11 апреля 2008 г. |
Дело N А31-5950/2007-12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2008 года
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.В. Хоровой
судей В.С. Кокорева, Л.Н. Лобановой,
при ведении протокола судебного заседания судьей Хоровой Т.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом,.
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом
от третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Костроме
на решение Арбитражного суда Костромской области
от 18.01.2008 года по делу N А31-5950/2007-12, принятое судьей Поляшовой Т.М.,
по заявлению Центра ГИМС МЧС России по Костромской области
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Костроме
3-е лицо: ГУ МЧС России по Костромской области
о признании незаконными решений налогового органа от 22.08.2007 года
N N 4254/11-1378, 4252/11-1379, 4260/11-1380
УСТАНОВИЛ:
Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Костромской области (далее - Центр, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Костроме (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании недействительными решений налогового органа от 22.08.2007 года N N 4254/11-1378, 4252/11-1379, 4260/11-1380.
Решением от 18.01.2008г. Арбитражный суд Костромской области удовлетворил заявленные требования о признании незаконными решений налогового органа.
Инспекция, не согласившись с принятым по делу судебным актом, обратилась во Второй арбитражный апелляционной суд с апелляционной жалобой. В обоснование своей позиции заявитель жалобы указывает следующее:
- по мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно: не полностью исследовал вопрос о правомерности отнесения Центра к военной и (или) приравненной к ней службе и, соответственно, не выяснил вопрос о правомерности применения Центром льготы по налогу на имущество;
- при принятии решения суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права (подпункт 2 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 28.03.1998г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", пункт 12 "Положения о Министерстве по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий"), что привело к неверной оценке обстоятельств, подлежащих доказыванию при рассмотрении спора; в результате судом первой инстанции вынесен незаконный судебный акт;
-в статье 6 Федерального закона от 27.05.2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", Приказ МНС РФ от 09.04.2003 года N БГ-3-21/177 и в статье 2 Федерального закона от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" указано, что в отношении Центра не предусмотрено установление воинской или приравненной к ней службы, а значит льготой по налогу на имущество, предусмотренной в главе 30 Налогового Кодекса Российской Федерации, Центр пользоваться не может.
Заявитель жалобы по изложенным основаниям просит отменить решение суда первой инстанции от 18.01.2008г. и принять по делу новый судебный акт.
Центр представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором против доводов Инспекции возразил, указав на законность и обоснованность принятого судебного акта. При этом Центр пояснил, что МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, в котором законодательно предусмотрена военная служба и который осуществляет деятельность через свои подразделения. К числу таких подразделений отнесен и Центр, у которого имеется имущество на праве оперативного управления.
Центр, Инспекция и третье лицо - ГУ МЧС России по Костромской области, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, свих представителей в судебное заседание не направили, Центр и Инспекция заявили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы без участия их представителей, в связи с чем, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд рассматривает спор в отсутствии представителей сторон и третьего лица по имеющимся в деле документам.
Законность принятого Арбитражным судом Костромской области судебного акта проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведены камеральные налоговые проверки представленных Центром уточненной налоговой декларации по налогу на имущество за 2005 год, и налоговых деклараций за 2006 год и 1 квартал 2007 года. По результатам проведенных проверок Инспекцией сделан вывод с неправомерном применение налогоплательщиком льготы, предусмотренной в подпункт 2 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в результате не включения в объект обложения налогом на имущество, имущества, принадлежавшего Центру на праве оперативного управления, что повлекло неуплату налога на имущество за указанные налоговые (отчетные) периоды. Результаты проверок отражены Инспекцией в актах от 28.06.2007 года N 2779, 2872 и от 23.07.2007г. N 2782.
По результатам рассмотрения материалов проверок, заместителем начальника Инспекции приняты решения:
-N 4252/11-1379 от 22.08.2007г., в котором налогоплательщику предложено уплатить налог на имущество за 2006 г. в размере 21854 руб., пени -1008,93 руб. и штрафные санкции - 4371 руб.
-N 4254/11-1378 от 22.08.2007г., в котором налогоплательщику предложено уплатить налог на имущество за 2005 г. в размере 2586 руб., пени - 473,15 руб., и штрафные санкции - 517 руб.,
-N 4260/11-1380 от 22.08.2007г., в котором налогоплательщику предложено уплатить налог на имущество за 1 квартал 2007 г. в размере 18426 руб., пени - 670,09 руб.
Не согласившись с названными решениями налогового органа, Центр обжаловал их в Арбитражный суд Костромской области.
При рассмотрении дела Арбитражный суд Костромской области пришел к выводу, что Центр отвечает всем требованиям, определенным в подпункте 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ, и, соответственно, вправе воспользоваться льготой и не уплачивать налог на имущество.
Рассмотрев апелляционную жалобу, Второй арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены принятого судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статьей 373 НК РФ налогоплательщиками для целей уплаты налога на имущество признаются российские организации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В подпункте 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ определено, что имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации, не является объектом налогообложения по налогу на имущество.
Пунктом 1 Указа Президента РФ от 11.07.2004 года N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных действий" (далее - Указ) утверждено Положение "О Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - "Положение_").
В соответствии с пунктом 2 Указа установлено, что в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий входят:
- центральный аппарат;
- территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;
- Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
- войска гражданской обороны;
- Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с пунктом 1 "Положения_" Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
В соответствии с пунктом 3 "Положения_" МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему территориальные органы, в т.ч. и Государственные инспекции по маломерным судам.
В соответствии с подпунктами 4, 10, 11 пункта 8 "Положения_" МЧС России осуществляет финансирование подведомственных распорядителей и получателей средств федерального бюджета; создание, реорганизацию и ликвидацию в установленном порядке территориальных органов, спасательных центров, соединений, воинских частей и подразделений войск гражданской обороны, подразделений Государственной противопожарной службы, пожарных, пожарно-спасательных, поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований, образовательных, научно-исследовательских, медицинских учреждений и организаций, Государственной инспекции по маломерным судам, содержащихся за счет средств федерального бюджета, комплектование их личным составом, тарификацию их утвержденных штатов и штатных перечней, а также их материальное, техническое, финансовое и другие виды обеспечения; осуществляет в установленном порядке функции по управлению государственным имуществом; является главным распорядителем средств федерального бюджета;
В соответствии с пунктом 1 Положения "О Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 года N 835, Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). В систему Государственной инспекции по маломерным судам входят структурные подразделения центрального аппарата МЧС России, территориальные органы Государственной инспекции по маломерным судам в составе территориальных органов МЧС России, государственные инспекторы по маломерным судам, а также соответствующие подразделения и организации МЧС России.
В соответствии с пунктом 11 вышеназванного Положения "О Государственной инспекции_" финансирование соответствующих структурных подразделений ГИМС МЧС России производится за счет и в пределах бюджетных назначений, выделяемых МЧС России на соответствующий год.
На основании пункта 12 вышеназванного Положения "О Государственной инспекции_" государственные инспекторы по маломерным судам имеют право ношения форменной одежды и знаков различия в порядке, утвержденном Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно Распоряжению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 29.09.2005 года N 742 федеральное имущество закреплено за Центром ГИМС МЧС России по Костромской области на праве оперативного управления.
На основании пунктов 1,15 "Положения о Центре Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Костромской области", утвержденного Приказом МЧС России от 31.03.2005 года N 274, следует, что Центр является юридическим лицом в форме государственного учреждения и структурным подразделением Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Костромской области МЧС России; создан в целях решения задач по надзору за соблюдением юридическими и физическими лицами законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации; обеспечения в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах, а также для участия в поиске и спасании людей на водных объектах. Для осуществления возложенных на Центр задач и функций за ним закрепляется федеральное государственное имущество.
Согласно пунктам 1 и 3 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 года N 868, МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации. Аналогичные задачи и функции Центра ГИМС МЧС России закреплены в пунктах 1-15 его Положения.
Вместе с тем статья 2 Федерального закона от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и воинской службе" приравнивает к воинской службу в войсках гражданской обороны и в подразделениях федеральной противопожарной службы.
Доводы налогового органа, изложенные в апелляционной жалобе о невозможности на основании вышеизложенных нормативно-правовых актов сделать однозначный вывод об отнесении учреждения к органам, в которых установлена военная или приравненная к ней служба, не принимаются Вторым арбитражным апелляционным судом, т.к. вышеназванные нормативные акты не противоречат друг другу и подтверждают статус военной службы, установленный в отношении Центра.
Статья 6 Федерального закона от 27.05.2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" не противоречит вышеизложенной позиции, поскольку предусматривает военную службу, в том числе и в органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, к которым отнесено МЧС России.
При таких обстоятельствах Второй арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что Центр правомерно применял в отношении закрепленного за ним федерального государственного имущества, принадлежавшего на праве оперативного управления федеральному органу исполнительной власти - МЧС России, положения подпункта 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ, которые исключают такое имущество из объектов налогообложения при исчислении налога на имущество.
На основании вышеизложенного апелляционная жалоба налогового органа удовлетворению не подлежит.
Второй арбитражный апелляционный суд с учетом всех вышеизложенных обстоятельств в совокупности считает правомерными выводы суда первой инстанции о недействительности решений налогового органа от 22.08.2007 года N N 4254/11-1378, 4252/11-1379, 4260/11-1380, соответственно, решение Арбитражного суда Костромской области является законным и обоснованным, вынесенным на основании всестороннего, объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела.
Нормы материального права Арбитражным судом Костромской области применены правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в сумме 1000 рублей относится на заявителя апелляционной жалобы - Инспекцию Федеральной налоговой службы по г.Костроме. Заявителю апелляционной жалобы была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины до рассмотрения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Костромской области от 18.01.2008 года по делу N А31-5950/2007-12 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Костроме - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Костроме (ул.Кузнецкая, д.9, г.Кострома, 156005) в федеральный бюджет 1000 рублей государственной пошлины.
Выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
Т.В. Хорова |
Судьи |
В.С.Кокорев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-5950/2007
Истец: Центр ГИМС МЧС России по Костромской области
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Костроме
Кредитор: Отделение по г.Костроме Управления Федерального Казначейства по Костромской области, Арбитражный суд Костромской области
Третье лицо: Главное управление МЧС России по Костромской области
Хронология рассмотрения дела:
11.04.2008 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-638/2008