30 января 2008 г. |
Дело N А17-5970-5976/5981/2007 |
(Дата объявления резолютивной части постановления).
06 февраля 2008 года
(Дата изготовления постановления в полном объеме)
Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Караваевой А.В., судей Буториной Г.Г., Лысовой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Караваевой А.В.,
без участия представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 17.12.2007 г. по делу N А17-5970-5976/5981/2007, принятое судьей Калиничевой М.С.
по заявлениям открытого акционерного общества "Автокран"
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области
об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ
Открытое акционерное общество "Автокран" (далее по тексту - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлениями о признании незаконными и отмене постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области (далее - Росфиннадзор, административный орган) от 25.10.2007 г. о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) по делам об административных правонарушениях N N 24-07/120, 24-07/121, 24-07/122, 24-07/123, 24-07/124, 24-07/125, 24-07/126, 24-07/131.
Протокольным определением от 13.12.2007 г. Арбитражный суд Ивановской области рассмотрение указанных заявлений объединил в общее производство по делу за N А17-5970-5976/5981/2007.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 17.12.2007 г. требования заявителя удовлетворены. Оспариваемые постановления административного органа признаны незаконными и отменены.
Росфиннадзор с решением суда не согласен, просит его отменить, ссылаясь на то, что оспариваемый судебный акт принят с нарушением и неправильным применением (неправильным истолкованием) норм материального права. В апелляционной жалобе указано, что действия ОАО "Автокран" по осуществлению валютных операций без использования счета, открытого в уполномоченном банке, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ. Также в жалобе указано, что вывод суда о том, что Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 N 173-ФЗ прямо не обязывает нерезидентов обращаться в уполномоченные банки и открывать на территории Российской Федерации банковские счета в валюте Российской Федерации, в том числе с целью получения заработной платы, не имеет отношения к рассматриваемому делу, поскольку оспариваемое постановление вынесено в отношении резидента - Общества, нарушившего требование закона об обязательном использовании счета в уполномоченном банке.
Росфиннадзор, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
ОАО "Автокран", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, отзыв на жалобу не представило, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно материалам дела Управлением Росфиннадзора в Ивановской области проведена проверка законности осуществления Обществом валютных операций за период с 01.07.2006 г. по 31.08.2007 г. В ходе указанной проверки выявлены факты осуществления Обществом расчетов с нерезидентами - физическими лицами, работающими по срочным трудовым договорам, наличными денежными средствами через кассу Общества без использования счета в уполномоченном банке в нарушение требований части 2 статьи 14 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон).
ОАО "Автокран" по существу не возражает против того, что им при расчетах с иностранными работниками - нерезидентами были допущены нарушения указанных требований Закона.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании.
Понятие валютных операций содержится в пункте 9 статьи 1 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", в частности, к ним относится приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Требования к осуществлению валютных операций установлены Законом, в частности, согласно пункту 2 статьи 14 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
По общему правилу, установленному указанной нормой закона, организации - резиденты Российской Федерации должны проводить валютные операции только через банковские счета, то есть в безналичном порядке.
Однако, в Законе перечислены несколько операций, которые разрешено проводить без использования счета, указанный перечень является закрытым.
Так, абзацем 3 указанной выше нормы предусмотрено, что юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.
В соответствии с преамбулой Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" целью указанного Закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
Указанным Законом установлена регулятивно-разрешительная система (порядок оборота) в отношении валютных ценностей, бесконтрольное пользование которыми может нанести вред государству или безопасности граждан.
Принцип разрешительного порядка образует юридическую основу властных полномочий государства применительно к правовому регулированию валютных операций. То есть государство по своему усмотрению определяет ограничения правосубъектности резидентов и нерезидентов в сфере осуществления валютных операций соответствующими административно-разрешительными инструментами, в частности - законодательно установленными ограничения на валютные операции, связанные с движением капитала.
Другими словами указанную норму закона следует трактовать так, что законом установлен определенный порядок произведения расчетов по валютным операциям, и операции, произведенные с нарушением указанного порядка, являются операциями, произведенными с нарушением установленных законом разрешительных требований к таким операциям (незаконными).
Выплата заработной платы физическим лицам - нерезидентам в наличной валюте Российской Федерации не отнесена Законом к операциям, которые юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках.
Следовательно, нельзя признать правильным вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что совершение Обществом указанной операции не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция находит обжалуемое решение суда вынесенным с неправильным применением норм материального права, выраженном в неправильном истолковании закона, что в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого решения.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался в силу статьи 30.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, пунктом 3 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ивановской области от 17.12.2007 г. по делу N А17-5970-5976/5981/2007 отменить.
В удовлетворении требований открытого акционерного общества "Автокран" о признании незаконными и отмене постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области от 25.10.2007 г. о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Постановление вступает в силу с момента принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
А.В.Караваева Судьи Т.В. Лысова |
|
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-5970/2007
Истец: ОАО "Автокран"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области
Хронология рассмотрения дела:
06.02.2008 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-101/2008