6 мая 2008 г. |
Дело N А31-4991/2007-22 |
Резолютивная часть постановления оглашена 6 мая 2008 г.
полный текст постановления изготовлен 6 мая 2008 г.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Самуйлова С.В.,
судей Тетервака А.В., Поляковой С.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Самуйловым С.В.,
при участии представителей сторон
от истца: Петрова Т.А. - по доверенности от 18.02.2008 г. N 020/2008-юр,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - муниципального образования городской округ город Кострома
на решение Арбитражного суда Костромской области от 19.02.2008г. по делу N А31-4991/2007-22, принятое судом в составе судьи Семенова А.И.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Костромская теплоэнергетическая компания"
к муниципальному образованию городской округ город Кострома
третьи лица:
финансово-казначейское управление администрации города Костромы,
муниципальное учреждение "Служба муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству"
о взыскании 80 359 764 руб. 59 коп.,
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "Костромская теплоэнергетическая компания" (далее ООО "КТЭК", истец) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском к муниципальному образованию городской округ город Кострома (далее муниципальное образование, ответчик, заявитель) о взыскании 80 359 764 руб. 59 коп. в порядке субсидиарной ответственности.
Из искового заявления следует, что в соответствии с решениями Арбитражного суда Костромской области, вступившими в законную силу, с муниципального учреждения "Служба муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству" (далее - МУ "СМЗ по ЖКХ") взысканы денежные средства в пользу истца за поставленную тепловую энергию в горячей воде. МУ "СМЗ по ЖКХ" частично оплатило задолженность. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник имущества. Поскольку исполнительные производства прекращены в связи с невозможностью взыскания, истец обратился в суд с иском о взыскании задолженности в сумме 80 359 764 руб. 59 коп. с собственника имущества.
Уточнив исковые требования, истец просил взыскать с ответчика 41 339 389 руб. 30 коп.
Ответчик требования не признал. По его мнению, истом не был соблюден порядок предъявления исполнительного листа к исполнению. Срок исполнения долга, установленный истцом, не является разумным. В настоящее время денежные требования истца могут быть удовлетворены за счет основного должника.
Определениями Арбитражного суда Костромской области от 26.10.2007г. и 14.02.2008г. лицом, выступающим в суде от имени муниципального образования, привлечен Глава города Костромы.
Определением арбитражного суда первой инстанции от 03.12.2007г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены финансово-казначейское управление администрации города Костромы и муниципальное учреждение "Служба муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству".
Решением Арбитражного суда Костромской области от 19.02.2008г. иск удовлетворен полностью. С муниципального образования городской округ город Кострома в пользу общества с ограниченной ответственностью "Костромская теплоэнергетическая компания" в порядке субсидиарной ответственности взыскано 41 339 389 руб. 30 коп., а также в доход федерального бюджета расходы по уплате государственной пошлины в размере 10 000 руб.
Суд исходил из того, что при отсутствии денежных средств для выплаты долга по решениям Арбитражного суда Костромской области у основного должника исковые требования ООО "КТЭК" подлежат удовлетворению за счет собственника имущества, то есть ответчика.
Не согласившись с принятым решением, муниципальное образование город Кострома обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что МУ "СМЗ по ЖКХ" является бюджетным учреждением. Истцом не доказана невозможность взыскания по исполнительным листам. Основанием для принятия судебным приставом-исполнителем постановлений послужил факт отсутствия у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание. Наличие или отсутствие у должника денежных средств не устанавливалось. Истец обратился в адрес финансово-казначейского управления Администрации города Костромы с заявлениями об исполнении указанных выше судебных решений. Однако на основании письменного заявления взыскателя (ООО "КТЭК") в дальнейшем исполнительные листы были возвращены без исполнения. В свою очередь, в расходной части бюджета города Костромы предусмотрены денежные средства, необходимые для надлежащего исполнения исполнительных документов, выданных на основании указанных решений суда.
Также ответчиком заявлено ходатайство о снижении размера государственной пошлины до 500 руб., исходя из имущественного положения заявителя.
ООО "КТЭК" в отзыве на апелляционную жалобу решение суда просило оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо - муниципальное учреждение "Служба муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству" - решение суда первой инстанции просило отменить, указав в отзыве на то, что бюджетом города Костромы на 2008 г. предусмотрены денежные средства, необходимые для погашения задолженности по исполнительным документам. Финансово-казначейским управлением составлен график погашения задолженности, согласно которому истцу ежемесячно в течение года будет перечисляться по 5 млн.руб. Деньги за апрель уже перечислены.
Третье лицо - финансово-казначейское управление администрации города Костромы - отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области от 19.02.2008г. проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании с 29 апреля по 6 мая сделан перерыв.
Ответчик и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания, согласно почтовым и телеграфным уведомлениям, извещены надлежащим образом.
Финансово-казначейское управление администрации города Костромы просило рассмотреть жалобу без участия своего представителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 286, пунктом 1 статьи 123, пунктами 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассмотрена в отсутствии представителей указанных лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решений только в обжалуемой части. Основания возникновения, наличие и размер задолженности заявителем не оспариваются.
Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба муниципального образования удовлетворению не подлежит, в силу следующего.
Предметом иска ООО "КТЭК" явилось требование о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности.
