23 апреля 2009 г. |
Дело N А35-5584/08-С2 |
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 16.04.2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 23.04.2009 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.
судей Шеина А.Е.
Протасова А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Астаповым С.А.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Аркада": Гречанин В.Б. - представитель по доверенности б/н от 03.09.2008 г., паспорт серии 38 07 N 480830 выдан отделением УФМС России по Курской области в Курском районе 18.09.2007 г.;
от Администрации Глушковского района Курской области: Осадчая А.И. - начальник отдела по доверенности N 472 от 13.04.2009 г., паспорт серии 38 08 N 599374 выдан ОУФМС России по Курской области в Глушаковском районе 14.01.2009 г.;
от Прокурора Курской области: Кривцов В.А. - прокурор отдела Прокуратуры Воронежской области, удостоверение ТОN 082179,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аркада" на решение Арбитражного суда Курской области от 23.12.2008 г. по делу N А35-5584/08-С2 (судья Силакова О.Н.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аркада" к Администрации Глушковского района Курской области, при участии Прокурора Курской области, о признании незаконными действий Администрации Глушковского района Курской области, выразившихся в отказе в принятии заявления ООО "Аркада" о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 2 302 га, расположенного по адресу: Курская область Глушковский район, в границах МО "Веселовский сельсовет", п. Краснооктябрьский, а также об обязании Администрации Глушковского района Курской области рассмотреть по существу данное заявление и предоставить Обществу мотивированный ответ по результатам рассмотрения
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Аркада" (далее по тексту - ООО "Аркада", Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с требованием о признании незаконными действий Администрации Глушковского района Курской области (далее по тексту - Администрация), выразившихся в отказе в принятии заявления ООО "Аркада" о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 2 302 га, расположенного по адресу: Курская область Глушковский район, в границах МО "Веселовский сельсовет", п. Краснооктябрьский, а также об обязании Администрации Глушковского района Курской области рассмотреть по существу данное заявление и предоставить Обществу мотивированный ответ по результатам рассмотрения / с учетом уточнения, принятого судом в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации/.
Решением Арбитражного суда Курской области от 23.12.2008 г. по делу N А35-5584/08-С2 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Аркада" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы Общество ссылается на то, что суд неполно исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправомерно посчитал установленными недоказанные по делу обстоятельства и не применил закон, подлежащий применению.
Представитель ООО "Аркада" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Администрации Глушковского района Курской области в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, считая решение суда законным и обоснованным, просил обжалуемый судебный акт арбитражного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Прокуратуры в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывов, заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, апелляционная инстанция установила следующее.
12.07.2008г. Администрацией Глушковского района Курской области опубликовано в газете "Курская правда" N 101-108 объявление о предоставлении в долгосрочную аренду земельного участка для сельскохозяйственного производства из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 2 302 га, расположенного по адресу: Курская область, Глушковский район, в границах МО "Веселовский сельсовет", п. Краснооктябрьский, в котором указано, что с заявлением о предоставлении данного земельного участка необходимо обращаться в Администрацию Глушковского района Курской области в течение месяца со дня опубликования объявления по адресу: Курская область, Глушковский район, п. Глушково, ул. Советская, д. 3.
11.08.2008г. ООО "Аркада" направило по адресу: Курская область, Глушковский район, п. Глушково, ул. Советская, 31 на имя начальника отдела по управлению имуществом и земельным правоотношениям Осадчих Анны Ивановны письмо с заявлением без номера и даты о предоставлении в долгосрочную аренду земельного участка для сельскохозяйственного производства из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 2 302 га, расположенного по адресу: Курская область, Глушковский район, в границах МО "Веселовский сельсовет", п. Краснооктябрьский.
18.08.2008г. указанное заказное письмо было возвращено ООО "Аркада" в связи с отказом адресата от получения.
25.08.2008г. ООО "Аркада" направило заявление на имя Главы Администрации Глушковского района о предоставлении земельного участка для сельскохозяйственного производства из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 2 302 га, расположенного по адресу: Курская область Глушковский район, в границах МО "Веселовский сельсовет", п. Краснооктябрьский в долгосрочную аренду. В данном заявлении Общество указало также, что уже обращалось с аналогичным заявлением 11.08.2008г., и просило указать причину отказа в принятии заявления, а также предоставить информацию о проведении торгов по продаже права аренды земельного участка в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 г. N 808.
