г. Томск |
Дело N 07АП-2247/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 13 апреля 2009 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т. А. Кулеш
судей: Е.А. Залевской
С.Н. Хайкиной,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.М. Казариным,
при участии:
от заявителя: без участия, надлежаще извещено,
от заинтересованного лица: без участия, надлежаще извещено,
от третьих лиц:
- Министерство имущественных отношений Республики Алтай - без участия, надлежаще извещено,
- Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Алтай - без участия, надлежаще извещено,
- Администрация МО "Шебалинский район" - без участия, надлежаще извещено,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Алтай
на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 04.02.2009 года по делу N А02-1191/2008 (судья Л. А. Кулакова)
по заявлению муниципального образования Шебалинское сельское поселение к Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Алтай о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование Шебалинское сельское поселение (далее - заявитель, МО Шебалинское сельское поселение) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с требованием к Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Алтай (далее - заинтересованное лицо, регистрирующий орган, Управление, УФРС по РА):
- о признании незаконным отказа в государственной регистрации земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 04:04:000000:162, общей площадью 35440000 кв.м., находящийся по адресу: Республика Алтай, Шебалинский район, МО Шебалинское сельское поселение, расположенного в границах участка;
- об обязании Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Алтай зарегистрировать право муниципального образования Шебалинское сельское поселение на земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 04:04:000000:162, общей площадью 35440000 кв.м., находящийся по адресу: Республика Алтай, Шебалинский район, МО Шебалинское сельское поселение, расположенного в границах участка.
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 04.02.2009 г. заявленные требования были удовлетворены:
- отказ Управления в государственной регистрации права собственности муниципального образования Шебалинское сельское поселение на спорный земельный участок признан незаконным;
- на Управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов муниципального образования Шебалинское сельское поселение путем повторного рассмотрения заявления от 31.07.2008 г. по существу.
Не согласившись с данным решением суда, Управление обратилось в арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает следующее:
- вывод суда об обращении главы муниципального образования в регистрирующий орган от имени муниципального образования не соответствует материалам дела;
- документы, подтверждающие соблюдение порядка разграничения объектов муниципальной собственности, в регистрационную службу не представлены;
- вопрос о возможности приобретения права собственности на указанный земельный участок у администрации МО Шебалинское сельское поселение судом не рассматривался;
- МО Шебалинское сельское поселение за регистрацией права собственности не обращалось.
От заявителя в суд поступил отзыв на жалобу, из которого следует, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а жалоба - не подлежащей удовлетворению, поскольку имела место не приватизация государственного имущества, а разграничение объектов муниципальной собственности, а глава администрации в соответствии с Положением об администрации и Уставом МО Шебалинское сельское поселение вправе приобретать и осуществлять имущественные и иные права и нести обязанности от имени данного муниципального образования.
Заявитель, заинтересованное лицо, а также третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в суд не обеспечили.
В соответствии с частями 3 и 5 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыв муниципального образования Шебалинское сельское поселение, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ законность и обоснованность судебного решения, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Законом Республики Алтай от 13.01.2005 г. N 10-РЗ "Об образовании муниципальных образований, наделении соответствующим статусом и установлении их границ" муниципальное образование "Шебалинский район" было наделено статусом муниципального района.
В составе МО "Шебалинский район" были образованы муниципальные образования - сельские поселения с установлением их границ, согласно картографическому описанию.
Пунктом 12 статьи 11 Закона Республики Алтай в составе МО "Шебалинский район" образовано Шебалинское сельское поселение, состоящее из сел Мыюта и Шебалино.
20.01.2006 г. МО Шебалинское сельское поселение было включено в государственный реестр муниципальный образований.
04.07.2008 г. главой Администрации МО "Шебалинский район" было принято постановление N 440-п "О предоставлении земельного участка в собственность МО Шебалинское сельское поселение.
Согласно названному постановлению земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 04:04:000000:162, общей площадью 35440000 кв.м., находящийся по адресу: Республика Алтай, Шебалинский район, МО Шебалинское сельское поселение, расположенный в границах участка, передан муниципальным образованием "Шебалинский район" в собственность МО Шебалинское сельское поселение.
