г. Ессентуки |
А20-2195/07 |
21 января 2008 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления оглашена 16 января 2008 года
Постановление в полном объеме изготовлено 21 января 2008 года
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Луговой Ю.Б., и судей: Жукова Е.В., Сулейманова З.М.
при ведении протокола с/з помощником судьи Капикранян А.А.
С участием в заседании представителей:
от заявителя
Доткулов М.М. - без надлежащих полномочий
от заинтересованных лиц
не явись, извещены
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Кабардино-Балкарской Республике на
решение
Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики
от 21 сентября 2007 года
по делу N А20-2195/2007
под председательством судьи Бечеловым А.Б.
по заявлению ОАО ПСК "Каббалкгражданстрой"
Баксанский отдел УФРС РФ по КБР Управления Федеральной регистрационной службы по Кабардино-Балкарской Республике
о признании отказа в государственной регистрации недвижимого имущества незаконным и обязании зарегистрировать право собственности на объект здания СПФ N 14 ОАО "ПСК "Каббалкгражданстрой"
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "ПСК "Каббалкгражданстрой" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании недействительным отказа Баксанского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее - регистрирующий орган, УФРС, апеллянт) в государственной регистрации права собственности на объект: здание СПФ N 14 ОАО "ПСК "Каббалкгражданстрой", расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. Баксан, ул. Катханова, 14, и об обязании Баксанского отдела Федеральной регистрационной службы по Кабардино-Балкарской Республике зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество. Заявитель также просил взыскать 7.500 руб., уплаченных за регистрацию права собственности и судебные расходы в размере 2.000 руб.
Заявление мотивировано тем, что общество 04.05.2007 представило в регистрирующий орган все необходимые документы на государственную регистрацию права собственности на нежилое помещение, расположенное по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. Баксан, ул. Катханова, д. 14.
22.05.2007 УФРС направило обществу уведомление об отказе в государственной регистрации права собственности, на основании абз. 8 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), по причине отсутствия в правоустанавливающем документе (плане приватизации АА ПСО "Каббалкгражданстрой") перечня имущества, вошедшего в уставной капитал ОАО "ПСК "Каббалкгражданстрой".
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 21.09.2007 по делу N А20-2195/2007 отказ в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество признан недействительным. Суд обязал УФРС по КБР в лице Баксанского отдела Федеральной регистрационной службы по Кабардино-Балкарской Республике зарегистрировать здания СПФ N 14 ОАО "ПСК "Каббалкгражданстрой", расположенные по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. Баксан, ул. Катханова, 14 - здание конторы общей площадью 258,3 кв.м, инв. N 11176. В части взыскания 7.500 руб. госпошлины за государственную регистрацию, заявителю отказано. Дело по иску о взыскании госпошлины прекращено.
Указанное решение мотивировано тем, что в плане приватизации заявителя предусмотрена приватизация всех объектов Арендного акционерного проектно-строительного объединения "Каббалкгражданстрой", что соответствует требованию п. 10 Указа Президента РФ N 721 от 01.07.1992 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества".
Не согласившись с таким решением, Управление Федеральной регистрационной службы направило апелляционную жалобу, в которой просит решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 21.09.2007 по делу N А20-2195/2007 отменить, и принять новый судебный акт, отказав обществу в заявленных требованиях.
Апеллянт указывает, что в предоставленном на государственную регистрацию плане регистрации АА ПСО "Каббалкгражданстрой" перечень объектов СУ- 14 не указан.
Общество представило отзыв на жалобу, в котором просило оставить решение суда без изменения.
УФРС, Баксанский отдел УФРС по КБР, ОАО "ПСК "Каббалкгражданстрой", будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, в суд полномочных представителей не направили.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ спор рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в соответствии с требованиями 009903 100790 4294967294 3764582560 40394781 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации#S, проверив з
Материалами дела установлено, что 04 мая 2007 года в Баксанский отдел УФРС по КБР за государственной регистрацией права собственности на объект недвижимости - здания СПФ N 14 ОАО "ПСК "Каббалкгражданстрой", расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. Баксан, ул. Катханова, 14 обратился гражданин Доткулов М.М., действующий на основании доверенности.
22.05.2007 УФРС направило обществу уведомление об отказе в государственной регистрации права собственности по причине отсутствия в правоустанавливающем документе (плане приватизации АА ПСО "Каббалкгражданстрой") перечня имущества вошедшего в уставной капитал ОАО "ПСК "Каббалкгражданстрой".
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Согласно ст. 13, п. 1 ст. 18 Закона N 122-ФЗ при государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза документов и проверка законности сделки. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Как следует из сообщения, причиной отказа в регистрации права в соответствии с абз. 8 п. 1 ст. 20 Закона N 122-ФЗ явилось отсутствие в правоустанавливающем документе (плане приватизации АА ПСО "Каббалкгражданстрой") перечня имущества вошедшего в уставной капитал ОАО "ПСК "Каббалкгражданстрой".
При разрешении спора суд первой инстанции пришел к выводу, что спорный объект включен в п. 9 плана приватизации арендно-акционерного проектно-строительного объединения "Каббалкгражданстрой" в составе подразделения СУ -14 приватизируемого объединения. Следовательно, заявитель приобрел право собственности на спорный объект недвижимости.
Данный вывод суда первой инстанции нельзя признать обоснованным в силу следующего.
Как следует из плана приватизации, арендно-акционерное проектно- строительное объединение "Каббалкгражданстрой" приватизировано 29.12.1992 путем преобразования в акционерное общество открытого типа в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества".
Согласно ст. 16 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N _ "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" (далее - Закон "О приватизации") подготовка предприятия к приватизации состоит в инвентаризации его приватизируемых производственных и непроизводственных фондов, а также в реорганизации предприятия, включая выделение его подразделений в самостоятельные предприятия (с определением их уставных капиталов).