03.09.2008 г. Администрацией Глушковского района Курской области в адрес ООО "Аркада" направлено письмо за исх. N 1086, в котором сообщалось о том, что в связи с подачей заявления от 25.08.2008г. о предоставлении в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 2302 га, находящегося по адресу: Курская область, Глушковский район, МО "Веселовский сельсовет", п. Краснооктябрьский, по истечении срока (месяца с момента опубликования сообщения в газете "Курская правда") предоставить вышеуказанный участок ООО "Аркада" не представляется возможным.
Кроме того, указано, что заявление Общества от 11.08.2008 г. в Администрацию Глушковского района Курской области не поступало, а поступило заказное письмо от ООО "Аркада" на имя начальника отдела по управлению имуществом и земельным правоотношениям Осадчих А.И. , однако должностное лицо с указанной фамилией в штате Администрации не числится.
Полагая действия Администрации, выразившиеся в отказе в принятии заявления от 11.08.2008г. о предоставлении спорного земельного участка в долгосрочную аренду незаконными и нарушающими права и законные интересы Общества, ООО "Аркада" обратилось в Арбитражный суд Курской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые действия Администрации Глушковского района Курской области не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушили прав и законных интересов заявителя.
Суд апелляционной инстанции находит данную позицию суда первой инстанции верной с учетом следующего.
В соответствии с положениями, изложенными в статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в установленном Кодексом порядке.
Согласно требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований (возражений).
Пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В качестве квалифицирующих признаков для признания недействительным акта государственного органа или акта органа местного самоуправления законодатель выделил два взаимосвязанных признака - несоответствие такого акта закону или иным правовым актам и нарушение этим актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица /ст.13 Гражданского Кодекса Российской Федерации, ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации/.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно пункту 10 статьи З Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
В силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности на основании акта органа местного самоуправления.
При этом из содержания данной статьи следует, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, в связи с чем обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В силу статьи 4 Закона Курской области "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 05.03.2004 г. N 8-ЗКО органы местного самоуправления в Курской области: управляют и распоряжаются земельными участками из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности; устанавливают процедуры и критерии предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно ст. 18 Устава муниципального района "Глушковский район" Курской области Администрация Глушковского района входит в структуру органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Губернатора Курской области от 12.04.2005 г. N 256 "О мерах по реализации Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" средством массовой информации, в котором публикуются сообщения, предусмотренные законодательством об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Курской области определена газета "Курская правда".
Судом установлено и подтверждается представленными материалами дела, что 12.07.2008 г. в газете "Курская правда" N 107-108 Администрацией опубликовано информационное сообщение о предоставлении в долгосрочную аренду земельного участка для сельхозпроизводства из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 2 302 га, расположенного по адресу: Курская область, Глушковский район, в границах МО "Веселовский сельсовет", п. Краснооктябрьский.
Заказное письмо на имя начальника отдела по управлению муниципальным имуществом Осадчих А.И. Общество с ограниченной ответственностью "Аркада" направило 11.08.2008 г. с указанием адреса Курская область, Глушковский район, п.Глушково, ул.Советская, д.31, в то время как в информационном сообщении, размещенном в газете "Курская правда" от 12.07.2008 г. N 107-108 был указан адрес для обращения с заявлениями о предоставлении земельного участка Курская область, Глушковский район, п.Глушково, ул.Советская, д.3 , адресатом определена Администрация Глушковского района Курской области.
18.08.2008г. заказное письмо было возвращено ООО "Аркада" в связи с отказом адресата от получения.
Судом первой инстанции правильно установлено, что отказ от получения заказного письма ООО "Аркада" осуществлен в связи с неверным указанием на конверте получателя (адресата) и адреса.
Должностное лицо Осадчих А.И., которой была адресована корреспонденция, в штате Администрации Глушковского района Курской области не значится.
Начальником отдела по управлению муниципальным имуществом Администрации является Осадчая Анна Ивановна.
Кроме того, согласно должностной инструкции начальника отдела по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Администрации Глушковского района Курской области в обязанности Осадчей А.И. не входит получение корреспонденции, адресованной Администрации или отделу.