Правовым основанием заявленных требований истец указывал статьи 120, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Решениями Арбитражного суда Костромской области с МУ "СМЗ по ЖКХ" в пользу истца взыскано:
30.04.2004г. по делу N А31-1030/14 - 32 195 873 руб.,
16.08.2004г. по делу N А31-2928/8 - 27 363 633 руб. 60 коп.,
20.08.2004г. по делу N А31-2929/14 - 21 897 962 руб. 95 коп.,
22.09.2005г. по делу N А31-8475/14 - 13 704 840 руб. 96 коп.,
22.09.2005г. по делу N А31-8474/14 - 10 438 392 руб. 02 коп.
По вступлении данных решений в законную силу арбитражный суд выдал исполнительные листы.
В ходе исполнительного производства сумма долга в полном объеме МУ "СМЗ по ЖКХ" не погашена.
26.12.2005г. постановлениями судебного пристава-исполнителя исполнительное производство по исполнительным листам N А31-2928/8, N А31-1030/14, А31-2929/14 окончено в связи с невозможностью взыскания. О невозможности взыскания составлены акты от 17.10.2005г.
Исполнительные листы по делам N А31-1030/14, N А31-2928/8, N А31-2929/14, N А31-8475/14, N А31-8474/14 возвращены взыскателю с актом о невозможности взыскания.
23.11.2007г. за исх.N 04-3 финансово-казначейское управление сообщило арбитражному суду, что в проекте бюджета города Костромы на 2008 год предусмотрены средства на погашение задолженности по исполнительным листам МУ "СМЗ по ЖКХ" перед ООО "КТЭК" в полном объеме, а 21.12.2007г. за N 163 соответствующее решение приняла Дума города Костромы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Согласно пункту 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Судом первой и апелляционной инстанции установлено, что вышеназванные решения Арбитражного суда не исполнены. Доказательств погашения суммы долга основного должника (МУ "СМЗ по ЖКХ") перед истцом не представлено.
Отсутствие денежных средств у основного должника для выплаты долга подтверждается материалами дела.
При данных обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно сделан вывод, что исковые требования подлежат удовлетворению за счет собственника имущества, которым в соответствии с пунктом 1.2 Устава МУ "СМЗ по ЖКХ" является администрация города Костромы.
Основания для признания данного вывода суда неправильным у апелляционного суда отсутствуют.
Ввиду изложенного выше доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными. Решение суда первой инстанции основано на названных выше нормах права и представленных сторонами доказательствах.
В силу пунктов 7 и 8 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации при неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.
При поступлении в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, заявления взыскателя об отзыве исполнительного документа указанный орган возвращает взыскателю полностью или частично неисполненный исполнительный документ с указанием в сопроводительном письме причины его неисполнения. В случае частичного исполнения должником исполнительного документа указанный документ возвращается взыскателю с отметкой о размере перечисленной суммы.
Истцом в установленном порядке исполнительные листы были направлены в финансово-казначейское управление для исполнения, а затем 15.11.2007г. листы возвращены взыскателю на основании его заявления. При этом из содержания исполнительных листов следует, что взыскание по ним в полном объеме не произведено.
Доводы заявителя сводятся к утверждению о недоказанности истцом невозможности взыскания по исполнительным листам.
Данные утверждения опровергаются исследованными судом доказательствами: актами о невозможности взыскания от 12.10.2005г., постановлениями судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, исполнительными листами по вышеназванным делам с отметками о невозможности взыскания, письмом финансово-казначейского управления от 15.11.2007г. N 04-3/152 о возврате исполнительных листов без исполнения, а, кроме того, неисполнением долгового обязательства основным должником вплоть до вынесения решения судом первой инстанции. То есть в разумный срок исполнение обязательств со стороны МУ "СМЗ по ЖКХ" не произведено и истец законно обратился к собственнику имущества, несущего субсидиарную ответственность.
Прочие доводы апелляционной жалобы не влияют на правильность принятого решения и не являются основанием для его отмены или изменения.
Сведения, изложенные в отзыве муниципального учреждения "Служба муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству" о наличии средств на погашении долга также не влияют на правильность принятого решения. Во-первых, как следует из отзыва, денежные средства предусмотрены в бюджете города Костромы, а не у третьего лица. Во-вторых, деньги появились и начали выплачиваться ответчику после принятия судом решения по существу иска.
Нормы материального права Арбитражным судом первой инстанции применены правильно; нарушений норм процессуального права, являющихся, согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не допущено.
Согласно статьям 333.16-333.18, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик является плательщиком государственной пошлины, размер которой составляет 1000 рублей.
В соответствии со статьями 64 и 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации по ходатайству ответчика суд предоставил ему отсрочку по уплате государственной пошлины до рассмотрения апелляционной жалобы.
Поскольку данное постановление принято не в пользу заявителя апелляционной жалобы, то согласно статьям 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные им, возлагаются на него же и государственная пошлина взыскивается с заявителя в федеральный бюджет.
Ввиду незначительности суммы государственной пошлины суд отказывает в удовлетворении ходатайства заявителя об уменьшении ее размера с 1000 руб. до 500 руб.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Костромской области от 19.02.2008г. по делу N А31-4991/2007-22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального образования городской округ город Кострома - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального образования городской округ город Кострома за счет средств казны в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины. Выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья |
Самуйлов С.В. |
Судьи |
Тетервак А.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-4991/2007
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Костромская теплоэнергетическая компания"
Ответчик: МО ГО город Кострома
Кредитор: ИФНС РОссии по г.Костроме
Третье лицо: Финансово-казначейское управление администрации города Костромы, МУ "Служба муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству"
Хронология рассмотрения дела:
06.05.2008 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1350/2008