г. Пермь
25 марта 2009 г. |
Дело N А50-17978/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 марта 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Глотовой Г.И.
судей Зелениной Т.Л., Скромовой Ю.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шилонцевой В.А.
при участии:
от заявителя - ООО "Спектр" - Шерстнев С.В., доверенность от 13.01.2009 года, паспорт;
от ответчика Департамента планирования и развития территории города Перми - Голиков Ю.С., доверенность от 23.12.2008 года, удостоверение;
от третьего лица ООО "Выставочный центр "Пермская Ярмарка" - Пешков А.А., доверенность от 25.03.2009 года, паспорт
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика Департамента планирования и развития территории города Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 26 января 2009 года
по делу N А50-17978/2008,
принятое судьей Гусельниковой Н.В.
по заявлению ООО "Спектр"
к Департаменту планирования и развития территории города Перми
третье лицо: ООО "Выставочный центр "Пермская Ярмарка"
о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, обязании устранить нарушения,
установил:
ООО "Спектр" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту планирования и развития территории города Перми.
1. О признании незаконным решения Департамента планирования и развития территории города Перми об утверждении акта выбора и предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке, находящемся по адресу г. Пермь ул. Б. Гагарина, 67, ООО "Выставочный центр "Пермская ярмарка".
2. О признании незаконным решения Департамента планирования и развития территории города Перми о предоставлении земельного участка, находящегося по адресу г. Пермь ул. Б. Гагарина, 67, ООО "Выставочный центр "Пермская ярмарка".
3. О признании незаконным отказа Департамента планирования и развития территории города Перми в предоставлении земельного участка, находящемся по адресу г. Пермь ул. Б. Гагарина, 67.
4. Обязании Департамента планирования и развития территории города Перми провести торги по предоставлению земельного участка, находящегося по адресу г. Пермь ул. Б. Гагарина, 67.
В соответствии со ст.51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Выставочный центр "Пермская Ярмарка".
На основании ст. 49 АПК РФ заявитель отказался от заявления в части требований о признании незаконным решения Департамента планирования и развития территории города Перми об утверждении акта выбора и предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке, находящемся по адресу г. Пермь ул. Б. Гагарина, 67, ООО "Выставочный центр "Пермская ярмарка"; о признании незаконным решения Департамента планирования и развития территории города Перми о предоставлении земельного участка, находящегося по адресу г. Пермь ул. Б. Гагарина, 67, ООО "Выставочный центр "Пермская ярмарка"
Уточнил требование 3 - о признании незаконным отказа Департамента планирования и развития территории города Перми в предоставлении земельного участка, находящегося по адресу г. Пермь ул. Б. Гагарина, 67, изложенного в письме от 19.08.2008г. И -22-01-06/02- 4843.
В требовании 4 изменил предмет требований, просил обязать Департамент планирования и развития территории города Перми устранить нарушения, допущенные отказом ООО "Спектр" в предоставлении земельного участка по адресу г. Пермь ул. Б. Гагарина, 67.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 26.01.2009 года заявленные требования удовлетворены.
Отказ Департамента планирования и развития территории города Перми в предоставлении земельного участка по бульвару Гагарина, 67 в Мотовилихинском районе под строительство многоуровневой автостоянки с административными помещениями, изложенный в письме N 22 - 01 - 06/02 - 4843 от 19.08.2008 года признан незаконным, не соответствующим Земельному кодексу РФ.
Департамент планирования и развития территории города Перми обязан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Производство по делу в части признания незаконным решения Департамента планирования и развития территории города Перми об утверждении акта выбора и предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке, находящемся по адресу г. Пермь ул. Б. Гагарина, 67, ООО "Выставочный центр "Пермская ярмарка; признания незаконным решения Департамента планирования и развития территории города Перми о предоставлении земельного участка, находящегося по адресу г. Пермь ул. Б. Гагарина, 67, ООО "Выставочный центр "Пермская ярмарка" прекращено.
Департамент планирования и развития территории города Перми (далее - Департамент) с решением суда не согласен, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что основанием для предоставления земельного участка в зависимости от процедуры предоставления земельного участка является либо протокол о результатах торгов, либо решение о предварительном согласовании места размещения объекта и об утверждении акта выбора земельного участка. В данном случае такие основания отсутствуют. Кроме того, считает, что права заявителя не нарушены.
