г. Томск |
Дело N 07АП-1147/08 |
"19" марта 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2008 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
судей: Музыкантовой М.Х., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Усаниной Н.А.
при участии в заседании: от заявителя: Сафарметов А.Р., доверенность N 29 от 12.12.2007 г. (до 12.12.2010 г.); от ответчика: Севергина Я.В., доверенность N 2155 от 29.06.2007 г. (сроком 1 год); Болтановой Е.С., доверенность от 03.10.2007 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционно-строительная компания "Чернобыль-Инвест"
на решение арбитражного суда Томской области от 26.12.2007г.
по делу N А67-4200/07 ( судья Афанасьева Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционно-строительная компания "Чернобыль-Инвест", г. Томск
к Администрации г. Томска, Департаменту градостроительства и перспективного развития администрации г. Томска
о признании незаконным решения Комитета строительного надзора Департамента градостроительства и перспективного развития Администрации г. Томска от 06.09.2007г. N 290 об отказе в выдаче разрешения на строительство
УСТАНОВИЛ:
ООО "ИСК "Чернобыль-Инвест" обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Администрации г. Томска, Департаменту градостроительства и перспективного развития Администрации г. Томска о признании незаконным решения Комитета строительного надзора Департамента градостроительства и перспективного развития Администрации г. Томска от 06.09.2007г. N 290 об отказе в выдаче разрешения на строительство.
Решением арбитражного суда Томской области от 26.12.2007г. в удовлетворении требований ООО "ИСК "Чернобыль-Инвест" отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "ИСК "Чернобыль-Инвест" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме по следующим основаниям.
- не соответствии выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела: предоставление земельного участка для строительства жилого микрорайона по инвестиционному контракту от 08.02.2005г. было невозможно, так как на момент предоставления отсутствовал утвержденный проект застройки и утвержденная проектная документация на строительство конкретных объектов; архитектурно-планировочное задание на разработку проекта строительства конкретных объектов не выдавалось и не могло быть выдано в отсутствие утвержденного проекта застройки; в соответствии с Положением "О предоставлении земельных участков для строительства, предпроектной и проектной подготовки строительства объектов недвижимости на территории г. Томска", принятым Решением Томской городской Думы от 31.08.2004г. N 704, предоставление земельных участков для строительства производится только при наличии утвержденной проектной документации на строительство; проект строительства "Жилой поселок индивидуальных застройщиков п. Родник" предусматривает комплексное освоение земельного участка - строительство объектов инженерной инфраструктуры, индивидуальные жилые дома и общественные здания, являющиеся этапами строительства, в связи с чем, заявитель обратился за получением разрешения на строительство индивидуальных жилых домов, как отдельного этапа строительства.
Представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, по основаниям в ней изложенным.
Представители ответчиков в судебном заседании, отзыве возражали против доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав участников процесса, суд апелляционной инстанции считает определение Арбитражного суда Томской области от 26.12.2007г. не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Администрацией г.Томска, ООО "Инвестиционно-строительная компания "Чернобыль-инвест", Томским региональным отделением Общероссийской общественной организации инвалидов Союз "Чернобыль" России был заключен Инвестиционный контракт от 08.02.2005, предусматривающий реализацию инвестиционного проекта по строительству в г.Томске жилого микрорайона ориентировочной общей площадью квартир 150,0 тыс. кв.м. на земельном участке площадью 495 495 кв.м. по Богашевскому тракту, в п. Родник, ориентировочный объем инвестиций оценивается 1932 миллионов рублей (п.2.1), окончательная площадь застройки, ее очередность, этажность и тип домов, номенклатура и конфигурация помещений в зданиях, количество встроенных помещений, машиномест в гаражах, а также объем благоустройства территорий будут устанавливаться при разработке проектной документации и согласовываться сторонами (п.2.3), аренда земельных участков производится поэтапно, согласно графику проектирования и строительства, право аренды земельных участков предоставляется в соответствии со ст.30, 31, 32 Земельного кодекса РФ.
14.08.2007 в Комитет строительного надзора Департамента градостроительства и перспективного развития Администрации г. Томска обратилось ООО "ИСК Чернобыль-инвест" с заявлением вх. N 2771 о выдаче разрешения на строительство объекта "Жилого индивидуального микрорайона пос. Родник" сроком на 10 лет на земельном участке по адресу г.Томск, пос.Родник, кадастровый N 70:21:0211001:0228, общей площадью 491 552,0 кв.м.
В заявлении перечислены прилагаемые к нему документы: постановление Мэра г.Томска от 28.02.2007 N 561-3, договор аренды N ТО-21-16694 от 28.02.2007, кадастровый план N 70:21:0211001:0228, в приложении указаны альбом документации, договор подряда и лицензия, а также вы заявлении изложены основные показатели объектов - одноквартирных жилых домов и дома мансардного типа.
17.08.2007 в Комитет строительного надзора Департамента градостроительства и перспективного развития Администрации г. Томска поступило письмо от 17.08.2007 исх. N 17-12, вх. N 2825, в котором организация просит дополнительно принять 45 заявлений на получение разрешения на строительство индивидуальных жилых домов к ранее принятому 14.08.2007 вх.N 2771 заявлению о выдаче разрешения на строительство "Жилого индивидуального микрорайона пос.Родник". В письме в приложении указаны 45 заявлений на получение разрешения на строительство индивидуальных жилых домов.
27.08.2007 в письме исх. N 272 за подписью председателя комитета строительного надзора Департамента градостроительства и перспективного развития Администрации г.Томска ООО "ИСК "Чернобыль-инвест" было сообщено о том, что в оформлении разрешения на строительство организации отказано. Отказ мотивирован непредставлением документов для каждого объекта индивидуального строительства схемы планировочной организации земельного участка с местом размещения объекта строительства, оформленных в установленном порядке. Кроме того, предлагается решить вопрос о погашении задолженности по арендной плате, разъясняется возможность повторного обращения за выдачей разрешения на строительство после устранения замечаний.
27.08.2007 в Комитет строительного надзора Департамента градостроительства и перспективного развития Администрации г. Томска поступило письмо от 27.08.2007 исх. N 17-15, вх. N 2973, в котором организация со ссылкой на письмо от 27.08.2007 N 272 указывает, что направляет в дополнение к заявлению на получение разрешения на строительство (вх.N 2771 и вх.N 2825) схемы планировочной организации земельного участка с местом размещения индивидуальных жилых домов.
06.09.2007 в письме исх. N 290 за подписью председателя Комитета строительного надзора Департамента градостроительства и перспективного развития Администрации г.Томска сообщается об отказе в заявлении о получении разрешения на строительство, так как предоставлена проектная документация жилого поселка индивидуальных застройщиков в составе генплана и ПДП жилого поселка индивидуальных застройщиков по Богашевскому тракту, а не проект застройки мкр. "Родник" по постановлению Мэра г.Томска от 28.02.2007г. N 561з "О предоставлении ООО "ИСК "Чернобыль-инвест" в аренду земельного участка по адресу г.Томск, п.Родник для строительства жилого микрорайона".
При этом указано, что в документах, требуемых по ст.51 Градостроительного кодекса РФ, отсутствует согласованная в установленном порядке проектная документация, прошедшая вневедомственную экспертизу на застройку мкр.Родник.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Понятие объекта капитального строительства установлено в ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (п. 10); строительство - создание зданий, строений, сооружений (п. 13).
Из положений ст.41, 42 Градостроительного кодекса РФ следует, что микрорайон рассматривается как элемент планировочной структуры, выделение и установление параметров планируемого развития которого требует подготовки и утверждения документации по планировке территории, а также выполнения работ по обустройству территории в рамках процедуры комплексного освоения территории, а не только возведения конкретных объектов капитального строительства.
Впоследствии, 17.08.2007 г., заявитель направил в Департамент градостроительства и перспективного развития 45 заявлений на строительство индивидуальных жилых домов, копии которых представлены в дело Департаментом градостроительства и перспективного развития, ссылался при этом на предоставление земельного участка на основании постановления Мэра г.Томска от 28.02.2007 N 561-з. Однако, соблюдение требований, предъявляемых к данному виду документов, ничем не подтверждено.
В силу ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство.
К указанному заявлению прилагаются перечисленные в ч.7 ст.51 кодекса документы, включающие в том числе:
- правоустанавливающие документы на земельный участок;
- градостроительный план земельного участка;
- материалы, содержащиеся в проектной документации: пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; схемы, отображающие архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проект организации строительства объекта капитального строительства; проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
- положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных ст.49 кодекса).
Согласно 9 ст.51 Градостроительного кодекса в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства, застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).
В материалах дела имеются два сопроводительных письма ООО "ИСК "Чернобыль-инвест" от 17.08.2007 и от 27.08.2007, согласно одному из которых организацией в орган местного самоуправления направлены 45 заявлений о выдаче разрешений на строительство разных жилых домов, согласно другому направлены 45 схем планировочной организации земельного участка.