31.07.2008 г. глава сельской администрации МО Шебалинское сельское поселение Батурин А.Я. обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на переданный земельный участок.
Уведомлением от 26.08.2008г. регистрирующий орган известил сельскую администрацию МО Шебалинское сельское поселение о приостановлении государственной регистрации права собственности на земельный участок на основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В уведомлении Управление указало на невозможность проведения государственной регистрации на основании представленных документов, а также на необходимость представления документов, подтверждающих наличие оснований для регистрации права собственности на земельный участок.
Управление также указало, что с заявлением о государственной регистрации права собственности обратилось ненадлежащее лицо - глава сельской администрации МО Шебалинское сельское поселение Батурин А.Я.
Кроме того, Управление указало, что в соответствии со статьей 1 Закона Республики Алтай N 12-РЗ от 14.05.2007г. "Об особенностях регулирования правоотношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Алтай", приватизация гражданами и юридическими лицами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с 01.01.2010 г.
25.09.2008 г. Управление отказало сельской администрации МО Шебалинское сельское поселение в государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок.
Считая такой отказ неправомерным, МО Шебалинское сельское поселение оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу о том, что:
- заявителем на государственную регистрацию были представлены все необходимые документы;
- Глава МО Шебалинское сельское поселение вправе представлять интересы муниципального образования;
- в настоящем деле имело место не приватизация, а разграничение объектов муниципальной собственности;
- Управление, приостанавливая государственную регистрацию, не указало, какие именно документы необходимо представить заявителю;
- спорный земельный участок до настоящего времени не разграничен, однако заявителем не представлены сведения о соблюдении администрацией МО "Шебалинский район" порядка разграничения объектов муниципальной собственности, в связи с чем суд не может сделать вывод о правомерности передачи земельного участка в собственность МО Шебалинское сельское поселение.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" с последующими изменениями (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Для регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок согласно пунктам 1 и 2 Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2006 N 404 необходимо представить следующие документы:
- заявление, содержащее указание на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельный участок,
- правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания,
- кадастровый план земельного участка,
- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что с заявлением в территориальный орган Федеральной регистрационной службы по Республике Алтай 31 июля 2008 г. обратилась сельская администрация муниципального образования Шебалинское сельское поселение в лице Батурина Александра Яковлевича.
К заявлению были приложены следующие документы: выписка из ЕГРЮЛ N 65 от 28.07.2008г., свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ N 0134367 от 19.01.2006г., свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ N 01881176 от 17.04.2007г., свидетельство о постановке на учет в налоговом органе N 0137408 от 13.02.2003г., свидетельство о гос. регистрации Устава МО N 021091 от 20.01.2006г., свидетельство о включении МО в ГРМО N 021084 от 20.01.2006г., Устав от 29.03.2007г., кадастровый паспорт земельного участка N 05/08-721 от 08.05.2008г., квитанция об оплате 100 руб. N 214 от 23.07.2008г., постановление N 440-л от 07.07.2008г.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что заявителем - МО Шебалинское сельское поселение на государственную регистрацию были предоставлены все документы, перечисленные в статье 17 Федерального закона N 122-ФЗ, и, что данный факт не опровергнут заинтересованным лицом - УФРС.
Относительно довода апелляционной жалобы о том, что с заявлением обратилось ненадлежащее лицо, арбитражный апелляционный суд указывает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица.
В случае если права возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.
Как следует из материалов дела такой акт органа местного самоуправления в отношении МО Шебалинское сельское поселение был принят, а именно: постановление главы администрации района (аймака) МО "Шебалинский район" N 440-п от 04.07.2008 г. "О предоставлении земельного участка в собственность МО Шебалинское сельское поселение". Следовательно, с заявлением о государственной регистрации надлежит обращаться муниципальному образованию Шебалинское сельское поселение.
Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 16 Закона N 122-ФЗ в случае государственной регистрации прав на недвижимое имущество, принадлежащее Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, от их имени вправе выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Согласно Уставу муниципального образования Шебалинское сельское поселение, принятому Решением сессии сельского Совета народных депутатов муниципального образования Шебалинское сельское поселение от 19.12.2005 N 3/1, Положению об Администрации муниципального образования Шебалинское сельское поселение, утвержденному решением Совета депутатов муниципального образования Шебалинское сельское поселение от 25.11.2005 N 2/2, администрация муниципального образования Шебалинское сельское поселение входит в структуру органов местного самоуправления и является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом муниципального образования Шебалинское сельское поселение.
