреждениях системы государственного материального резерва" установлено, что при определении размера ущерба, причиненного недостачами и хищениями, следует исходить из рыночной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов.
Из материалов дела следует, что 28.08.1996г. между ОАО "Гилевский элеватор" и Западно-Сибирским территориальным управлением Роскомрезерва был заключен договор N 11/13 ответственного хранения государственного резерва хлебопродуктов (л.д. 57 т.1).
Пунктом 4.2 данного договора "ответхранитель" обеспечивает неприкосновенность, полную количественную и качественную сохранность хлебопродуктов госрезерва и не вправе без наряда органа госрезерва, пользоваться для собственных нужд переданными ему на хранение хлебопродуктами госрезерва, а также не имеет права самостоятельно заключать в отношении хлебопродуктов госрезерва сделки купли, продажи, обмена, аренды и отчуждения их в любых формах, включая акционирование.
Однако, проверкой установлена недостача 20 200 тонн пшеницы, в том числе: 18 946 тонн урожая 2005 г. и 1 254 тонны урожая 2006 года.
Судом первой инстанции установлено, что проверкой факт недостачи зерна госрезерва был установлен на 31.07.2007г., Управлением произведен расчет штрафных санкций за период с 31.07.2007г. по 28.11.2007г. и выставлено инкассовое поручение N 2 от 05.02.2008г. на сумму 4 175 340 руб. В данном поручении был учтен факт оплаты суммы пени 590 850 руб. по инкассовому поручению N 8 от 28.11.2007г. (выставленному и оплаченному обществом ранее). На основании указанного выше инкассового поручения с расчетного счета ОАО "Гилевский элеватор" в бесспорном порядке были списаны денежные средства в сумме 1 995 934,26 руб.
Апелляционный суд соглашается с доводом арбитражного суда, что Управлением неправомерно сделан расчет штрафа исходя из рыночной стоимости пшеницы в ноябре 2007 г. в размере 6500 руб. за тонну, так как по информации Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю от 24.03.2008г. N 22-15/1235 средняя цена реализации сельскохозяйственными организациями Алтайского края пшеницы в ноябре 2007 года с НДС составила 5 544 руб. за тонну, что на 956 руб. меньше стоимости, используемой в расчете штрафных санкций.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу, что сумма штрафа, указанная в инкассовом поручении N 2 от 05.02.2008г. завышена на 700 996,56 руб.
В связи с тем, что с ОАО "Гилевский элеватор" по инкассовому поручению N 2 от 05.02.2008г. были списаны денежные средства в сумме 1 995 934,26 руб., что не превышает сумму штрафа, рассчитанную исходя из рыночной стоимости пшеницы согласно информации органов статистики (3 474 343,44 руб.), то в удовлетворении требования общества об обязании Управления произвести возврат денежных средств в сумме 1 995 934,26 руб. обоснованно отказано.
Так как судебные расходы в размере 480 руб. подтверждены платежным поручением N 627 от 25.03.2008г., справкой органов статистики от 24.03.2008г. судом первой инстанции правомерно удовлетворено требование общества в данной части.
Доводы апелляционных жалоб аналогичны доводам заявления, поданного в суд первой инстанции и отзыва на него, которым данный арбитражный суд дал надлежащую оценку.
Из выше изложенного следует, что арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в оспариваемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их отмены у апелляционной инстанции не имеется.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 07.08.08г. по делу N А45-3351/2008-24/84 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу и открытого акционерного общества "Гилевский элеватор" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.А. Зенков |
Судьи |
Т.А. Кулеш |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-3351/2008-24/84
Истец: ОАО "Гилевский элеватор"
Ответчик: Управление Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу
Хронология рассмотрения дела:
15.10.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5801/08