Какие-либо иные документы, направляемые с заявлениями либо прилагаемые к письмам в приложениях не указаны.
Кроме того, указанные документы, с учетом положений как ч.7, так и ч.9 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, не могут являться доказательствами, соответствующими требованиям ст. 75 АПК РФ.
В частности схемы планировочной организации земельного участка, имеющиеся в некоторых из папок, представленных заявителем, оформлены без подписи каких-либо лиц, масштаб, в котором схемы выполнены, точно не указан, не возможно сделать вывод кем и на основании каких документов схемы подготовлены.
В связи с чем, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о непринятии указанных писем в качестве доказательств, подтверждающих факт представления в орган местного самоуправления всех необходимых для выдачи разрешений на строительство документов.
Также судом правомерно оценены, как недопустимые доказательства, представленные заявителем в материалы дела 45 папок, содержащих заявления, схемы планировочной организации (в некоторых папках) и другие документы, в силу несоответствия их требованиям ст. 75 АПК РФ и отсутствия доказательств, подтверждающих поступление их в Департамент градостроительства и перспективного развития.
Обязанность предоставления градостроительного плана земельного участка, являющегося документом, необходимым для выдачи разрешения на строительство, закреплена в ч.7, ч.9 ст.51 Градостроительного кодекса РФ.
Пунктом 1 ст.4 ФЗ РФ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" от 29.12.2004 N 191-ФЗ предусмотрен порядок правил землепользования и застройки.
Из содержания указанных норм, положений ст.51 Градостроительного кодекса РФ следует, что представление для получения разрешения кадастрового плана вместо градостроительного плана земельного участка допускается до принятия правил землепользования и застройки не только в течение 5 лет со дня введения в действие кодекса, но и при соблюдении другого условия, а именно до установления Правительством РФ формы градостроительного плана земельного участка.
Форма градостроительного плана земельного участка утверждена Постановлением Правительства РФ от 29.12.2005 N 840, действовавшим на момент предоставления документов заявителем.
Таким образом, оснований считать, что заявителем в порядке, установленном ст.51 Градостроительного кодекса РФ, были представлены заявления со всеми необходимыми документами, а также, что его права нарушены отказом в выдаче разрешений на строительство с разъяснениями возможности повторного обращения с заявлениями и документами, не имеется.
Доводы заявителя о подтверждении выполнения установленных законом требований указанными им документами, не состоятельны.
В силу ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ отказ в выдаче разрешения на строительство возможен только при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка. Из положений п.1 ст.4 ФЗ РФ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" следует, что в отсутствие градостроительного плана земельного участка кадастровый план земельного участка и архитектурно-планировочное задание выполняют функцию документации по планировке территории, проекта планировки территории, поэтому содержание подобных документов и действия органов местного самоуправления по их применению должны соответствовать целям, указанным в части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также основываться на принципах, закрепленных в статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Названные нормы предусматривают, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в частности, на принципах обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования, обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности и др.
При этом после заключения договора о намерениях от 23.11.2004, инвестиционного контракта с участием ООО "ИСК "Чернобыль-инвест" и Администрации г.Томска, предусматривающего реализацию инвестиционного проекта по строительству в городе Томске жилого микрорайона по Богашевскому тракту, в п.Родник и не содержащего указаний на строительство индивидуальных жилых домов, принятия Постановлений Мэра г.Томска от 18.12.2004 N 4428-з . "О разработке ООО "ИСК "Чернобыль-инвест" проекта застройки жилого микрорайона по Богашевскому тракту в пос. "Родник" ООО "ИСК "Чернобыль-Инвест" было предписано разработать и согласовать в установленном законом порядке проектную документацию на объект жилой микрорайон.
Объемно планировочное и архитектурно-градостроительное решение проекта застройки мкр. Родник, по Богашевскому тракту, в г.Томске было согласовано 14.02.2005г. Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г.Томска для дальнейшего проектирования и его реализации.
Согласно материалам дела, застройщик планировал произвести застройку многоквартирными жилыми домами от 2 до 9 этажей высотой, двумя садами на 380 мест, школой и гаражом на 250 машиномест и др., в связи с чем, заявителю было выдано соответствующее планировочное задание от 20.10.2005 N 193/3-05 на разработку "проекта планировки территории и материалов по его обоснованию" объект "планировка жилого микрорайона по Богашевскому тракту в пос.Родник", не указывающее на строительство жилого поселка индивидуальных застройщиков в п.Родник либо строительство индивидуальных жилых домов.