Статьей 17 Закона "О приватизации" предусмотрено, что определение величины уставного капитала акционерного общества может производиться только в соответствии с Методическими указаниями по оценке стоимости объектов приватизации, утверждаемыми Госкомимуществом России.
В силу п. 10 Положения о порядке коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721, состав имущества акционерного общества на момент его учреждения отражается в акте его оценки.
Порядок определения состава приватизируемого имущества установлен Временными методическими указаниями по оценке стоимости объектов приватизации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 29.011992 N 66 "Об ускорении приватизации государственных предприятий в РСФСР" (приложение N 2 к Указу). Указанным нормативным актом предусмотрено, что оценка имущества осуществляется предприятием на основе данных его инвентаризации. На основании представленных предприятием материалов по результатам инвентаризации и оценки имущества комиссия по приватизации в установленные сроки определяет величину уставного капитала акционерного общества и подписывает акты оценки имущества предприятия.
Заявитель, обращаясь в регистрирующий орган за регистрацией права собственности, в качестве правоустанавливающего документа предоставил план приватизации АА ПСО "Каббалкгражданстрой" без соответствующего акта оценки стоимости зданий и сооружений.
В плане приватизации отсутствуют какие-либо сведения о включении спорного объекта в состав приватизируемого имущества АА ПСО "Каббалкгражданстрой" (л.д. 13-20).
При отсутствии в акте оценки перечня имущества вошедшего в уставной капитал акционерного общества основанием для государственной регистрации может служить восстановленный акт оценки стоимости зданий и сооружений, утвержденный соответствующим органом по управлению имуществом (Министерством имущественных отношений КБР).
Согласно письму Министерства имущественных отношений КБР от 06.04.2007 N 02-18/544 Минимущество КБР не располагает сведениями о том, вошли ли объекты СУ-14, находящиеся по адресу: КБР, г. Баксан, ул. Катханова, 14 в уставной капитал ОАО "ПСК Каббалкгражданстрой".
Ссылка общества на пункт 9 плана приватизации, в котором перечислены подразделения АА ПСО "Каббалкгражданстрой", в том числе Строительное управление N 14, расположенное в г. Баксан, по ул. Строительная, 8, в качестве надлежащего доказательства принадлежности спорного имущества заявителю, не может быть принята судом апелляционной инстанции.
Согласно Типовому плану приватизации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.92 N 547 (приложение N 2) в пункте 9 плана отражается информация только о наименовании и адресах подразделений приватизируемого предприятия. Факт указания в плане приватизации на то, что в г. Баксан, по ул. Строительной, 8 размещено Строительное управление N 14, не может, безусловно, свидетельствовать о включении спорного объекта в состав приватизируемого имущества.
Какие-либо иные документы, подтверждающие факт включения объекта в план приватизации АА ПСО "Каббалкгражданстрой", в дело не предоставлены.
Заключение аудиторской компании "Каббалкаудит плюс" на которое ссылается заявитель, в соответствии со ст. 17 Федерального закона N 122-ФЗ основанием для государственной регистрации служить не может.
Доводы общества о том, что в представленном заявителем плане приватизации АА ПСО "Каббалкгражданстрой" предусмотрена приватизация всего имущества, в том числе и строительного управления N 14 (СУN 14) как имущественного комплекса не соответствуют действительности, так как ОАО ПСК "Каббалкгражданстрой" не зарегистрирован как имущественный комплекс.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах решение суда Кабардино-Балкарской Республики от 21.09.2007 в части признания недействительным отказа Баксанского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Кабардино-Балкарской Республике в государственной регистрации права собственности на объект: здание СПФ N 14 ОАО "ПСК "Каббалкгражданстрой, расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. Баксан, ул. Катханова, 14, и об обязании Баксанского отдела Федеральной регистрационной службы по Кабардино-Балкарской Республике зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество, подлежит отмене, с принятием по делу, в указанной части нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В остальной части решение Арбитражного суда КБР от 21.09.2007 является законным и основанным и оснований для его отмены в апелляционном порядке, не имеется.
Госпошлина, в порядке ст. 110 АПК РФ относится на заявителя и подлежит взысканию в доход федерального бюджета, поскольку при подаче заявления пошлина не была уплачена. Расходы, понесенные УФРС при подаче апелляционной жалобы, подлежат возмещению ОАО "ПСК "Каббалкгражданстрой".
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 21.09.2007 по делу N А20-2195/2007 отменить в части признания недействительным отказа в государственной регистрации права собственности и об обязании зарегистрировать право собственности, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Принять в указанной части новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований ОАО "ПСК "Каббалкгражданстрой" о признании незаконным отказа Баксанского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Кабардино-Балкарской Республике в государственной регистрации недвижимого имущества, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. Баксан, ул. Катханова, 14 и обязании зарегистрировать право собственности на объект здания СПФ N 14, отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 21.09.2007 по делу N А20-2195/2007 оставить без изменения.
Взыскать с ОАО "ПСК "Каббалкгражданстрой":
- в доход федерального бюджета 2.000 руб. госпошлины по заявлению;
- в пользу Управления Федеральной регистрационной службы по Кабардино-Балкарской Республике 1.000 руб. расходов по уплате госпошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо- Кавказского округа в двух месячный срок через Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Председательствующий: |
Ю.Б. Луговая |
Судьи |
З.М. Сулейманов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-2195/2007
Истец: ОАО "ПСК "Каббалкгражданстрой", г. Нальчик
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы РФ по КБР, Баксанский отдел ФРС РФ по КБР
Хронология рассмотрения дела:
21.01.2008 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1873/07