г. Пермь
03 июля 2008 г. |
Дело N А71-9563/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.07.2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03.07.2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мещеряковой Т.И.,
судей Савельевой Н.М.,
Ясиковой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калмаковой Т.А.,
при участии:
от заявителя Удмуртского республиканского союза обществ охотников и рыболовов: Цыганова Р.К. (паспорт серии 9407 834221, выписка из протокола от 07.04.2007г.),
от ответчика Ликвидационной комиссии по ликвидации Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Удмуртской республики: Холмогорова О.Л. (паспорт серии 9403 N 007717, доверенность от 14.05.2007г.),
от третьих лиц:
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Удмуртской республике: не явились,
от Общественной организации "Кезское районное общество охотников и рыболовов": не явились,
рассмотрел в заседании суда апелляционную жалобу ответчика Ликвидационной
комиссии по ликвидации Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Удмуртской Республики
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 28 января 2008 года по делу N А71-9563/2007,
принятое судьей В.Н. Симоновым
по заявлению Удмуртского республиканского союза обществ охотников и рыболовов
к Ликвидационной комиссии по ликвидации Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Удмуртской республики,
третьи лица:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Удмуртской республике,
Общественная организация "Кезское районное общество охотников и рыболовов",
о признании лицензии недействительной,
установил:
Удмуртский республиканский союз обществ охотников и рыболовов (далее - союз) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительной выданной Общественной организации "Кезское районное общество охотников и рыболовов" (далее - Кезское охотобщество) Управлением по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Удмуртской республики (далее - Охотуправление) долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира от 14.06.2005г. серии ХХ N 0206.
В связи с нахождением Охотуправления в стадии ликвидации ответчиком по настоящему делу выступает Ликвидационная комиссия по ликвидации Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Удмуртской республики (далее - ликвидационная комиссия), созданная на основании Приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28.02.2007г. N 135 с последующим продлением срока действия.
Кезское охотобщество, а так же Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Удмуртской республике (далее - управление Россельхознадзора) привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц.
Решением Арбитражного суда Удмуртской республики от 28.01.2008г. (резолютивная часть решения объявлена 23.01.2008г.) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ликвидационная комиссия обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Удмуртской Республики отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, а так же неправильное применение судом норм материального права.
В обоснование жалобы ликвидационная комиссия указывает на соблюдение порядка выдачи лицензии Кезскому охотобществу, поскольку на момент выдачи спорной лицензии органом, уполномоченным на выдачу таких лицензий, являлось Охотуправление, так как фактически и юридически данные полномочия управлению Россельхознадзора переданы не были. При этом, то обстоятельство, что на момент выдачи лицензии Охотуправление находилось в стадии ликвидации не свидетельствует об отсутствии у него полномочий на выдачу лицензий.
Представитель ликвидационной комиссии в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, считает, что оснований для признания оспариваемой лицензии недействительной у суда первой инстанции не имелось.
Союз с жалобой общества не согласен по основаниям, указанным в письменном отзыве, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривает, ссылаясь на выдачу спорной лицензии неуполномоченным органом, что, по его мнению, неоднократно подтверждено судебной практикой.
Представитель союза в судебном заседании доводы отзыва поддержал, указывает, что Охотуправление не обладало полномочиями на выдачу лицензии.
Третьи лица письменные отзывы на жалобу не представили, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда первой инстанции в порядке ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, 29.09.2005г. управлением Россельхознадзора союзу выдана долгосрочная лицензия серии ХХ N 0212 сроком действия с 29.09.2005г. по 05.01.2004г. на основании Решения арбитражного суда Удмуртской республики от 26.05.2005г., Постановления апелляционной инстанции Арбитражного Суда Удмуртской Республики от 27.07.2005г., Постановления Правительства Удмуртской Республики от 24.09.1998г. N 272. У союза имеется договор от 05.01.1999г. "О предоставлении в безвозмездное пользование охотничьих угодий для ведения охотничьего хозяйства на территории Удмуртской Республики". Для осуществления пользования животным миром союзу предоставлено Кезское охотничье хозяйство Кезского района, площадью 95 тыс. га.
14.06.2005г. Охотуправлением Кезскому охотобществу выдана долгосрочная лицензия серии ХХ N 0206 сроком действия с 14.06.2005г. по 14.06.2030г. на основании Распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 11.05.2005г. N 439-р, которой Кезскому охотобществу предоставлено вышеуказанное Кезское охотничье хозяйство Кезского района, площадью 95 тыс. га. 14.06.2005г. Кезским охотобществом заключен договор о предоставлении в пользование территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты.
При решении вопроса о получении именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, в ноябре 2007 года союз был проинформирован о наличии долгосрочной лицензии у Кезского охотобщества на пользование объектами животного мира на спорной территории.
Союз, посчитав, что наличие у Кезского охотобщества действующей долгосрочной лицензии на территорию предоставленного союзу для осуществления деятельности охотничьего хозяйства, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о недействительности лицензии в связи с тем, что она выдана неуполномоченным органом.
Выводы суда первой инстанции являются обоснованными в связи со следующим.