Возглавляет администрацию сельского поселения глава муниципального образования Шебалинское сельское поселение, который осуществляет руководство муниципальным образованием и сельской администрацией на принципах единоначалия.
В соответствии с пунктом 4 статьи 40 Устава муниципального образования Шебалинское сельское поселение глава Шебалинского сельского поселения представляет поселение в отношениях с органами государственной власти без доверенности и действует от имени Шебалинского сельского поселения.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что Батурин А.Я., являясь главой исполнительного органа МО Шебалинское сельское поселение, правомерно обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности в интересах МО Шебалинское сельское поселение, и в пределах предоставленных ему полномочий.
Следовательно, отказ регистрирующего органа на основании того, что с заявлением обратилось ненадлежащее лицо, является незаконным и необоснованным.
Является необоснованным и довод регистрирующего органа о том, что заявителем при регистрации права собственности являлась администрация МО Шебалинское сельское поселение.
Так, из постановления главы администрации МО "Шебалинский район" N 440-п от 04.07.2008 г. следует, что спорный земельный участок предоставлен в собственность МО Шебалинское сельское поселение.
Управление, считая при таких обстоятельствах заявителем Администрацию МО Шебалинское сельское поселение, фактически игнорирует постановление N 440-п от 04.07.2008 г. и то обстоятельство, что глава администрации МО Шебалинское сельское поселение в соответствии с Уставом МО Шебалинское сельское поселение действует в интересах МО Шебалинское сельское поселение.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что отказ по указанному основанию является неправомерным.
Также подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что законодательство не предоставляет регистратору полномочий самостоятельно определять субъект права, вид права, объект права.
Такие сведения содержались в представленном вместе с заявлением о государственной регистрации постановлении N 440-п от 04.07.2008 г.
Ссылка Управления на Закон Республики Алтая от 14.05.2007 г. N 12-РЗ "Об особенностях регулирования правоотношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Алтай" (далее - Закон N 12-РЗ) судом апелляционной инстанции отклоняется как необоснованная.
В соответствии со статьей 1 данного Закона N 12-РЗ приватизация гражданами и юридическими лицами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Республики Алтай, осуществляется с 1 января 2010 года, за исключением случаев, установленных федеральным и республиканским законодательством.
Пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В гражданских правоотношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
Согласно статье 124 ГК РФ муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Следовательно, муниципальное образование, являясь участником гражданских правоотношений, не относится к категориям граждан или юридических лиц.
Поэтому судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что Закон N 12-РЗ не распространяется на МО Шебалинское сельское поселение.
Кроме того, в настоящем случае имела место не приватизация как возмездное отчуждение имущества, а осуществлялось разграничение объектов муниципальной собственности.
Арбитражный апелляционный суд не принимает ссылку регистрирующего органа на отсутствие документов, подтверждающих соблюдение порядка разграничения объектов муниципальной собственности.
Указанное обстоятельство не являлось предметом рассмотрения регистрирующим органом при подаче заявления МО Шебалинское сельское поселение о государственной регистрации права собственности на земельный участок и не являлось основанием для отказа в государственной регистрации права.
Вопрос о законности постановления N 440-п от 04.07.2008 г. не является предметом рассмотрения настоящего дела и суд первой инстанции обоснованно указал Управлению на необходимость повторного рассмотрения по существу заявления от 31.07.2008 г. о государственной регистрации права собственности на земельный участок в порядке, установленном Законом N 122-ФЗ.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне, в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ исследовал обстоятельства дела и представленные доказательства, и вынес законное решение, оснований для отмены которого, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 04.02.2009 года по делу N А02-1191/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Алтай - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Т. А. Кулеш |
Судьи |
Е.А. Залевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-1191/2008
Истец: МО Шебалинское сельское поселение
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Алтай Усть-Канский отдел Шебалинский сектор, Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Алтай
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Алтай, Министерство имущественных отношений Республики Алтай, Администрация МО "Шебалинский район"