Заявитель с доводами апелляционной жалобы не согласен. Считает, что из текста заявления прямо следует, что заявитель обращался с просьбой предоставить земельный участок для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. Предварительное согласование места размещения объекта - это одна из стадий предоставления земельного участка.
Третье лицо поддерживает доводы апелляционной жалобы ответчика. Просит решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Спектр" обратилось в Департамент с заявлением от 24.07.2008 года N 312 о рассмотрении возможности предоставления в аренду земельного участка, находящегося по адресу: г.Пермь, Бульвар Гагарина, 67, ориентировочной площадью 4 000 кв.м под строительство многоуровневой автостоянки с административными помещениями, которое получено ответчиком 28.07.2008 года (л.д.14).
Письмом от 19.08.2008 N И-22-01-06/02-4843 Департамент отказал в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с принятым решением о предоставлении данного земельного участка ООО "Выставочный центр "Пермская ярмарка" с предварительным согласованием места размещения объекта строительства (л.д.13).
Оспаривая отказ Департамента в предоставлении земельного участка, ООО "Спектр" считает, что он не соответствует требованиям Земельного кодекса РФ и нарушает права и законные интересы ООО "Спектр" в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п.1 ст.30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию, либо с предварительным согласованием места размещения объекта, либо без предварительного согласования места размещения объекта (на торгах).
Порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта закреплен в п. 5 ст. 30 названного Кодекса и включает: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
В п.1 ст.31 ЗК РФ закреплено, что лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 ЗК РФ).
В соответствии с п. 6 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (п. 8 ст. 31 ЗК РФ).
Согласно ч. 5 ст. 201 АПК РФ обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также наличие обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Доказательств того, что в отношении испрашиваемого земельного участка имеется решение о его предоставлении ООО "Выставочный центр "Пермская ярмарка" с предварительным согласованием места размещения объекта строительства ответчиком не представлено.
Иных оснований для отказа в предоставлении земельного участка письмо Департамента от 19.08.2008 N И-22-01-06/02-4843 не содержит.
При таких обстоятельствах, отказ Департамента в предоставлении заявителю земельного участка по Бульвару Гагарина, 67 под строительство многоуровневой автостоянки с административными помещениями, изложенный в письме от 19.08.2008 N И-22-01-06/02-4843 правомерно признан судом незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суд правомерно обязал Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
При этом довод Департамента о том, что из обжалуемого решения не ясно, каким образом он обязан устранить допущенные нарушения, не состоятелен, поскольку порядок рассмотрения заявления о предоставлении земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта закреплен в ст. 31 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах Департамент обязан вернуться к рассмотрению заявления ООО "Спектр" и принять решение по данному заявлению в соответствии с действующим законодательством с учетом, того, что в настоящее время испрашиваемый земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет (л.д. 40-43).
Довод Департамента о том, что заявитель не обращался с требованием о предварительном согласовании места размещения объекта, без которого невозможно принять решение о предоставлении земельного участка, является несостоятельным, поскольку заявление ООО "Спектр" от 24.07.2008 года N 312 содержит все сведения, предусмотренные ч.1 ст.31 ЗК РФ.
Таким образом, учитывая, что выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, является одним из этапов предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, заявление ООО "Спектр" от 24.07.2008 года N 312 правомерно расценено судом как заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в порядке п.1 ст.31 ЗК РФ.
Довод Департамента о том, что он не может исполнить обжалуемое решение в части устранения нарушенных прав заявителя, поскольку не полномочен проводить торги по предоставлению спорного земельного участка, является несостоятельным, поскольку решение не содержит возложения обязанности на Департамент провести торги по предоставлению земельного участка.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения, предусмотренных ст.270 АПК РФ, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 26 января 2009 года по делу N А50-17978/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Г.И. Глотова |
Судьи |
Т.Л.Зеленина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-17978/2008-Г35
Заявитель: ООО "Спектр"
Заинтересованное лицо: Департамент планирования и развития территории г. Перми
Третье лицо: ООО "Выставочный центр "Пермская ярмарка", Департамент земельных отношений Администрации г. Перми
Хронология рассмотрения дела:
25.03.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1567/09