Согласно ст.ст. 198, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта законам и иным нормативным правовым актам и нарушение указанным актом прав и законных интересов заявителя.
Отношения в области использования животного мира регулируются Федеральным законом от 24.04.1995г. N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон о животном мире).
На основании ч. 1 ст. 33 Закона о животном мире объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии и гражданам в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии.
В силу ч. 5 ст. 35 Закона о животном мире пользование животным миром осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензии в течение срока, указанного в лицензии по соглашению сторон и зависящего от вида пользования животным миром в границах определенной территории и акватории.
В соответствии со ст. 36 Закона о животном мире долгосрочную лицензию на пользование животным миром выдает специально уполномоченный государственный орган по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решений Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.1996г. N 1574 "О порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира" установлено, что долгосрочные лицензии на пользование объектами животного мира в порядке, установленном Федеральным законом "О животном мире", в отношении объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, выдает Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
В соответствии с п.13 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" образована Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, которой переданы функции по контролю и надзору Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004г. N 327, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору, в частности, в сфере использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору выдает разрешения на изъятие объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, и водными биологическими ресурсами (п.5.2.3 указанного Положения).
Таким образом, специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, осуществляющим лицензирование деятельности на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, в том числе и долгосрочное, является Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, осуществляющая свои функции непосредственно и через свои территориальные органы.
Территориальным органом федеральной службы на территории Удмуртской Республики является Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Удмуртской Республике. Пунктом 5.3 Положения об Управлении Россельхознадзора по Удмуртской Республике к полномочиям территориального органа отнесены полномочия в области охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и среды их обитания.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что управление Россельхознадзора в качестве юридического лица было зарегистрировано 18.04.2005г. (Свидетельство о государственной регистрации юридического лица (л.д.123), то есть с этого момента функции по выдаче спорных лицензий в силу вышеуказанных норм принадлежали исключительно управлению Россельхознадзора.
Что касается полномочий Охотуправления - территориального органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, то оно в соответствии с Приказом Федерального агентства по сельскому хозяйству Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11.04.2005г. N 352 подлежало ликвидации, и с момента создания управления Россельхознадзора утратило полномочия по выдаче спорных лицензий.
То обстоятельство, что заявка на выдачу спорной лицензии была подана и рассмотрена Правительством Удмуртской Республики, а так же то, что Охотуправлением на момент выдачи спорной лицензии не были переданы Управлению Россельхознадзора бланки лицензий, не может быть доказательством, свидетельствующим о наличии у Охотуправления полномочий на рассмотрение заявки и выдачу лицензии после создания управления Россельхознадзора.
Таким образом, выводы суда первой инстанции в части отсутствия у Охотуправления, как территориального органа Минсельхоза России, так и органа государственной власти субъекта Российской Федерации, функций специально уполномоченного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира с 18.04.2005г. обоснованы.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что при рассмотрении данного вопроса следует руководствоваться статьями 49, 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующих правоспособность юридического лица, подлежит отклонению как необоснованный, не учитывающий соответствующих норм материального права в сфере установления государственно-публичных полномочий.
Так же судом апелляционной инстанции отклоняется ссылка жалобы на Письмо Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.02.2005г. N АГ-14/636, поскольку данное письмо носит разъяснительный характер, кроме того, указывает на продолжение осуществления функций по контролю и надзору до окончания процедур ликвидации или преобразования за учреждениями, поименованными в Постановлении Правительства Российской Федерации от 08.12.2004г. N 754 " О мерах по обеспечению деятельности Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору", в частности в приложении N 3.
В связи с выдачей Охотуправлением лицензии с превышением предоставленных ему законом полномочий, лицензия была выдана Кезскому охотобществу без законных оснований.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно указал, что на момент выдачи спорной лицензии управление находилось в стадии ликвидации, что так же исключает наличие у него соответствующих полномочий на выдачу спорной лицензии.
Суд апелляционной инстанции так же считает доказанным факт нарушения оспариваемой лицензией прав и законных интересов союза, поскольку в связи с ее наличием он не может в полной мере реализовать свое право на осуществление лицензируемого вида деятельности на спорной территории. Кроме того, наличие двух владельцев на одной территории для осуществления пользования животным миром в виде охоты, противоречит положениям статей 36 и 37 Закона о животном мире.
Таким образом, судом первой инстанции при рассмотрении дела была установлена совокупность оснований, необходимых для признания оспариваемой лицензии недействительной, в связи с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования союза.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются, как необоснованные.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской республики от 28 января 2008 года по делу N А71-9563/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ликвидационной комиссии по ликвидации Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Удмуртской республики - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на Интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий: |
Т.И. Мещерякова |
Судьи |
Н.М. Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-9563/2007-А5
Истец: Удмуртский республиканский союз обществ охотников и рыболовов
Ответчик: Ликвидационная комиссия по ликвидации Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Удмуртской Республики
Третье лицо: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Удмуртской Республике, Общественная организация "Кезское районное общество охотников и рыболовов"
Хронология рассмотрения дела:
03.07.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3997/08