В материалах дела представлен договор от 22.01.2008 г. N 10, заключенный ОСП Глушковский почтамт УФПС Курской области с Администрацией Глушковского района Курской области, согласно которого уполномоченными на прием почты, поступающей в адрес Администрации Глушковского района Курской области, лицами являются Усова Т.А и Рудакова Н.Н.
Кроме того, 18.08.2008 г. между ОСП Глушковский почтамт УФПС Курской области и Администрацией Глушковского района Курской области заключен договор N 34, согласно пункта 4 которого на получение корреспонденции уполномочен заместитель Главы Администрации Глушковского района - Управляющий делами Марущенко Т.В. и секретарь Главы Администрации Глушковского района Курской области - консультанта - инспектора приемной отдела организационной работы Администрации Глушковского района Курской области Рудакова Н.Н.
В соответствии с пунктом 2.6 Должностной инструкции консультанта - инспектора приемной отдела организационной работы Администрации Глушковского района Курской области, утвержденной Главой Администрации Глушковского района Курской области 01.01.2008г., обязанность принимать поступающую в адрес Администрации Глушковского района Курской области, на имя Главы Администрации и должностных лиц Администрации Глушковского района Курской области корреспонденцию возложена на консультанта - инспектора названного отдела.
Должностные обязанности начальника отдела по управлению муниципальным имуществом и земельным правоотношениям Администрации Глушковского района установлены разделом 2 должностной инструкции названного лица. При этом получение корреспонденции не входит в должностные обязанности начальника отдела.
Таким образом, отказ начальника отдела по управлению муниципальным имуществом Администрации Глушковского района Курской области Осадчей А.И. от получения заказного письма, направленного заявителем не противоречит требованиям законодательства , установленным должностным обязанностям.
Как правомерно отмечено судом первой инстанции доказательств того, что ранее названные должностные лица, уполномоченные на получение корреспонденции, отказались от получения письма заявителя , в материалы дела не представлено.
Суд апелляционной инстанции находит необходимым отметить, что фактически заявление ООО "Аркада" о предоставлении земельного участка в орган, уполномоченный распоряжаться земельными участками - Администрацию Глушковского района Курской области, не поступало, поскольку письмо было возвращено без вскрытия конверта. На момент отказа в получении корреспонденции у ответчика отсутствовала информация о содержимом письма, т.е. о наличии заявления. Данный факт также свидетельствует об отсутствии нарушений прав и законных интересов заявителя со стороны ответчика.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия), устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемые решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, иного органа соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, в соответствии со ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к обоснованному и правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В нарушение требований статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Обществом не было доказано наличие двух оснований, позволяющих признать действия Администрации незаконным.
При изложенных обстоятельствах, апелляционная инстанция находит, что представленные доказательства судом оценены с учетом фактически установленных по делу обстоятельств, доводам лиц, участвующих в деле, дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем, решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Судом апелляционной инстанции отклоняется ссылка заявителя жалобы на то, что судом необоснованно не применен Федеральный закон от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", поскольку порядок предоставления в аренду находящихся в государственной собственности сельскохозяйственных земель регулируется нормами Земельного кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Нормы названного закона регулируют вопросы рассмотрения заявлений граждан, а не юридических лиц.
Доводы о том, что установленные обстоятельства свидетельствуют о существенном нарушении законодательства о порядке рассмотрения заявлений граждан и организаций не могут быть признаны состоятельными, поскольку направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, но не опровергают их.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, которым не была дана оценка судом первой инстанции, позволяющих сделать вывод о неправомерности обжалуемого судебного акта, Обществом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не приведено.
Расходы по госпошлине за рассмотрение дела в апелляционной инстанции относятся на заявителя жалобы. Учитывая, что при подаче апелляционной жалобы заявителем уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб., вместо 1000 руб., излишне уплаченную сумму - 1000 руб. следует возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Аркада".
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 23.12.2008 г. по делу N А35-5584/08-С2 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аркада" без удовлетворения.
Выдать обществу с ограниченной ответственностью "Аркада" справку на возврат государственной пошлины в сумме 1000 руб., уплаченной по платежному поручению N 10 от 30.01.2009 г.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Е.А.Семенюта |
Судьи |
А.Е.Шеин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-5584/08-С2
Заявитель: ООО "АРКАДА"
Ответчик: Администрация Глушковского района Курской области
Заинтересованное лицо: Прокурор Курской области