С заявлением от 14.08.2007 о выдаче разрешения на строительство "жилого индивидуального микрорайона пос. Родник" был представлен кадастровый план участка, образованного и предоставленного вышеуказанными постановлениями после предварительного согласования в 2005 году места размещения объекта, а также альбом с документацией, содержащий проектную документацию на застройку поселка индивидуальных застройщиков, разработанной на основании постановления Администрации Томского района от 06.80.1993, по архитектурно-планировочному заданию от 04.04.1994 на разработку генерального плана, совмещенного с проектом деятельной планировкой жилого поселка индивидуальных застройщиков, но не на разработку жилого микрорайона в рамках разрешенного назначения использования земельного участка.
Таким образом, при проверке в процессе рассмотрения заявлений о выдаче разрешений на строительство 45 индивидуальных жилых домов соответствия проектной документации на поселок индивидуальных застройщиков, разрешенному использованию земельного участка в кадастровом плане и представленном заявителем архитектурно-планировочном задании от 04.04.1994 и с учетом того, что после предварительного согласования места размещения другого объекта - жилого микрорайона, а не поселка индивидуальных застройщиков, было выдано совершенно другое планировочное задание, обоснованное иными целями, для реализации которых Администрацией г.Томска и было разрешено проектирование и предварительно согласован земельный участок, оснований считать, что кадастровый план и представленная заявителем проектная документация, АПЗ от 04.04.1994 г. подтверждают возможность использования земельного участка для строительства 45 индивидуальных жилых домов, не имеется.
В соответствии с ч.2 ст.48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт, схем и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Согласно ч. 15 данной статьи проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 кодекса, застройщик или заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на государственную экспертизу. При этом проектная документация утверждается Застройщиком или заказчиком при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ).
Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства (ч.З ст.48 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ).
При первоначальном обращении в Департамент с заявлением от 14.08.2007г. о выдаче разрешений на строительства заявитель представил проектную документацию не на жилой микрорайон, а на поселок индивидуальных застройщиков, что указывает на несоответствие документации назначению земельного участка, исходя из которого он был получен с предварительным согласованием места размещения объекта, и назначению, определенному в кадастровом плане.
Данная проектная документация разрабатывалась и проходила согласования на основании Постановления Администрации Томского района от 06.08.1993 N 85 о согласовании места расположения земельного участка для проектирования, Постановления Мэра г. Томска г. Томска 21.07.1995 N 866з, архитектурно-планировочного задания от 04.04.1994, которые реализованы не были. Впоследствии были заключены договор о намерениях от 23.11.2004, инвестиционный контракт, также не предполагающие реализацию проекта строительства поселка индивидуальных застройщиков либо реализацию какого-либо проекта по строительству индивидуальных жилых домов.
При этом Постановлениями Мэра г.Томска от 18.12.2004 N 4428-3, от 31.01.2005 N 331-3 ООО "ИСК "Чернобыль-Инвест" было предписано разработать и согласовать в установленном законом порядке проектную документацию на жилой микрорайон, произведено выделение земельного участка для указанных целей с учетом разработки проектной документации, о чем было выдано планировочное задание. Участок выделялся в порядке, предусмотренном ст. 31 Земельного кодекса РФ с предварительным согласованием места размещения объекта, по смыслу положений ст.31, ч.11 ст. 30 Земельного кодекса РФ, отличным от процедуры предоставления земельного участка для строительства индивидуального жилого дома. Представленными в дело материалами не подтверждено, что проектная документация была утверждена в установленном законом порядке.
Таким образом, суд первой инстанции, оценивая имеющиеся в деле доказательства во взаимосвязи и в совокупности в соответствии с положениями ст.71 АПК РФ правильно пришел к выводу о том, что в ходе рассмотрения дела органом местного самоуправления не допущено нарушений норм Градостроительного кодекса РФ при отказе в выдаче разрешения на строительство, заявителем не доказано, что органом местного самоуправления нарушены его права и законные интересы, оснований, предусмотренных ст.201 АПК РФ для удовлетворения заявления, не установлено.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.110, п.1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Томской области от 26.12.2007 года по делу N А67-4200/07 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
В.А. Журавлева |
Судьи |
М.Х. Музыкантова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-4200/07
Истец: ООО "ИСК "Чернобыль-Инвест"
Ответчик: Администрация г.Томска, Департамент градостроительства и перспективного развития администрации г.Томска
Хронология рассмотрения дела:
19.03.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1147/08