12 февраля 2008 г. |
Дело N А29-5040/2007 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.А. Гуреевой
судей Т.М. Дьяконовой, О.П. Кобелевой
при ведении протокола судебного заседания председательствующим О.А. Гуреевой
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Государственного унитарного предприятия с особыми условиями хозяйственной деятельности Учреждения М-222/7 ГУИН Минюста России на решение Арбитражного суда Республики Коми от 05 декабря 2007 года по делу N А29-5040/2007, принятое судом в лице судьи С.И. Понькина,
по иску Комитета лесов Республики Коми
к ГУП с особыми условиями хозяйственной деятельности Учреждения М-222/7 ГУИН Минюста России
о взыскании 991920 руб. 31 коп. неустойки,
УСТАНОВИЛ
Комитет лесов Республике Коми обратился в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Государственному унитарному предприятию с особыми условиями хозяйственной деятельности Учреждения М-222/7 ГУИН Минюста России о взыскании 991920 руб. 31 коп. неустойки за допущенные лесохозяйственные нарушения.
Иск основан на статье 111 Лесного кодекса Российской Федерации, пункте 72 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 1998 года N 551 и мотивирован выявлением нарушений лесохозяйственных требований согласно Акту освидетельствования мест рубок от 26 июля 2005 года ГУ "Ухтинский лесхоз" по выданным ответчику лесорубочным билетам от 26 марта 2004 года N 28, от 24 мая 2004 года N 47, от 11 августа 2004 года N 76, от 02 декабря 2004 года N 109 и от 18 декабря 2003 года N 158.
Решением от 05 декабря 2007 года (л.д. 133-135) исковые требования удовлетворены частично. С ответчика в доход федерального бюджета взыскано 870970 руб. 39 коп. неустойки, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Ответчик, не согласившись с принятым по делу судебным актом, обратился в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 05 декабря 2007 года отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на отсутствие у истца полномочий на предъявление данного иска, поскольку лесонарушения, по которым предъявлена неустойка, были обнаружены до образования Комитета лесов Республики Коми. Кроме того, ответчик указывает, что в силу п. 8 Правил заготовки древесины, утверждённых Приказом Минприроды от 16 июля 2007 года N 184, недоруб в виде компактных участков лесных насаждений, не является лесонарушением.
В письме от 30 января 2008 года заявитель просит рассмотреть данное дело в порядке апелляционного производства в отсутствие своего представителя.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу с доводами заявителя не согласен, оспариваемое решение считает законным и обоснованным.
Явку уполномоченного представителя в судебное заседание истец не обеспечил, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещён надлежащим образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 266, ч. 1 ст. 123, ч.ч. 2, 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ апелляционная жалоба ответчика рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Законность принятого Арбитражным судом Республики Коми решения проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, Второй арбитражный апелляционный суд не находит правовых оснований для отмены или изменения оспариваемого ответчиком судебного акта.
Как следует из материалов дела, ГУП Учреждению М-222/7 (лесопользователю) выданы лесорубочные билеты от 26 марта 2004 года N 28, от 24 мая 2004 года N 47, от 11 августа 2004 года N 76, от 02 декабря 2004 года N 109 и от 18 декабря 2003 года N 158 (л.д. 5-10) на вырубку леса (растущий и сухостой).
ФГУ "Ухтинский лесхоз" провело освидетельствование мест рубок леса и выявило ряд лесонарушений, допущенных ответчиком, в частности, предусмотренных подпунктами:
- "е" (повреждение или уничтожение подроста, подлежащего сохранению в соответствии с лесорубочным билетом или ордером, и лесных культур),
- "н" (неудовлетворительная или несвоевременная очистка мест рубок от порубочных остатков (в том числе в случае, если разрыв между рубкой деревьев и очисткой в весенне-летний период превышает 15 дней), непроведение доочистки зимних лесосек до наступления пожароопасного периода; захламление лесов и не покрытых лесом земель в местах производства работ при расчистке земель под трассы дорог, лесные склады и иные цели, а также прилегающих к этим объектам и лесовозным дорогам полос шириной 50 метров, оставление завалов и срубленных зависших деревьев),
- "г" (рубка или повреждение до степени прекращения роста деревьев за пределами переданных лесопользователю лесосек),
- "к" (оставление компактного недоруба),
- "л" (оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставленные отсрочки) древесины на лесосеках, в местах производства работ при расчистке площадей под лесные склады, трассы лесовозных дорог, постройки, сооружения и установки, а также аварийной древесины вдоль лесовозных дорог на срок более 4 месяцев),
- "р" (оставление на летний период древесины, не обработанной инсектицидами),
- "о" (уничтожение или повреждение граничных, квартальных, лесосечных и других столбов и знаков), пункта 72 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации.
По результатам освидетельствования мест рубок составлен акт от 26 июля 2005 года (л.д. 15-16). О проведении освидетельствования и необходимости направления представителя ответчик извещался уведомлениями от 26 мая и 07 июля 2005 года (л.д. 11-14), однако явка представителя ответчика не была обеспечена. Освидетельствование проведено в одностороннем порядке, что соответствует требованиям п. 64 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации.
За допущенные ответчиком лесонарушения начислена неустойка в размере 991920 руб. 31 коп.
Ответчику направлено претензионное письмо от 28 ноября 2005 года N 869 с предложением о добровольной уплате неустойки (л.д. 49-50). Неуплата ответчиком начисленной неустойки в добровольном порядке послужила основанием для обращения истца в арбитражный суд с данным иском.
В соответствии со статьей 111 Лесного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица обязаны возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем первым п. 72 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 1998 года N 551 с лесопользователей, лесхозов и других организаций, ведущих лесное хозяйство в лесном фонде, в лесах, не входящих в лесной фонд, и древесно-кустарниковой растительности, расположенной на землях сельскохозяйственного назначения, железнодорожного и автомобильного транспорта, землях водного фонда, допустивших нарушения лесохозяйственных требований, взыскивается неустойка в том числе:
- за уничтожение подроста, подлежащего сохранению в соответствии с лесорубочным билетом или ордером - 3-кратная стоимость создания и выращивания лесных культур до возраста, соответствующего возрасту уничтоженного подроста (определяемая по действующим расчетно-технологическим картам и другим нормативам затрат) (п. "е");
- за неудовлетворительную очистку мест рубок от порубочных остатков - 5-кратная стоимость работ по очистке мест рубок, рассчитанная по действующим в лесхозе расчетно-технологическим картам и другим нормативам затрат, утвержденным в установленном порядке (п. "н");
- за рубку за пределами переданных лесопользователю лесосек - 10-кратная ставка лесных податей за древесину указанных срубленных или поврежденных деревьев (п. "г");
- за оставление недорубов в виде компактных участков леса - 2-кратная ставка лесных податей за оставленную в недорубах древесину (п. "к");
- за оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставленные отсрочки) древесины на лесосеках - 7-кратная ставка лесных податей за объем не вывезенной в срок или оставленной аварийной древесины (п. "л");
- за оставление в лесу на летний период не окоренной в установленный срок хвойной древесины, если указанная древесина не обработана инсектицидами, а на верхних, нижних и иных складах не уложена в штабеля в соответствии с действующими стандартами, инструкциями и рекомендациями, - 5-кратная ставка лесных податей за оставленную неокоренную древесину или древесину без пролыски (п. "р");
- за уничтожение деляночных столбов - 10-кратная стоимость их изготовления и установки (п. "о").
Совершение ответчиком указанных лесонарушений зафиксировано Актом освидетельствования мест рубок от 26 июля 2005 года.
При рассмотрении дела суд первой инстанции установил, что истцом неверно определён объём оставленной и не вывезенной, а также оставленной и не окоренной древесины на делянке 2 квартала 130, делянке 14 квартала 159, делянках 10, 11 квартала 197. В этой связи суд признал доказанным наличие лесонарушения за уничтожение подроста в размере 267651 руб. 36 коп., неудовлетворительную очистку мест рубок - 65281 руб. 75 коп., рубку за пределами лесосеки - ель - 103697 руб. 60 коп., берёза - 23889 руб. 60 коп., компактный недоруб - 158760 руб. 20 коп. и 58665 руб. 60 коп., оставление не вывезенной древесины - 79395 руб. 68 коп. и 30693 руб. 60 коп. оставление не окоренной древесины - 56711 руб. 02 коп. и 21924 руб. и уничтожение деляночных столбов - 3299 руб. 80 коп. Всего в сумме 870970 руб. 39 коп.
Учитывая, что указанные нарушения подтверждены материалами дела, суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика 87970 руб. 39 коп. неустойки.
Довод заявителя об отсутствии у Комитета лесов Республики Коми права на обращение с иском о взыскании неустойки за лесонарушения, обнаруженные до образования Комитета, отклоняется в виду следующего.
Как следует из Положения о Комитете лесов Республики Коми (л.д. 64-67), Комитет является органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим государственное регулирование в области лесных отношений и координирующим деятельность в этой области иных органов исполнительной власти. Комитет имеет право направлять материалы о нарушении законодательства в области лесных отношений в органы государственной власти, предъявлять иски в суд (п.п. 1, 12, 17, 8.4). Предъявление в обоснование доводов заявленного иска документов, подготовленных предшественником Комитета - Агентством лесного хозяйства по Республике Коми, законодательству не противоречит.
Ссылка заявителя на п. 8 Правил заготовки древесины, утверждённых Приказом Минприроды от 16 июля 2007 года N 184 не может быть признана обоснованной, так как в период совершения лесонарушения и начисления неустойки указанный Приказ принят не был.
При изложенных обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным. Оснований для отмены или изменения оспариваемого ответчиком решения, предусмотренных статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1000 руб. относится на заявителя жалобы и в полном объёме уплачена им в доход федерального бюджета (чек-ордер N 2268 от 25 декабря 2007 года) до принятия жалобы к производству арбитражного апелляционного суда.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 05 декабря 2007 года по делу N А29-5040/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.А. Гуреева |
Судьи |
Т.М. Дьяконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-5040/2007
Истец: Представитель Комитета лесов РК Красноусова Е.С., Комитет лесов РК
Ответчик: ГУП М-222/7 Учреждение ФГУ ОИК N 37
Хронология рассмотрения дела:
12.02.2008 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-179/2008