г. Пермь
11 января 2009 г. |
Дело N А50-17943/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 января 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мещеряковой Т.И.,
судей Нилоговой Т.С.,
Осиповой С.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калмаковой Т.А.,
при участии:
от заявителя Открытого акционерного общества "Санаторий-профилакторий "Энергетик": Стадник А.Ф. (паспорт серии 5703 N 565334, приказ от 30.04.2008г.), Кожина С.Р. (паспорт серии 5706 N 951859, доверенность от 04.07.2008г.),
от ответчика Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае: Оборина Ю.В. (паспорт серии 5704 N 479511, доверенность от 25.12.2008г.), Левашина С.Ф. (паспорт серии 4804 N 139456, доверенность от 23.12.2008г.),
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в заседании суда апелляционную жалобу заявителя Открытого акционерного общества "Санаторий-профилакторий "Энергетик"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 03 декабря 2008 года по делу N А50-17943/2008,
принятое судьей О.В. Вшивковой
по заявлению Открытого акционерного общества "Санаторий-профилакторий "Энергетик"
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Открытое акционерное общество "Санаторий-профилакторий "Энергетик" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 13.11.2008г. N 57-08/221, вынесенного Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае (далее - управление), в соответствии с которым общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 03.12.2008г. (резолютивная часть объявлена 01.12.2008г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
В обоснование жалобы общество указывает на малозначительность совершенного правонарушения, поскольку оно не повлекло каких-либо неблагоприятных последствий, совершено обществом впервые и без прямого умысла.
Представители общества в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, считают, что имеются достаточные основания для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Управление с жалобой общества не согласно по мотивам, указанным в письменном отзыве, решение суда первой инстанции считает законным, оснований для его отмены не усматривает, ссылаясь на наличие в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, и отсутствие оснований для признания правонарушения малозначительным.
В судебном заседании представители управления поддержали доводы жалобы, полагают, что суд первой инстанции обоснованно указал, что совершенное обществом правонарушение не может быть признано малозначительным.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции проверены апелляционным судом в порядке ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, участвующих в судебном заседании, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, управлением на основании ведомости банковского контроля установлен факт нарушения обществом срока оформления паспорта сделки по договору на оказание услуг от 02.11.2007г. с представительством АО "Енигюн Иншаат Санайи Ве Тиджарет А.Ш. (Турция), поскольку паспорт сделки открыт в уполномоченном банке 11.12.2007г., при этом на основании акта N 00002219 от 29.11.2007г. общество за период с 02.11.2007г. по 30.11.2007г. оказало услуги на сумму 192 375 руб., денежные средства в указанной сумме поступили на счет общества 06.12.2007г.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении от 07.11.2008г. N 57-08/221, на основании которого управлением вынесено постановление о назначении административного наказания от 13.11.2008г. N 57-08/221 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 40 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения и отсутствии обстоятельств, позволяющих освободить общество от привлечения к административной ответственности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 10.12.2003г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны, в частности, представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены ст. 23 названного Федерального закона, в том числе документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов и т.д.
На основании ч.1 ст.20 Федерального закона от 10.12.2003г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" Банк России в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.
Порядок оформления паспорта сделки при осуществлении валютных операций регламентирован разделом II Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция).
В силу п. п. 3.1, 3.2 действие установленного разделом II Инструкции порядка оформления паспорта сделки распространяется на валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в том числе в осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации товары по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом в случае, если общая сумма контракта (кредитного договора) превышает в эквиваленте 5000 долларов США по курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта (кредитного договора).
В соответствии с п. 3.14 Инструкции для оформления паспорта сделки резидент представляет в уполномоченный банк документы, указанные в п. 3.5 Инструкции, в установленном банком порядке и в согласованный с банком срок, не позднее осуществления первой валютной операции по контракту либо иного исполнения обязательств по контракту.
В силу ст. 25 Закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Факт нарушения обществом срока оформления паспорта сделки по договору на оказание услуг от 02.11.2007г. с представительством АО "Енигюн Иншаат Санайи Ве Тиджарет А.Ш. (Турция) (на основании акта N 00002219 от 29.11.2007г. общество за период с 02.11.2007г. по 30.11.2007г. оказало услуги на сумму 192 375 руб., денежные средства в указанной сумме поступили на счет общества 06.12.2007г., при этом паспорт сделки открыт в уполномоченном банке 11.12.2007г., то есть с нарушением установленного срока на 12 дней) установлен судом первой инстанции, подтвержден материалами дела и сторонами по существу не оспаривается.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 27.04.2001г. N 7-П, хозяйствующие субъекты не могут быть лишены возможности доказать, что нарушение правил вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для данных субъектов отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей, и что с их стороны к этому были приняты все меры.
Доказательств осуществления обществом мер, предпринимаемых в целях своевременного оформления паспорта сделки, наличия объективных причин невозможности своевременного оформления паспорта сделки, в материалах дела не имеется, суду апелляционной инстанции обществом в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлено, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно указал на наличие вины общества в совершении вменяемого административного правонарушения.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, в части нарушения установленных единых правил оформления паспорта сделки, является законным и обоснованным.
Существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности управлением не допущено.
Так же суд апелляционной инстанции отмечает, что оспариваемое постановление вынесено уполномоченным органом, в рамках установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к ответственности. Штраф на заявителя наложен в минимальном размере санкции, установленном ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ для юридических лиц с учетом смягчающих вину обстоятельств.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, ч. 2 ст. 211 АПК РФ и абз. 2 п. 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 02.06.2004г. N 10 по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд принимает решение о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотносится с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Исходя из положений Федерального закона от 10.12.2003г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", учитывая пункт 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", объектом охраны являются интересы государства в реализации единой государственной политики, обеспечения устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации и, соответственно, валютные операции признаются Российским государством сферой особого контроля. Учитывая, что вменяемое заявителю правонарушение затрудняет контроль за соблюдением валютного законодательства оно не может быть признано малозначительным.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Доводы общества о малозначительности правонарушения судом апелляционной инстанции отклоняются на основании вышеизложенного.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что приведенные обществом в качестве оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным (совершение правонарушения впервые, отсутствие прямого умысла), такими основаниями не являются, а могут быть признаны обстоятельствами, смягчающими ответственность общества, при этом, как указано выше, обществу назначен штраф в минимальном размере предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ для юридических лиц санкции.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, доказательства получили надлежащую правовую оценку, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 03 декабря 2008 года по делу N А50-17943/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Санаторий-профилакторий "Энергетик" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на Интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Т. И. Мещерякова |
Судьи |
С. П. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-17943/2008-А11
Истец: ОАО "Санаторий-профилакторий "Энергетик"
Ответчик: ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае