г.Киров |
Дело N А82-7622/2007-99 |
04 февраля 2008 г. |
|
(дата вынесения резолютивной части постановления).
15 февраля 2008 года
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего: Черных Л.И.
судей: Лобановой Л.Н., Хоровой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Черных Л.И.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Отдела вневедомственной охраны при ОВД по Заволжскому району города Ярославля
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.11.2007г. по делу N А82-7622/2007-99, принятое судьей Украинцевой Е.П.,
по заявлению
Отдела вневедомственной охраны при ОВД по Заволжскому району города Ярославля
к Инспекции ФНС России по Заволжскому району города Ярославля
о признании незаконным решения Инспекции от 26.06.2007г. N 379,
УСТАНОВИЛ
Отдел вневедомственной охраны при Отделе внутренних дел по Заволжскому району города Ярославля обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району города Ярославля N 379 от 26.06.2007г. о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
Арбитражный суд Ярославской области решением от 07.11.2007г. отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Отдел вневедомственной охраны при ОВД Заволжского района г.Ярославля, не согласившись с решением суда, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. Заявитель жалобы указывает, что судом I инстанции неправильно истолкованы нормы материального права. Ссылаясь на п.п.3 п.2 ст.389 Налогового кодекса Российской Федерации, п.4, п.п.5 п.5 ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации, Отдел считает, что указанные нормы не связывают освобождение владельца земельного участка от обложения земельным налогом с наличием соответствующих документов, закрепляющих отнесение участка к категории земель обороны и безопасности, предусмотренной ст.93 Земельного кодекса Российской Федерации. Заявитель жалобы указывает, что в соответствии с Законом РФ от 18.04.1991г. "О милиции" Отдел входит в систему органов внутренних дел и его задачей является обеспечение безопасности личности, охрана общественного порядка и общественной безопасности. На основании изложенного Отдел считает, что спорный земельный участок отвечает всем предусмотренным п.п.3 п.2 ст.389 НК РФ требованиям, а именно: находится в муниципальной собственности, предоставлен в пользование органу, основной задачей которого является обеспечение безопасности, ограничен в обороте в соответствии с законодательством РФ (п.п.5 п.5 ст.27 ЗК РФ). Также заявитель жалобы ссылается на письмо УФНС России по Ярославской области от 03.05.2006г. N 13-14/1/04702. В связи с этим, заявитель жалобы просит отменить решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.11.2007г. и принять по делу новый судебный акт - удовлетворить требования Отдела вневедомственной охраны при ОВД Заволжского района г.Ярославля.
Инспекция ФНС России по Заволжскому району г.Ярославля в представленном отзыве на апелляционную жалобу указала, что с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласна, решение суда просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей в суд не направили.
На основании статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев в открытом судебном заседании в установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределах материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, ИФНС России по Заволжскому району г.Ярославля проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2006 год, представленной Отделом вневедомственной охраны при ОВД Заволжского района г.Ярославля, в ходе которой налоговый орган пришел к выводу о неправомерном применении Отделом льготы, предусмотренной п.п.3 п.2 ст.389 НК РФ в отношении земельного участка, расположенного по адресу г.Ярославль, пр.Авиаторов, 14, используемого Отделом, что повлекло неполную уплату налога в размере 4 191 руб., а также нарушение срока представления налоговой декларации за 2006 год: установленный срок представления декларации по земельному налогу за 2006 год - 01.02.07г., фактически декларация представлена 09.02.07г. Результаты проверки отражены в акте N 270 от 14.05.2007г.
По результатам рассмотрения материалов проверки, возражений налогоплательщика заместителем руководителя ИФНС России по Заволжскому району г.Ярославля принято решение N 379 от 26.06.2007г. о привлечении Отдела вневедомственной охраны при ОВД Заволжского района г.Ярославля к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 НК РФ за неуплату земельного налога за 2006 год в виде штрафа в размере 838 руб., п.1 ст.119 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговой декларации по земельному налогу за 2006 год в виде штрафа в размере 209 руб. 55 коп. Указанным решением налогоплательщику предложено также уплатить доначисленную сумму земельного налога за 2006 г. в размере 4 191 руб. и пени в размере 191 руб. 60 коп.
Не согласившись с указанным решением налогового органа, Отдел вневедомственной охраны при ОВД Заволжского района г.Ярославля обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Ярославской области руководствовался статьями 7, 93, подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 37 Земельного кодекса РСФСР, подпунктом 3 пункта 2 статьи 389, пунктами 1, 3 статьи 398 Налогового кодекса Российской Федерации и, признавая бесспорным отнесение ОВО при Заволжском РОВД г.Ярославля к органам обеспечения безопасности, с учетом того, что в материалах дела не имеется документов, свидетельствующих о предоставлении спорного участка в качестве земель обороны и безопасности, а также ограничении его в обороте, суд I инстанции пришел к выводу об обоснованном начислении земельного налога за 2006 г. в размере 4 191 руб., соответствующих сумм пени и налоговых санкций за неполную уплату налога и за непредставление налоговой декларации в установленный срок.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции счел ее подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.
Федеральным законом от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" с 01.01.2005 введена в действие глава 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации.
Ранее действовавший Закон Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", за исключением статьи 25, утратил силу с 1 января 2006 года (статья 2 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ).
В статье 387 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с Решением муниципалитета г. Ярославля от 07.11.2005г. N 146 "О земельном налоге" на территории города Ярославля установлен земельный налог и введен в действие с 01.01.2006г.
На основании пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
На основании статьи 37 Земельного кодекса РСФСР при переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пользования земельными участками. При этом им выдается новый документ, удостоверяющий право на землю.
Статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки относятся к недвижимому имуществу.
В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Из содержания приведенных норм следует, что обязанность по уплате земельного налога в 2006 году возникает в отношении земельных участков, право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения которыми зарегистрировано в установленном законом порядке.
При принятии решения по настоящему делу Арбитражный суд Ярославской области исходил из того, что Отдел вневедомственной охраны при ОВД Заволжского района г.Ярославля, являясь пользователем земельного участка, расположенного по адресу: г.Ярославль, пр.Авиаторов, 14, на основании Временного удостоверения N 2313 от 26.02.98г., выданного Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г.Ярославля, обязан было исчислять и уплачивать в 2006 году земельный налог и представлять налоговую декларацию.
Как видно из материалов дела, по договору купли-продажи от 27.01.1998г. ОВО при ОВД Администрации Заволжского района г. Ярославля приобрел у Насонова Н.В. нежилое здание, находящееся по адресу: г. Ярославль, пр-т. Авиаторов, 14.
Комитет по земельный ресурсам и землеустройству г. Ярославля 26.02.1998г. выдал Отделу временное удостоверение N 2313.
В данном Временном удостоверении Отдел вневедомственной охраны при ОВД Заволжского района г.Ярославля указан в качестве основного землепользователя земельного участка по юридическому адресу: пр-т. Авиаторов, 14, целевое назначение использования земельного участка - для производственных целей (склад), площадь земельного участка указана 202,0 кв.м. В удостоверении указано, что временное удостоверение является основанием для уплаты земельного налога до предоставления в установленном законом порядке документов на право пользования землей.
На каком праве Отделу вневедомственной охраны при ОВД Заволжского района г.Ярославля предоставлен земельный участок, во Временном удостоверении не указано.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что данное временное удостоверение нельзя признать свидетельством о государственной регистрации прав на земельный участок, выдаваемым в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Более того, выдача такого Временного удостоверения в подтверждение права собственности на землю либо права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком не предусмотрена ни одним нормативно-правовым актом, действовавшим до принятия Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Иных правоустанавливающих документов на данный участок в материалы дела не представлено.
Как следует из материалов дела, документов, свидетельствующих о предоставлении Отделу спорного земельного участка на праве постоянного пользования, в дело не представлено, государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на момент представления в налоговый орган декларации по земельному налогу за 2006 год, а также вынесения Инспекцией оспариваемого решения о привлечении Отдела к налоговой ответственности не была осуществлена.
На основании изложенного суд апелляционным инстанции считает, что налоговый орган в нарушение части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в ходе проверки не установил и не представил доказательств того, что Отдел вневедомственной охраны при ОВД Заволжского района г.Ярославля обладает земельным участком на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования, а также доказательств государственной регистрации права на земельный участок, для утверждения о признании Отдела в 2006 году плательщиком земельного налога в отношении спорного земельного участка.
Налоговым органом не установлено и Отделом не отражено в налоговой декларации по земельному налогу за 2006 год то, что Отдел владеет на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования иными земельными участками.
Следовательно, у Отдела вневедомственной охраны при ОВД по Заволжскому району г. Ярославля не возникло обязанности по исчислению и уплате земельного налога за 2006 год, а также по представлению соответствующей налоговой декларации.
Кроме того, суд апелляционной инстанции при разрешении данного дела учитывает следующее.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются объектом налогообложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд.
Согласно пункту 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Под безопасностью в соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 05.03.92 N 2446-1 "О безопасности" понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. При этом к основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Статьей 12 Закона Российской Федерации "О безопасности" к силам обеспечения безопасности отнесены, наряду с другими органами и службами, органы внутренних дел.
Основные задачи Министерства внутренних дел определены в п. 3 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19.07.2004 N 927.
К ним, в частности, относятся: обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина; организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений; обеспечение охраны общественного порядка; обеспечение безопасности дорожного движения; организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия; организация в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной охраны имущества и организаций.
Таким образом, органы внутренних дел, являясь составной частью сил безопасности, призваны обеспечить безопасность личности, общества и государства от внутренних угроз.
При этом в органах внутренних дел предусматривается прохождение правоохранительной службы, которая в соответствии со статьей 7 Федерального закона N 58-ФЗ от 27.05.2003 "О системе государственной службы Российской Федерации" является видом федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии с абзацем 7 статьи 9 Закона Российской Федерации N 1026-1 от 18.04.91 "О милиции" подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел относятся к милиции общественной безопасности.
Поскольку спорный земельный участок предоставлен Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Ярославля в пользование Отделу вневедомственной охраны при ОВД по Заволжскому району г. Ярославля, входящему в систему органов внутренних дел, отнесенных к силам безопасности, и используется последним для реализации целей и задач, возложенных на органы внутренних дел, то есть в целях обеспечения безопасности, то данный земельный участок является ограниченным в обороте, предоставленным для нужд безопасности.
Ссылка налогового органа в оспариваемом решении на то, что согласно Временному удостоверению земельный участок был выделен Отделу с целевым назначением для производственных целей и не предоставлялся для целей обеспечения обороны и безопасности, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку фактически земельный участок отвечает признакам земельного участка, предоставленного для нужд безопасности. Из документов видно, что в здании, расположенном на спорном земельном участке, по указанному выше адресу располагается Отдел вневедомственной охраны при ОВД по Заволжскому району г. Ярославля. Иных целей и задач, кроме как обеспечение безопасности личности, общества и государства, у органов внутренних дел нет. Из материалов дела не следует и налоговым органом не представлено доказательств того, что земельный участок предназначался или используется Отделом для производственных целей (под склад).
Следовательно, указанный участок не является объектом обложения земельным налогом.
Таким образом, у налогового органа отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения.
Учитывая изложенное суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что требования Отдела вневедомственной охраны при ОВД Заволжского района г.Ярославля о признании незаконным решения ИФНС России по Заволжскому району г.Ярославля N 379 от 26.06.2007г. подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.11.07г. подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Следовательно, апелляционная жалоба Отдела вневедомственной охраны при ОВД Заволжского района г.Ярославля подлежит удовлетворению.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации понесенные Отделом вневедомственной охраны при ОВД Заволжского района г.Ярославля расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с ИФНС России по Заволжскому району г.Ярославля.
Руководствуясь статьями 258, 266, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Апелляционную жалобу Отдела вневедомственной охраны при ОВД Заволжского района г.Ярославля удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.11.2007г. по делу N А82-7622/2007-99 отменить.
Признать решение Инспекции ФНС России по Заволжскому району г.Ярославля N 379 от 26.06.2007г. недействительным.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г.Ярославля в пользу Отдела вневедомственной охраны при Отделе внутренних дел по Заволжскому району г.Ярославля 2000 рублей в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины по I инстанции.
Арбитражному суду Ярославской области выдать исполнительный лист.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г.Ярославля в пользу Отдела вневедомственной охраны при Отделе внутренних дел по Заволжскому району г.Ярославля 1000 рублей в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
Л.Н. Лобанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-7622/2007
Истец: Отдел вневедомственной охраны при ОВД по Заволжскому району г.Ярославля
Ответчик: Инспекция ФНС по Заволжскому району г. Ярославля
Кредитор: ИФНС России по г. Кирову
Хронология рассмотрения дела:
15.02.2008 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4786/2007