Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 24 апреля 2003 г. N КА-А40/2350-03
(извлечение)
По данному делу см. также определение Федерального арбитражного суда Московского округа от 3 апреля 2003 г. N КА-А40/2350-03
Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области (далее ГУ ОПФ РФ по г. Москве и Московской области) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании ООО "Мелтекс" штрафа в размере 5000 рублей за несвоевременную постановку на учет к качестве страхователя в органе Пенсионного фонда Российской Федерации (далее ПФ РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.01.03 в иске отказано.
Отказывая в иске, арбитражный суд исходил из незаконности наложения на ответчика штрафа, взыскиваемого в судебном порядке.
В кассационной жалобе истец просит отменить решение как принятое с неправильным применением Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), ст.ст. 2, 27 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.01 N 167-ФЗ. Истец считает, что судом неправомерно применен КоАП РФ, так как спорные правоотношения регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации.
ГУ ОПФ РФ по г. Москве и Московской области и ООО "Мелтекс", извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителей в суд не направили.
Проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения.
Как установил арбитражный суд, ГУ ОПФ РФ по г. Москве и Московской области обратилось в арбитражный суд за взысканием с ООО "Мелтекс" в судебном порядке штрафа, наложенного органом ПФ РФ на ответчика на основании ч. 1 ст. 27 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" за нарушение ответчиком срока регистрации в качестве страхователя в органе ПФ РФ.
Отказывая в иске, арбитражный суд пришел к выводу о том, что истец не наделен полномочиями по привлечению страхователей к ответственности за нарушение сроков регистрации в органах ПФ РФ. Суд исходил при этом из того, что ответственность, к которой привлечено ООО "Мелтекс", является по своей природе административной, в связи с чем регулируется КоАП РФ. Однако истцом порядок привлечения к административной ответственности ООО "Мелтекс", установленный КоАП РФ, соблюден не был.
Вывод о применении к отношениям по привлечению страхователей к ответственности на основании 27 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" КоАП РФ не соответствует закону.
Согласно ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ вопросы административной ответственности регулируются исключительно законодательством об административных правонарушениях, которое состоит из КоАП РФ - и принимаемых в соответствии с ним законами субъектов.
Вместе с тем, как установил арбитражный суд, ответчик привлечен к ответственности на основании 27 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Указанная статья закона предусматривает самостоятельную, отличную от административной ответственность юридических лиц за нарушение срока регистрации страхователей в органах ПФ РФ в виде штрафа в размере 5000 рублей, порядок привлечения к которой согласно абз. 3 ст. 2 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страхований в Российской Федерации" регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации.
Таким образом, КоАП РФ не регулирует спорные правоотношения.
Вместе с тем, несмотря на ошибочность выводов суда о подлежащем применению в деле праве, законодательство об обязательном пенсионном страховании, тем не менее, не предусматривает наделение органов ПФ РФ правом налагать штрафы на плательщиков взносов в ПФ РФ.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Как следует из ст. 9 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" от 05.08.00 N 118-ФЗ, взыскание сумм штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предоставляет органам ПФ РФ право только на взыскание в судебном порядке недоимки по страховым взносам и пеней (п. 2 ст. 25 закона). Не предусмотрено право страховщика на привлечение страхователей к ответственности и ст. 13 указанного закона, устанавливающей права страховщика.
Указанное означает, что право привлекать страхователей к ответственности в виде штрафа за нарушение Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" у органов ПФ РФ отсутствует.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение об отказе органу ПФ РФ в иске о взыскании штрафа отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 29 января 2003 г. по делу N А40-52468/02-96-444 - оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 апреля 2003 г. N КА-А40/2350-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании