г. Чита |
|
06 мая 2008 года
04АП-850/2008 г. |
Дело N А19-17604/07-27 |
Резолютивная часть постановления вынесена 28 апреля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2008 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Лешуковой Т.О.,
судей Рылова Д.Н., Доржиева Э.П.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Лешуковой Т.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО Акционерный коммерческий "БайкалБанк" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 февраля 2008 г. по делу N А19-17604/07-27 по заявлению ОАО Акционерный коммерческий "БайкалБанк" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г.Иркутска о признании незаконной записи N 2073808199310 о государственной регистрации ЗАО "МД-Навигатор",
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица Игнатова М.Ю.,
(суд первой инстанции: Колосов В.И.)
при участии в судебном заседании:
от общества: Колосова Б.Н., по доверенности N 01-23/82 от 14.04.2008 года;
от инспекции: Звягинцева А.Г., по доверенности N 11/34 от 26.12.2007 года;
от третьего лица: Игнатова М.Ю.,
Заявитель - открытое акционерное общество Акционерный коммерческий "БайкалБанк" - обратился с требованием к Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска о признании незаконной записи N 2073808199310 о государственной регистрации ликвидации закрытого акционерного общества "МД-Навигатор".
Дело рассмотрено с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица Игнатова М.Ю.
Решением суда от 05 февраля 2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Как следует из судебного акта, основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований послужил вывод суда о соблюдении порядка ликвидации ЗАО "МД-Навигатор"; о том, что заявителем оспариваются действия ликвидационной комиссии, а не налогового органа. Кроме того, у налогового органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации ЗАО "МД-Навигатор".
Заявитель, не согласившись с решением суда, обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене решения суда, полагает, что порядок ликвидации ЗАО "МД-Навигатор", предусмотренный ст.63 ГК РФ, соблюден не был. Представленные в налоговый орган документы об окончании процедуры ликвидации не соответствуют действительности и не могли служить основанием для исключения ЗАО "МД-Навигатор" из ЕГРЮЛ. Единственным способом защиты нарушенных прав заявителя было обращение в Куйбышевский районный суд г. Иркутска в силу наличия поручителей - физических лиц, с требованием о взыскании задолженности по договору. В силу ст.ст. 20, 21 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" документы, представленные в налоговый орган при ликвидации юридического лица должны соответствовать действительности, а государственный орган, в свою очередь, обязан осуществлять возложенную на него государственную регистрацию на основании только достоверных документов. В силу того, что в налоговый орган были представлены документы, содержащие недостоверные сведения, государственная регистрация является незаконной.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель инспекции апелляционную жалобу заявителя оспорил по мотивам, изложенным в отзыве, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо доводы апелляционной жалобы заявителя оспорило по мотивам, изложенным в отзыве, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке ст.266 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы заявителя апелляционной жалобы, возражения инспекции, третьего лица, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 18.06.2007г. единственным акционером ЗАО "МД-Навигатор" принято решение о ликвидации ЗАО "МД-Навигатор" и назначении ликвидационной комиссии, председателем комиссии назначен Игнатов М.Ю. По данному факту Игнатовым М.Ю. направлены уведомления в налоговый орган о принятии решения о ликвидации юридического лица и формировании ликвидационной комиссии юридического лица.
05.09.2007г. утвержден промежуточный ликвидационный баланс ЗАО "МД-Навигатор" и направлено уведомление в налоговый орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица, а 06.10.2007г. утвержден ликвидационный баланс ЗАО "МД-Навигатор".
10.10.2007г. Игнатов М.Ю. обратился в инспекцию с заявлением о государственной регистрации ЗАО "МД-Навигатор" в связи с его ликвидацией.
15.10.2007г. налоговым органом принято решение N 6178 о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией и в ЕГРЮЛ внесена запись N 2073808199310 о государственной регистрации ликвидации ЗАО "МД-Навигатор".
