г. Киров
24 января 2008 г. |
Дело N А82-7747/2007-28 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Л.Н. Лобановой
судей Т.В. Хоровой, Л.И. Черных
при ведении протокола судебного заседания судьей Л.Н. Лобановой
при участии в заседании:
от истца (заявителя): не явился;
от ответчика (должника): Романова М.А. по доверенности от 25.01.2007 года; Чернятина по доверенности от 27.08.2007 года;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 7 по Ярославской области на решение Арбитражного суда Ярославской области от 09.11.2007 года по делу N А82-7747/2007-28, принятое судьей Глызиной А.В. по заявлению Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области к Межрайонной ИФНС России N 7 по Ярославской области о признании недействительным решения налогового органа N 319 от 22.05.2007 года,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Ярославского муниципального района Ярославской области (далее по тексту - Администрация ЯМР ЯО, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 7 по Ярославской области (далее по тексту - инспекция, налоговый орган) N 319 от 22.05.2007 года об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120,122,123), которым Администрация привлечена к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 20 030 500 рублей, с учетом статей 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 09.11.2007 года требования Администрации ЯМР ЯО удовлетворены частично: оспариваемое решение налогового органа признано недействительным в части суммы штрафа, превышающей 1000 рублей. В остальной части заявленных Администрацией ЯМР ЯО требований, суд первой инстанции отказал.
В судебном заседании Второго арбитражного апелляционного суда, представители налогового органа поддержали доводы апелляционной жалобы.
Администрация Ярославского муниципального района Ярославской области в отзыве на апелляционную жалобу инспекции просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения. Надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, Администрация своих представителей в суд апелляционной инстанции не направила.
На основании статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев в открытом судебном заседании в установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса пределах материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, апелляционный суд установил следующее.
Межрайонной ИФНС России N 7 по Ярославской области была проведена налоговая проверка Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области по вопросу полноты и своевременности предоставления сведений о земельных участках, по которым у Администрации имеется обязанность их представлять. Проверкой установлено, что от органов Роснедвижимости в УФНС России по Ярославской области поступили сведения о 42 146 о земельных участках по Ярославскому муниципальному району. От Администрации ЯМР ЯО поступили сведения о 2 085 земельных участках. Таким образом, Администрацией в налоговую инспекцию не были представлены сведения о 40 061 земельных участках, являющихся объектом налогообложения земельным налогом. Результаты проверки отражены в акте N 118 от 16.04.2007 года об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122,123).
Рассмотрев материалы проверки, возражения Администрации, исполняющий обязанности начальника Межрайонной ИФНС России N 7 по Ярославской области принял решение N 319 от 22.05.2007 года о привлечении Администрации ЯМР ЯО к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего кодекса в виде штрафа в размере 1000 рублей за каждое непредставленное сведение, на сумму 40 061 000 рублей. При этом сумма штрафа была уменьшена налоговым органом в два раза в связи с наличием обстоятельств, смягчающих ответственность и составила 20 030 500 рублей.
Не согласившись с решением налогового органа N 319 от 22.05.2007 года, Администрация обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании указанного решения недействительным.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворил требования заявителя в части суммы штрафа, превышающей 1000 рублей. При этом суд исходил из того, что в действиях Администрации имеется состав налогового правонарушения, предусмотренный пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации, однако налоговым органом был неправомерно определен размер штрафа за совершение данного правонарушения. Поскольку "Сведения о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования" представляет собой единый документ, содержащий общую информацию обо всех земельных участках, находящихся на территории муниципального образования, применение налоговым органом штрафа за каждый земельный участок является неправомерным.
При рассмотрении данного спора Второй арбитражный апелляционный суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Пунктом 12 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Указанные сведения представляются органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации (пункт 13 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации).
Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 23.03.2006 года N 47н утверждена форма "Сведения о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования", а также рекомендации по заполнению указанной формы.
В соответствии с указанным Приказом, сведения о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования, заполняются органами муниципальных образований на основании актов о выделении (предоставлении) земельного участка. Сведения представляются в налоговые органы на бумажном носителе или могут быть представлены в электронном виде.
В соответствии с пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей.
Материалами дела подтвержден факт совершения Администрацией ЯМР ЯО предпринимателем налогового правонарушения - неправомерного несообщения сведений о 40061 земельных участках, являющихся объектом обложения земельным налогом. Данное обстоятельство не оспаривается Администрацией ЯМР ЯО и налоговым органом. Вывод суда первой инстанции о том, что в действиях Администрации имеется состав налогового правонарушения, предусмотренный пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации, является правомерным.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции поддерживает позицию Арбитражного суда Ярославской области о том, что за совершенное правонарушение, Администрацию следовало привлечь к ответственности по пункту 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 1 000 рублей.
Из приказа Министерства Финансов Российской Федерации от 23.03.2006 года N 47н следует, что форма "Сведения о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования" состоит из: титульного листа - Листа "А", листа "Б" - "Сведения о земельном участке", листа "В" - "Сведения о земельном участке, по территории которого проходят границы нескольких муниципальных образований", листа "Г" - "Сведения о правообладателе земельного участка", листа "Д" - "Сведения о земельных участках, в отношении которых в течение прошлого налогового периода информация не изменялась".
Несмотря на то, что в соответствии с вышеуказанными рекомендациями листы "Б", "В", "Г" формы заполняются отдельно по каждому земельному участку, представляемые органами муниципальных образований в налоговые органы сведения о земельных участках, представляют собой единый документ, в котором содержится информация обо всех земельных участках, находящихся на территории данного муниципального образования.
Кроме того, в отличие от статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 129.1 Кодекса не предусматривает наступление ответственности за непредставление (несвоевременное представление) каждого отдельного документа, в данном случае - сведений по каждому земельному участку.
Из содержания статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом обстоятельств конкретного спора следует, что предусмотренные данной нормой санкции применяются по факту обнаружения правонарушения независимо от количества сведений по земельным участкам, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, в отношении которых не представлены либо несвоевременно представлены сведения.
Следовательно, в рассматриваемом случае при правильной квалификации правонарушения, налоговый орган неправильно истолковал порядок применения санкции. Вывод суда первой инстанции о правомерном привлечении Администрации к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации виде штрафа в размере 1000 рублей, является правомерным.
В связи с изложенным, доводы заявителя апелляционной жалобы, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции. Оснований для отмены решения суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Оценив конкретные обстоятельства данного спора, апелляционный суд приходит к выводу, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, правильно применил нормы материального права, не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основанием для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе следует отнести на Межрайонную ИФНС России N 7 по Ярославской области.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 09.11.2007 года по делу N А82-7747/2007-28, в обжалуемой налоговым органом части, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 7 по Ярославской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ярославской области (ул. Корабельная, д.1, г. Ярославль, 150 006) в доход Федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
Л.Н. Лобанова |
Судьи |
Т.В. Хорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-7747/2007
Истец: Администрация Ярославского МР Ярославской области
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N7 по Ярославской области
Кредитор: Отделение по г. Ярославлю и Ярославскому району УФК по Ярославской области
Хронология рассмотрения дела:
24.01.2008 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4970/2007