Не согласившись с действиями налогового органа по внесению записи в ЕГРЮЛ о государственной регистрации ликвидации ЗАО "МД-Навигатор", заявитель обратился в суд с требованием о признании записи незаконной.
Решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований является правильным и не подлежит отмене, исходя из следующего.
В соответствии со ст.62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
Статьей 63 ГК РФ определен порядок ликвидации юридического лица, в соответствии с которым ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии со ст.21 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины.
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Из материалов дела следует, что все необходимые для государственной регистрации ликвидации юридического лица документы были представлены в налоговый орган Игнатовым М.Ю.
Довод заявителя о том, что он не был уведомлен о ликвидации ЗАО "МД-Навигатор", апелляционным судом рассмотрен.
В суд первой инстанции Игнатовым М.Ю. было представлено уведомление N 035 от 16.08.2007г. и почтовое уведомление, подтверждающее факт вручения данного уведомления (т.2 л.д.22-23), которым заявитель уведомлен о ликвидации ЗАО "МД-Навигатор". Уведомление подписано председателем ликвидационной комиссии М.Ю. Игнатовым.
Однако к апелляционной жалобе заявителем приложено уведомление N 035 от 16.08.2007г. (т.2 л.д.51) об изменении адреса общества.
В заседании апелляционного суда третье лицо отрицает как подписание уведомления указанного содержания, так и отправку его в адрес заявителя.
Заявитель не представил суду подлинное уведомление N 035 от 16 августа 2007 года об изменении адреса общества, пояснив, что и без указанного уведомления его требования обоснованны, поскольку требования банка не были включены в ликвидационный баланс.
Оценивая доводы заявителя о том, что оспариваемая запись является незаконной, поскольку требования ОАО АК "БайкалБанк" не были включены в промежуточный и ликвидационный балансы ЗАО "МД-Навигатор", общество не закрыло ссудный счет, открытый в банке при выдаче кредита по кредитному договору, судом первой инстанции верно указано на их необоснованность, исходя из того, что данные обстоятельства свидетельствуют по существу о несогласии заявителя с действиями ликвидационной комиссии. Суд также указал, что налоговый орган не обязан проверять достоверность сведений включения, либо не включения ликвидационной комиссией требований кредиторов в промежуточный и ликвидационный балансы юридического лица.
Вывод суда первой инстанции является верным.
Из статьи 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ не следует, что налоговый орган вправе осуществлять проверку достоверности сведений, указанных в ликвидационном или промежуточном балансах.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Таким образом, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в представленных документах и в заявлении о ликвидации, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.
Регистрирующий же орган в соответствии со статьей 24 Закона несет ответственность за необоснованный, то есть не соответствующий основаниям, указанным в статье 23 настоящего Федерального закона, отказ в государственной регистрации, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка государственной регистрации, установленного настоящим Федеральным законом, а также незаконный отказ в предоставлении или за несвоевременное предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом документов.
Рассматриваемая ситуация к случаям, указанным в ст.24 Закона не относится, в связи с чем оспариваемая запись не может быть признана незаконной.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан верный вывод об отсутствии у налогового органа оснований для отказа в государственной регистрации ЗАО "МД-Навигатор" в связи с его ликвидацией, соответственно, требование заявителя о признании записи N 2073808199310 в ЕГРЮЛ о государственной регистрации ликвидации ЗАО "МД-Навигатор" является необоснованным.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 февраля 2008 г. по делу N А19-17604/07-27, арбитражный суд апелляционной инстанции на основании статей 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 февраля 2008 г. по делу N А19-17604/07-27 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Данное постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Т.О. Лешукова |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-17604/07
Заявитель: ОАО АК "Байкал Банк"
Ответчик: ИФНС по Правобережному округу г. Иркутска
Третье лицо: Ликвидационная комиссия ЗАО "МД-Гавигатор", Игнатов М.ю.
Хронология рассмотрения дела:
06.05.2008 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-850/08